ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Система уроков по изучению творчества Н.С. Лескова в 10-м классе

Добавлено: 2022.09.09
Просмотров: 26

Филипповских Елена Константиновна, учитель литературы

Тема: “Мятежный человек, полный бунтующих страстей”. Личность и судьба Н.С. Лескова.

Тип урока: урок-исследование.

Цели урока:

  • обучать анализу критической литературы через исследования текста;
  • на основе поученных результатов исследования делать выводы о личности писателя, его творческой манере;
  • формировать ценностные ориентиры.

Технологическая карта урока

Этапы Выполнение (заполняется учащимися )
1 Прочитайте тему, выделите в ней ключевые слова Мятежный, страсть, личность, судьба
2 Целеполагание (определение цели исследования) Цель исследования:
  • сложить для себя технологию,
  • познакомится с биографией писателя, выделить в ней значимые моменты, обзорно познакомиться с произведениями писателя, сделать соответствующие выводы
3 Словарь темы Личность, праведник
4 Рабочая гипотеза На основании формулировки темы урока можно предположить, что…

Личность писателя неординарна, что в его биографии отражается противоречия времени и что автор стремится определить свое место и свои творческие принципы

5 Программа мыслительных операций 1) Познакомиться с биографией писателя, данной в учебнике

2) Познакомиться с предисловием к циклу “Праведники” (см. приложение 1)

3) Познакомиться с высказыванием В.Розанова о характере героя “Очарованный странник” (см. Приложение 1)

4) Сделать соответствующие выводы

6 Вывод На основании исследования приходим к выводу, что… писатель любит Россию такой, какая она есть, с ее простыми и сложными проблемами, что сам он был праведником
7 Рефлексия. Определение своих удач, неудач, затруднений

Тема: “Русский человек со всем справится” Внешняя и духовная биография Ивана Флягина (2 часа).

Тип урока: урок-исследование.

Цели урока:

  • обучать анализу художественного произведения через исследования текста;
  • развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
  • на основе поученных результатов исследования сделать вывод о характерных чертах личности Ивана Флягина;
  • формировать ценностные ориентиры.

Технологическая карта урока

Этапы Выполнение (заполняется учащимися)
1 Прочитайте тему, выделите в ней ключевые слова Внешняя, духовная, биография
2 Целеполагание (определение цели исследования) Цель исследования:

1) сложить для себя технологию,

2) проследить, как меняется внешняя сторона биографии героя и как это отражается на его духовном развитии

3 Словарь темы Композиция, сюжет, праведник
4 Рабочая гипотеза На основании формулировки темы урока можно предположить, что… герой пройдет определенный путь развития, который приведет его к духовному росту
5 Программа мыслительных операций 1) Определить композицию произведения

2) Выделить ключевые эпизоды, перечитать, озаглавить

3) Проанализировать по плану:

А. Основные черты характера героя, подтверждение текстом

Б. Духовно-нравственное состояние героя

В. Авторская оценка образа

Г. Вывод

6 Выделение в ходе исследования художественных фактов 1) Внешний облик героя

2) Поступки

3) Авторская оценка

4) Сопоставление черт характера и изменений, которые происходят в душе героя

7 Вывод На основании исследования приходим к выводу, что… Иван Северьянович, внешне похожий на былинного богатыря, проходя через испытания, превращается в праведника, монаха-молитвенника с очарованной душой, которой “очень за народ помереть хочется”
8 Рефлексия. Определение своих удач, неудач, затруднений

Тема: “Катерина Измайлова – жертва или невольница любви?” (Н.С. Лесков “Леди Макбет Мценского уезда”) (2 часа).

Тип урока: урок-исследование.

Цели урока:

  • обучать анализу художественного произведения через исследования текста;
  • развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
  • на основе полученных результатов сделать вывод о характере героини и ответить на проблемный вопрос темы урока;
  • формировать ценностные ориентиры.

Информационная карточка

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.

Жертва -

1. В древних религиях приносимый в дар божеству предмет или живое существо (убиваемое при этом), а также приношение этого дара. Принести жертву. Принести в жертву кого-что-нибудь.

2. перен. Добровольный отказ от чего-нибудь в пользу кого-чего-нибудь, самопожертвование (высок.)

Советские люди готовы на всякие жертвы ради любимой Родины

3. перен. Кого-чего, о ком-чем-нибудь, пострадавшем от насилия, от какого-нибудь несчастья, неудачи или вследствие преданности чему-нибудь. Жертвы кораблекрушения

Невольник (-ца) (книж.) – раб, пленник.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка

Жертва – пожираемое, уничтожаемое, гибнущее; что отдано или чего лишились безвозвратно. Приношение от усердия божеству: животных, плодов или чего-либо; отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью-либо пользу; самоотверженье и самый предмет его, то, чего лишаюсь.

Один бывает невинной жертвой злонамеренности, другой же - необузданности своей.

Приносить жертву долгу, Отечеству.

Невольник – зависящий не от своей воли, порабощенный какой-либо сторонней силой.

Всяк невольник обстоятельств, а иной – страстей своих.

Арестант, узник, заключенный, подстражник, колодник.

Технологическая карта урока

Этапы Выполнение (заполняется учащимися)
1 Прочитайте тему, выделите в ней ключевые слова Жертва, невольница
2 Целеполагание (определение цели исследования) Цель исследования:
  • сложить для себя технологию,
  • найти ответ та проблемный вопрос по теме
3 Словарь темы Невольница, жертва…
4 Рабочая гипотеза На основании лексического значения слова можно предположить, что Катерина Измайлова:
  • жертва
  • невольница
  • что-то другое
5 Программа мыслительных операций 1) Составить перечень поступков героини

2) Выделить соответствующие эпизоды

3) Перечитать

4) Определить роль вставных конструкций

5) Перечитать пейзажные зарисовки и соотнести их с повествованием

6 Выделение в ходе исследования художественных фактов 1) Характеристика героини

2) Своеобразие вставных конструкции

3) Символика пейзажных зарисовок

4) Изобразительные средства

7 Вывод На основании исследования приходим к выводу, что Катерина Измайлова…
8 Рефлексия. Определение своих удач, неудач, затруднений

Комментарий к уроку

Данный урок - урок в 10 классе. Не все учащиеся в равной мере овладели этой технологией. Форма организации познавательной деятельности может быть разной: групповая, индивидуальная. На уроке может быть консультант – ученик, который хорошо ориентируется в этой технологии, знает текст. Учащиеся на 6 этапе могут обращаться за помощью к учителю.

Рекомендуемые художественные факты для решения проблемного вопроса урока

  1. История замужества Катерины Измайловой (глава 1).
  2. Причина, толкнувшая на измену (глава 3).
  3. Убийство отца мужа (глава 5, начало 6).
  4. Разговор с Сергеем и планы Катерины (глава 6).
  5. Открывшаяся измена и убийство мужа (глава 8).
  6. Убийство Федора (глава 11).
  7. Катерина на каторге (главы 13-15).

Эти эпизоды помогут определиться в отношении только первой части вопроса: “Катерина – невольница любви?”

Вставные конструкции:

  1. Первый сон – глава 6.
  2. Второй сон – глава 7.

Пояснение к вставным конструкциям: Сны снятся Катерине, когда вроде бы, чего она хотела, достигнуто, но сны тревожат Катерину. Может быть, это совесть начинает просыпаться в молодой купчихе?

Пейзажные зарисовки:

  1. Описание ночи “Золотая ночь!..” (глава 6).
  2. Описание холодного осеннего дня “Безотраднейшая картина…” (глава 15).

Вывод урока:

Так кто же Катерина Измайлова? Однозначного ответа не было. Она и жертва, и невольница любви.