Преподавание русского языка Обобщающий урок в 9-м классе по теме "Лексика и фразеология" (технология педагогических мастерских)Добавлено: 2022.09.11 Просмотров: 28 Шаяхметова Ирина Анваровна, учитель русского языка и литературы Цели и задачи урока:
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором. На стенде и столах (в центре класса) – лингвистические словари, справочники, хрестоматии по русской литературе, на столах у учащихся карточки с высказываниями о русском языке. Ход урока Диалог с классом. Этап – ИНДУКЦИЯ – создание эмоционального, интеллектуального настроя. - Что вы видите на стенде и столах? (Учащиеся читают названия словарей).
- Как вы думаете, чему мы посвятим сегодняшнее занятие? (Лексике русского языка) - Итак, вы сами назвали тему урока: “Лексика”. Сегодня перед нами задача – повторить тему “Лексика и фразеология”, еще раз убедиться в том, что именно в лексике проявляется богатство русского языка, словарный состав которого постоянно изменяется; вспомнить, что поколения русских людей, пользуясь русским языком, обогащая и совершенствуя его, отразили в словах, формах, словосочетаниях, предложениях и свою природу, и свою историю, и поэзию, и отношение к жизни, к труду. Занятие будет необычным: мы будем работать по технологии педагогических мастерских. Девиз мастерских таков: “Делай все по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам”. И помните слова Я.А.Коменского: “Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию”. Первый этап – ИНДУКЦИЯ – позади. Переходим ко второму этапу – САМОКОНСТРУКЦИИ (индивидуальной работе по заданной проблеме). Лексика русского языка представляет собой сложную систему, состоящую из различных по происхождению, по сфере употребления и стилистической значимости групп слов. Исконно русские и заимствованные, архаизмы (историзмы) и неологизмы, профессиональные слова, диалекты, фразеологизмы (устойчивые сочетания) – все это хранилище человеческой мысли, связь времен и поколений, культура народа, который создал все это богатство и хранит. Задача каждого – собрать воедино свои знания по теме. Результатом работы могут быть опорные конспекты, таблицы, сочинения, интервью, диалоги, отражающие разделы лексики и употребление ее в различных стилях речи (книжных: научном, публицистическом, художественном, официально-деловом – и разговорном). Каждая группа принимает участие в создании мультимедийной презентации. Напутствием пусть будут слова Л.Н.Толстого: “Знание – только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти” – и Б.Шоу: “Единственный путь, ведущий к знаниям, – это деятельность”. Этап – СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ (групповая работа по решению определенной проблемы). Под музыку учащиеся берут сигнальные карточки (разных цветов) и распределяются по группам. Помните: “Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое” (Шопенгауэр). В итоге определяются творческие группы, которым предстоит подготовить работы по следующим направлениям:
В течение часа группы учащихся готовят работы. В классе звучит музыка. В распоряжении ребят учебная, справочная и энциклопедическая литература, словари, хрестоматии. Им предоставлена возможность использовать цифровой фотоаппарат. Каждая группа имеет в наличии фломастеры, белую и цветную бумагу. Мастер (учитель) также готовит свою работу. Четверо учащихся (по одному из каждой группы) садятся к компьютеру. Их задача – создать слайды. Этап СОЦИАЛИЗАЦИЯ – выступление членов каждой группы и мастера с вариантами обсужденных решений. Этап АФИШИРОВАНИЕ (вернисаж) – представление всех работ. В результате совместной деятельности всех членов группы были подготовлены следующие работы. Отчет первой группы. Учащиеся обобщили знания о синонимах, антонимах, омонимах, их разновидностях, многозначных словах. Привели примеры использования многозначных слов в научном, публицистическом, художественном стилях. СЛОВАРНАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА
УПОТРЕБЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ В РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЯХ РЕЧИ ПРИРОДА. 1) В широком смысле – все сущее, весь мир в многообразии его форм. По моему глубочайшему убеждению, XXI век должен быть веком гуманитарной культуры. Её доминанта обязательна. Технике должна быть определена чётко служебная роль. Ведь природа миллионы лет сама управлялась со своими трудностями, рождала жизнь в любых условиях. Природа – чудо из чудес, и человек – высшая точка в развитии природы. Д.С.Лихачев
Н.Заболоцкий Отчет второй группы. В своем выступлении учащиеся рассказывают об архаизмах, историзмах, неологизмах, диалектных, общеупотребительной лексике, диалектных словах, исконно русской и заимствованной лексике, показывают различие между историзмами и архаизмами. Ответ иллюстрируется примерами из художественной литературы.
Диалектные слова в художественных произведениях подчеркивают индивидуальный облик русской деревни. Ярко и образно это выразил А.Яшин в своем стихотворении.
А.Яшин. “Родные слова” УПОТРЕБЛЕНИЕ АРХАИЗМОВ В РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЯХ РЕЧИ. Аршин (тюрское – аршын)
Словарь русского языка. Как аршин проглотил. (Фразеологический словарь) В воротах стоит избочась торговка полотном, за спиною у неё тяжёлый узел, в руке железный аршин. (М.Горький)
(Ф.Тютчев) Отчет третьей группы. СЛОВО О СЛОВАХ. Учащиеся обращаются к стихотворению в прозе И.С.Тургенева “Русский язык”, к высказываниям М.В.Ломоносова, А.С.Пушкина. Слово – это и звук, и смысл. Слова обозначают предметы жизни, но родилось слово для того, чтобы связывать человека с человеком, со всеми людьми, а всех людей с жизнью и её смыслом. (В.Непомнящий) Русский язык
С.Сергеев-Ценский
Отчет мастера. Домашняя практическая работа по теме “Лексика и фразеология” 1.
М.Лермонтов Выполните лексический разбор выделенных слов. 2. Приведите примеры омонимов и многозначных слов. 3. Подберите антонимы к выделенным словам:
Е.Евтушенко. 4. Объясните фразеологизмы: вилами по воде писано, заговаривать зубы, нести околесицу, глас вопиющего в пустыне. 5. Язык, учение, мысль, вершина, беречь. Приведите примеры употребления любого из указанных выше слов в различных стилях речи. Подведение итогов. Учитель. “Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух”, – утверждал В. Гумбольдт. Спасибо всем за интересные сообщения. Я думаю, что цели урока достигнуты. А как думаете вы? И мы переходим к последнему этапу – РЕФЛЕКСИИ. Я предлагаю вам поделиться впечатлениями о сегодняшнем уроке. (Учащиеся под музыку пишут свои отзывы, размышления). |