ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Ток-шоу "Слово о книге"

Добавлено: 2022.09.08
Просмотров: 26

Марьина Марианна Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  1. содействовать развитию интереса к чтению, повышению читательской активности;
  2. выявление читательских интересов;
  3. развитие монологической речи, культуры дискуссии.

Оборудование: выставка книг, иллюстрации, Презентация.

Для того чтобы узнать себя, нужна книга,
Для того, чтобы узнать других, нужна книга
Р.Гамзатов

1. Инсценировка отрывка из комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. (Слайд 1)

Фамусов.

Вишь, прихоти какие завелись!
Все по-французски, вслух, читает запершись.
Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,
И в чтенье прок -то не велик:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спиться.

2. Ведущий.

Интересное мнение высказал наш гость Павел Афанасьевич Фамусов.

Сегодня, дорогие друзья, мы собрались поделиться своими размышлениями о роли книги в нашей жизни. А может, кто – то и согласится с господином Фамусовым? Посмотрим.

3. Соведущий. (Слайд 2)

Нами был проведен социологический опрос среди 72 старшеклассников нашей школы. На вопрос: "Любите ли вы читать?" Утвердительно ответили 50 человек. У 22 человек чтение, к сожалению, не является любимым занятием.

4. Реплика из зала Фамусова: (Слайд 3)

Вот, вот!
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.

5. Ведущий.

Да, не один господин Фамусов так, к сожалению, думает.

Предлагаю обратиться к противоречивым, на мой взгляд, высказываниям: (Слайд 4)

Читать, – значит думать чужой головой вместо своей собственной. (А.Шопенгауэр)

Чтение для ума – то же, что упражнение для тела. (Р.Сталь)

Счастлив тот, у кого есть книги; еще счастливее тот, кто в них не нуждается. (Китайское изречение.)

Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых друзей. Друзья эти – книги. (К.Паустовский.)

Обсуждение.

6. Ведущий. (Слайд 5)

Мы понимаем, что чтение – это не просто составление слов и букв. Это удивительное дело, которое делает читающего соучастником событий и тайн, действий и чувств – это работа души, без которой чтение бессмысленно. Ведь книга без собеседника мертва.

Замечательный английский политический деятель Эдмунд Борк сказал: "Читать, не размышляя, – все равно, что есть и не переваривать". Почему? (Ответ учащегося.)

Давайте послушаем отрывок из романа И.А.Гончарова "Обломов", а потом обсудим прочитанное.

(Слайд 6)

Т. Чтец (1): "Илья Ильич иногда возьмет и книгу в руки – ему все равно, какую-нибудь. Он и не подозревал в чтении существенной потребности, а считал его роскошью, таким делом, без которого легко и обойтись можно, так точно, как можно иметь картину на стене, можно и не иметь, можно пойти погулять, можно и не пойти: от этого ему все равно, какая бы и была книга; он смотрел на нее, как на вещь, назначенную для развлечения, от скуки и от нечего делать".

З. Ведущий.

– Как относится к чтению, книгам герой романа?

– Ребята, а вы согласны с тем, что чтение – роскошь? (Слайд 7)

(Роскошь – 1.изящество, обилие прекрасного, богатство и полнота. 2.излишество, хвастливая тороватость, расточительность на жизненные потребности.)
Словарь Даля.

9. Ведущий.

Мы с вами пришли к выводу, что чтение – это необходимость. Но вместе с тем это и роскошь. Вспомните, кому было доступно чтение, например, в 19 веке. М.Горький писал: "И грустно и смешно вспомнить, сколько тяжелых унижений, обид и тревог принесла мне быстро вспыхнувшая страсть к чтению!"

Ю.Чтец (2): (Слайд 8)

"Читал я в сарае, уходя колоть дрова, или на чердаке, что было одинаково неудобно, холодно. Иногда, е(Слайд и книга интересовала меня ,...я вставал ночью и зажигал свечу, но старая хозяйка, заметив, что свечи по ночам умаляются, стала измерять их лучинкой... Если и утром в свече недоставало вершка..., в кухне начинался яростный крик, и однажды Викторушка возмущенно провозгласил с полатей:

– Да перестаньте же лаяться, мамаша! Жить нельзя! Конечно, он сжег свечи, потому что книжки читает, у лавочника берет, я знаю! Поглядите-ка у него на чердаке...

Старуха сбегала на чердак. Нашла какую-то книжку и разорвала ее в клочья. Это, разумеется, огорчило меня, но желание читать еще более окрепло."

11. Ведущий.

Как часто мы не замечаем, что обладаем уникальной возможностью: читать свободно, не таясь, погружаясь в другие эпохи, познавая мир и себя.

12. Соведущий. (Слайд 9)

Показателем благосостояния в Древней Руси была книга;
в 19 веке – дом, чин;
в недавнем 20 – телевизор;
в 21 – сотовый телефон, компьютер.

Но давайте вспомним, что у нас на Руси, как и на мудром Востоке, книга являлась, и является сейчас, наиболее ценным даром, и тот, кто дарит книгу, – благородный человек

Чтец (3). (Слайд 10)

Вышла книга в свет, в эпоху.
Современникам на суд.
Пусть по голосу, по вздоху,
Не в родню к чертополоху, –
В добрый список занесут.
Книга.. .Что это такое?

Книга? Не набор страниц,
Это царство не покоя,
Рокот грома, взлет зарниц,
Сердца стук и слов сраженье,
Рифмы звон, как звон мечей,
Страсть, порыв, изнеможенье
Сквозь бессонницу ночей.

Это слез, любви и гнева
Пережитая глава
Ветка жизненного древа,
Воплощенная в слова.

Это музыки дыханье,
Это шелесты листвы,
Звезд полночных полыханье,
Дрожь рассветной синевы.

Вы коснитесь книги этой
Осторожно,
Не спеша,
В ней живет душа поэта,
Обнаженная душа.

13. Ведущий.

А теперь совершим путешествие в прошлое истории книги.

Знаете ли вы, что когда не было книг, существовало несколько способов передачи информации.

Вы слышали что-нибудь об узелковой письменности?

14. Ученик (1): (Слайд 11)

Брали шнур, на который завязывали определенным образом и в определенном порядке узелки, которые были окрашены в разные цвета. Черный означал смерть, белый – мир, красный – войну, опасность, желтый – золото, богатство, зеленый – хлеб. Если узелки не были окрашены, они обозначали числа. Простой узел – десятки, двойной – сотни.

Ученик (2): (Слайд 12)

Скифы, проживавшие на юге нынешней России, отправляли соседям послания из "говорящих" вещей – птиц, мышей...

Первой попыткой остановить и сохранить слово были пиктограммы – письмо в виде рисунка.

С помощью идеографического письма (знака, обозначающего понятие) написаны самые древние книги. Все книги шумерской библиотеке написаны клинописью, как и знаменитая библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии, и называлась она "Дом наставлений и советов".

В Древнем Египте библиотеки назывались "Домами жизни", а библиотека Рамзеса II – “Аптекой для души”.

Ученик (1): (Слайд 13)

Первые книги, похожие на современные появились примерно в 1 веке нашей эры. Назывались они кодексами. Тексты писались слитно.

Попытайтесь прочитать:

Изглубиныморядостаютжемчу гизглубиныкнигчерпаютзнания (Слайд 14)

Ученик (2): (Слайд 15)

Во II веке в Китае впервые была получена бумага. К XV веку, когда Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатание, бумага уже прочно утвердилась в Европе. На Руси книги появились с принятием христианства. “Остромирово Евангелие” – самая древняя русская книга, дошедшая до нас.

Ведущий. (Слайд 16)

Вы слышали, что библиотеки в древнем Египте называли “Домами жизни”, “Аптеками для души”. Почему?

Ведущий.

Как магические знаки, истина и красота книги впитываются постепенно. И мы не знаем ни дня, ни часа, когда бы мы не нуждались в завете знания. Источником знания в 21 веке является не только книга, но и электронные носители информации.

– А что предпочитаете вы? Книгу или электронный носитель информации? (Ответ.)

15. Соведущий. (Слайд 17)

45 старшеклассников школы считают именно книгу истинным другом человечества, а 27 доверяют электронным носителям информации.

16. Ведущий.

Князю Ярославу Мудрому, тому, кто украсил Киев прекрасными памятниками романского стиля, принадлежат слова о книгах: “Книги суть реки, наполняющие благодатью всю Вселенную”

– Может ли компьютер заменить книгу? (Голосует аудитория – нет, – да.)
– Во время подсчета голосов проводится игра “Продолжи пословицу”. (Слайд 18)

Немного читай,
Не всякий, кто читает,
Не на пользу читать,
Человек без книги, т
что птица без крыльев
если только вершки глотать
да много разумей
в чтении силу знает

17. Соведущий.

Итоги голосования в “студии” таковы: ...опрошенных старшеклассников, считают книгу незаменимой, а ... на стороне компьютера.

18. Ведущий.

– Кто сможет объяснить свой выбор?

Книгу трудно заменить. У книги, безусловно, есть одна особенность: с ней беседуешь, перелистывая страницы, один на один вступаешь с автором в немой диалог. Настоящая книга – это огромный сгусток энергии, созидающей силы, способной взращивать разумное, доброе, вечное.

19. Соведущий. (Слайд 19)

– Знаете ли вы самые издаваемые книги в мире? Вспомним их.

№ книга тираж, мил. экз.
  1. Библия.
  2. Цитатник Мао Цзедуна.
  3. 3 “Властелин колец” Дж.Р.Р.Толкиена.
  4. 4. Американский справочник по правописанию Ноя Вебстера.
  5. Книга рекордов Гиннесса.
  6. Всемирный ежегодник.
  7. “Антология детского чтения” Макгаффи Уильяма Холмса Макгаффи
  8. “Основы ухода за ребенком” Бенджамина Спока.
  9. “Код да Винчи” Дэна Брауна.
  10. “По(Слайд ание к Гарсиа” Элберта Хаббарда.
6000
900
100
100
100
80
60
50
43
40

Самые читаемые книги нашей библиотеки….

20. Ведуший.

И это не спроста. По результатам анкетирования у вас есть такие книги, которые вы бы взяли в кругосветное путешествие. Поделитесь, что это за книги, почему?

37 – книга помогла исправить настроение. Почему? И многие имеют любимых героев, и хотят на них походить. Приведите пример.

– Ребята, символом чего для вас является книга? (Слайд 20)

А) маяк
Б) зонтик
В) компас
Г) ключ

21. Соведущий. (Слайд 21)

Для 15 школьников книга, как маяк освещающий путь, 8 – словно зонтиком укрываются от житейских невзгод, для 45 книга открывает дверь в мир знаний, а 15 служит компасом в огромном океане жизни.

22. Ведущии.

Книги – как люди, у них сходны черты. Бывают книги, закрытые для страстей, и люди, закрытые для чувств. И бывают книги, выражающие чувства, которых не испытывают, и люди, выражающие страсти, которые им не свойственны. Книги – как люди. Их нужно понимать, принимать или остерегаться. Почему остерегаться?

– Одни ведут в тупик, другие – через тернии к звездам.

(Слайд 22)

“Незаинтересованное”, но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека. Прислушаемся к совету академика Д.С.Лихачева: “Умейте читать не только для школьных ответов и не потому, что ту или иную вещь читают сейчас все, – она модна. Умейте читать с интересом, не торопясь”.

Мир книг огромен и безграничен, и каждый выбирает его для себя, но, несомненно, слова Р.Гамзатова справедливы: “Для того чтобы узнать самих себя, нужна книга, для того, чтобы узнать других, нужна книга! Народ без книги похож на человека с завязанными глазами: он не видит мира. Народ без книги похож на человека без зеркала: ему нельзя увидеть своего лица” Поэтому давайте произнесем вместе со Стефаном Цвейгом слова благодарности книгам.

23. Ведущий читает эссе С.Цвейга “Благодарность книгам”.

Вывод: Сегодня так много было сказано слов чудесных о книге. Я думаю, что право выбора за вами – читателями. Я желаю, чтобы по жизни вам чаще попадались книги, о которых сказал наш современник, поэт Леонид Мартынов:

Есть книги –
В иные из них загляни
И вздрогнешь:
Не нас ли
Читают
Они!