ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Урок нравственности. Лингвистический анализ текста на примере сказки А.Поповой "Коряга"

Добавлено: 2022.09.11
Просмотров: 25

Шакало Евгения Ивановна, учитель русского языка и литературы

Цель: Познакомить учащихся со сказкой А. Поповой «Коряга», особенностями ее композиции.

Задачи дидактические: Обучать учащихся умению анализировать текст, выделять его части, определять тему и идею; развивать навыки нахождения изобразительных средств языка; навыки выразительной устной речи, умение логически рассуждать.

Задачи воспитательные: Воспитывать чувство дружбы, коллективизма, доброжелательности на примере содержания сказки.

Материалы и оборудование: Распечатанный текст сказки, иллюстрации, карточки, природный материал, звукозапись.

Ход урока

I.

1. Вступительное слово учителя (на фоне записи «Звуки леса»).

[Давайте окунемся в звуки леса, воды, перенесемся в этот лес, на берег реки, на котором виднеются бревна. Перечитаем знакомую нам сказку и попробуем проанализировать ее содержание].

2. Чтение сказки «Коряга». (Приложение 1)

II.

1. Можно ли назвать текстом то, что мы прочитали?

2. Каковы признаки текста?

[– есть заглавие;

– можно определить тему;

– можно определить идею;

– предложения связаны по смыслу;

– предложения следуют в определенной последовательности;

– наличие изобразительных средств].

3. Давайте убедимся в этом. Прежде всего обратите внимание, что весь текст разбит на абзацы. В каждом из них можно найти изобразительные средства, именно через тропы мы видим и слышим присутствие автора. Рассмотрим подробно абзацы, остановимся на их анализе.

[Метафора – (повторяем определение на доске с помощью карточек)].

(При повторении тропов используется игровой момент «Найди пару». На доске в свободном порядке расположены на отдельных листах название тропа и его определение. По мере нахождения изобразительных средств учащиеся соединяют попарно термин и его толкование).

III.

1. – Какие появляются герои?  (Бревна)

– Что о них говорит автор? (Свалены в удивительном беспорядке)

– Какой троп использован? (Метафора)

С помощью метафоры автор сообщает нам, чем любили заниматься Бревна.

– Что он об этом говорит? (Учащиеся формулируют свои ответы и подтверждают их текстом).

2. [Эпитет – (повтор определения)].

– Какой новый герой появляется?  (Коряга)

– Какая она? Найдите эпитеты. О чем говорит нам автор с помощью эпитетов?

– А что можно сказать о корягах природных?

[Подбор эпитетов к природному материалу, выставленному в классе]

– Какой признак сказки мы видим в этом абзаце? (Конфликт – столкновение добра и зла)

[Коряга хотела поиграть, а Бревна восприняли это как обиду. Ее не приняли].

Что решают сделать бревна? (Подровнять задоринки)

[Задоринки, что это? Шероховатости по «Толковому словарю»].

– А сами они какие? Неужели «без сучка, без задоринки»?

3. – Корягу прогнали, ей плохо, а бревна веселятся.

[Кульминация – (повтор определения)].

Ваше отношение к героям?

Проявляется ли отношение автора?

4. – Какой новый герой появляется? (Дровосек).

– Что происходит с Бревнами? (Сначала перепугались, а затем начали помогать)

– Взгляд со стороны на Корягу. (Дровосек замечает ее, взгляд случайно упал. Коряга оказалась полезной)

5. – Автор ведет нас дальше и вводит новое художественное средство.

[Сравнение – (повтор определения)].

– Что смогла сделать Коряга? (Сучья, словно пальцы, охватили бревна и скрепили плот, даже флажок был привязан к ней).

– А без Коряги был бы плот? (Нет, Бревна остались бы бревнами).

6. – И что в заключении? (Плот отправился в путешествие).

IV.

Рассуждая, мы доказали, что это текст, подтвердились все признаки. Осталось определить тему и идею.

[Тема, идея – (повтор определения].

– Сформулировать тему.

– Идею попробуем найти в тексте (5, 6 абзац).

V.

[Аллегория – (повтор определения)].

Сказка эта – аллегория, иносказание. (Найти признаки сказки).

– А в жизни вам встречались Коряги и Брёвна? (Приводя примеры, дети очень интересно рассуждают).

VI. Вывод.

[Только вместе, только в связке можно быть коллективом, быть сильным, можно чего-то добиться. Коллектив вашего класса наполовину обновился. Вам предстоит вместе быть еще не один год. Каждый из вас может оказаться на месте Коряги. У каждого есть свои задоринки. И прежде, чем нападать, осуждать – начните с себя.]

VII. Заключение.

Итак, на уроке мы работали с текстом сказки. Читали, анализировали. Можно сделать вывод, что чтение – это труд, труд ума, мысли, души с помощью автора. Когда ты трудишься, то получаешь удовольствие. И если к литературному произведению относишься с уважением, внимательно, вдумчиво – результат не заставит себя долго ждать. Вы узнаете не только новые произведения, но и значительно пополните свой словарный запас. Чем больше читаешь, тем грамотнее пишешь. Все в ваших руках.

– А теперь догадайтесь, о каком слове идёт речь?

– Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале. (Оценка).

– Отметки за урок.

VIII. Домашнее задание:

Мини-сочинение «Над чем заставила задуматься сказка?».