Преподавание литературы
Система уроков по изучению творчества Н.С. Лескова в 10-м классе
Добавлено: 2022.09.09
Просмотров: 26
Филипповских Елена Константиновна, учитель литературы Тема: “Мятежный человек, полный бунтующих страстей”. Личность и судьба Н.С. Лескова. Тип урока: урок-исследование. Цели урока: - обучать анализу критической литературы через исследования текста;
- на основе поученных результатов исследования делать выводы о личности писателя, его творческой манере;
- формировать ценностные ориентиры.
Технологическая карта урока № | Этапы | Выполнение (заполняется учащимися ) | 1 | Прочитайте тему, выделите в ней ключевые слова | Мятежный, страсть, личность, судьба | 2 | Целеполагание (определение цели исследования) | Цель исследования: - сложить для себя технологию,
- познакомится с биографией писателя, выделить в ней значимые моменты, обзорно познакомиться с произведениями писателя, сделать соответствующие выводы
| 3 | Словарь темы | Личность, праведник | 4 | Рабочая гипотеза | На основании формулировки темы урока можно предположить, что… Личность писателя неординарна, что в его биографии отражается противоречия времени и что автор стремится определить свое место и свои творческие принципы | 5 | Программа мыслительных операций | 1) Познакомиться с биографией писателя, данной в учебнике 2) Познакомиться с предисловием к циклу “Праведники” (см. приложение 1) 3) Познакомиться с высказыванием В.Розанова о характере героя “Очарованный странник” (см. Приложение 1) 4) Сделать соответствующие выводы | 6 | Вывод | На основании исследования приходим к выводу, что… писатель любит Россию такой, какая она есть, с ее простыми и сложными проблемами, что сам он был праведником | 7 | Рефлексия. Определение своих удач, неудач, затруднений | | Тема: “Русский человек со всем справится” Внешняя и духовная биография Ивана Флягина (2 часа). Тип урока: урок-исследование. Цели урока: - обучать анализу художественного произведения через исследования текста;
- развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
- на основе поученных результатов исследования сделать вывод о характерных чертах личности Ивана Флягина;
- формировать ценностные ориентиры.
Технологическая карта урока № | Этапы | Выполнение (заполняется учащимися) | 1 | Прочитайте тему, выделите в ней ключевые слова | Внешняя, духовная, биография | 2 | Целеполагание (определение цели исследования) | Цель исследования: 1) сложить для себя технологию, 2) проследить, как меняется внешняя сторона биографии героя и как это отражается на его духовном развитии | 3 | Словарь темы | Композиция, сюжет, праведник | 4 | Рабочая гипотеза | На основании формулировки темы урока можно предположить, что… герой пройдет определенный путь развития, который приведет его к духовному росту | 5 | Программа мыслительных операций | 1) Определить композицию произведения 2) Выделить ключевые эпизоды, перечитать, озаглавить 3) Проанализировать по плану: А. Основные черты характера героя, подтверждение текстом Б. Духовно-нравственное состояние героя В. Авторская оценка образа Г. Вывод | 6 | Выделение в ходе исследования художественных фактов | 1) Внешний облик героя 2) Поступки 3) Авторская оценка 4) Сопоставление черт характера и изменений, которые происходят в душе героя | 7 | Вывод | На основании исследования приходим к выводу, что… Иван Северьянович, внешне похожий на былинного богатыря, проходя через испытания, превращается в праведника, монаха-молитвенника с очарованной душой, которой “очень за народ помереть хочется” | 8 | Рефлексия. Определение своих удач, неудач, затруднений | | Тема: “Катерина Измайлова – жертва или невольница любви?” (Н.С. Лесков “Леди Макбет Мценского уезда”) (2 часа). Тип урока: урок-исследование. Цели урока: - обучать анализу художественного произведения через исследования текста;
- развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
- на основе полученных результатов сделать вывод о характере героини и ответить на проблемный вопрос темы урока;
- формировать ценностные ориентиры.
Информационная карточка Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Жертва - 1. В древних религиях приносимый в дар божеству предмет или живое существо (убиваемое при этом), а также приношение этого дара. Принести жертву. Принести в жертву кого-что-нибудь. 2. перен. Добровольный отказ от чего-нибудь в пользу кого-чего-нибудь, самопожертвование (высок.) Советские люди готовы на всякие жертвы ради любимой Родины 3. перен. Кого-чего, о ком-чем-нибудь, пострадавшем от насилия, от какого-нибудь несчастья, неудачи или вследствие преданности чему-нибудь. Жертвы кораблекрушения Невольник (-ца) (книж.) – раб, пленник. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Жертва – пожираемое, уничтожаемое, гибнущее; что отдано или чего лишились безвозвратно. Приношение от усердия божеству: животных, плодов или чего-либо; отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью-либо пользу; самоотверженье и самый предмет его, то, чего лишаюсь. Один бывает невинной жертвой злонамеренности, другой же - необузданности своей. Приносить жертву долгу, Отечеству. Невольник – зависящий не от своей воли, порабощенный какой-либо сторонней силой. Всяк невольник обстоятельств, а иной – страстей своих. Арестант, узник, заключенный, подстражник, колодник. Технологическая карта урока № | Этапы | Выполнение (заполняется учащимися) | 1 | Прочитайте тему, выделите в ней ключевые слова | Жертва, невольница | 2 | Целеполагание (определение цели исследования) | Цель исследования: - сложить для себя технологию,
- найти ответ та проблемный вопрос по теме
| 3 | Словарь темы | Невольница, жертва… | 4 | Рабочая гипотеза | На основании лексического значения слова можно предположить, что Катерина Измайлова: - жертва
- невольница
- что-то другое
| 5 | Программа мыслительных операций | 1) Составить перечень поступков героини 2) Выделить соответствующие эпизоды 3) Перечитать 4) Определить роль вставных конструкций 5) Перечитать пейзажные зарисовки и соотнести их с повествованием | 6 | Выделение в ходе исследования художественных фактов | 1) Характеристика героини 2) Своеобразие вставных конструкции 3) Символика пейзажных зарисовок 4) Изобразительные средства | 7 | Вывод | На основании исследования приходим к выводу, что Катерина Измайлова… | 8 | Рефлексия. Определение своих удач, неудач, затруднений | | Комментарий к уроку Данный урок - урок в 10 классе. Не все учащиеся в равной мере овладели этой технологией. Форма организации познавательной деятельности может быть разной: групповая, индивидуальная. На уроке может быть консультант – ученик, который хорошо ориентируется в этой технологии, знает текст. Учащиеся на 6 этапе могут обращаться за помощью к учителю. Рекомендуемые художественные факты для решения проблемного вопроса урока - История замужества Катерины Измайловой (глава 1).
- Причина, толкнувшая на измену (глава 3).
- Убийство отца мужа (глава 5, начало 6).
- Разговор с Сергеем и планы Катерины (глава 6).
- Открывшаяся измена и убийство мужа (глава 8).
- Убийство Федора (глава 11).
- Катерина на каторге (главы 13-15).
Эти эпизоды помогут определиться в отношении только первой части вопроса: “Катерина – невольница любви?” Вставные конструкции: - Первый сон – глава 6.
- Второй сон – глава 7.
Пояснение к вставным конструкциям: Сны снятся Катерине, когда вроде бы, чего она хотела, достигнуто, но сны тревожат Катерину. Может быть, это совесть начинает просыпаться в молодой купчихе? Пейзажные зарисовки: - Описание ночи “Золотая ночь!..” (глава 6).
- Описание холодного осеннего дня “Безотраднейшая картина…” (глава 15).
Вывод урока: Так кто же Катерина Измайлова? Однозначного ответа не было. Она и жертва, и невольница любви. |