ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка с элементами развивающего обучения по теме "Безличные глаголы"

Добавлено: 2022.09.06
Просмотров: 18

Сивакова Светлана Николаевна, замдиректора по УВР, учитель русского языка и литературы

Необходимость включения элементов развивающего обучения в традиционный урок русского языка возникла в связи с внедрением в образовательный процесс развивающих технологий.

Перед учителем, получившим класс, обучавшийся в начальной школе по системе развивающего обучения Занкова Л.В., основной задачей в процессе обучения является обеспечение индивидуального развития обучающихся, их познавательной активности, творческой самостоятельности.

Вопросы преемственности подобного рода находятся в стадии разработки, а урок в таком классе должен принципиально отличаться от традиционного урока: учащиеся должны изначально включаться в исследовательскую деятельность.

Задача учителя – вызвать у учащихся как можно больше положительных эмоций, связанных с процессом обучения.

Условием реализации этой задачи является увеличение количества творческих заданий, заданий познавательного характера.

Следует отметить особенности урока: гибкая структура, отход от стандартной последовательности.

В данных материалах представлен урок русского языка, проведенный в 6–м классе традиционной системы обучения, построенный по технологии развивающего обучения.

Урок по русскому языку в 6–м классе (традиционная школа)

Тема: “Безличные глаголы”

Цели:

Обучающие:

  1. Ознакомление учащихся с понятием “безличный глагол”, с лексическими группами безличных глаголов.
  2. Совершенствование умения находить грамматическую основу предложения.
  3. Обучение конструированию предложений с безличными глаголами.

Развивающие:

  1. Формирование умения отличать безличные глаголы от личных, находить безличные глаголы в предложении и тексте, определять их синтаксическую роль.
  2. Развитие умения оценивать результаты выполненных действий, обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы, определять закономерности.

Воспитательные:

  1. Развитие культуры речи учащихся, культуры ответа.
  2. Развитие творческого воображения учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебники, тетради, оформленная доска, чистые листы бумаги на каждого ученика

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Учитель читает стихотворение, предварительно дает задание:

Прослушайте стихотворение–загадку. О чем идет речь? Что это?

Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придет.
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растет.

(Учащиеся предполагают, что это глагол)

Учитель – Да, это глагол. Мы уже много знаем об этой части речи. Давайте вспомним что это.

(Учащиеся называют признаки глагола, приводят примеры)

Учитель – Сегодня нам предстоит знакомство с группой очень интересных глаголов. Чем они интересны и как они называются – пока это секрет, который нам с вами предстоит разгадать. Представьте, что они потеряли свое имя, а мы поможем его найти. Вы, наверное, обратили внимание, что на доске записано число, но не записана тема урока. Как вы думаете почему? (Учащиеся отвечают, что тему урока предстоит сформулировать в ходе работы).

Учитель – Действительно, вернув глаголам потерянное имя, мы выясним и тему нашего урока, вернее, вы должны сформулировать ее самостоятельно. Кроме того, мы научимся отличать эти глаголы от других, находить их в предложении, а также составлять с ними новые предложения.

Итак, выполняем первое задание.

На доске записаны предложения. Распределите их в две группы. Принцип распределения выбираете самостоятельно.

Выпал снег. Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. Мой друг тоже не спит.

Учитель – На какие группы разделили? Свое мнение обоснуйте.

(В ходе обсуждения выделяются две группы:

  1. предложения с обоими главными членами
  2. предложения с одним главным членом).

Учитель – Работаем с группой предложений: Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. (Остальные предложения стираются с доски)

Что общего, кроме того, что это односоставные предложения, вы заметили?

(Главный член предложения один, это сказуемое).

Учитель – А что можно сказать о подлежащем? Требуется ли оно в таких предложениях?

(Его нет и не нужно).

Учитель: – Есть ли здесь действующее лицо? (Нет). То есть, какие это глаголы? (Без лица) Значит имя у них … . (Безличные глаголы).

Учитель: – Правильно, это безличные глаголы. Итак, записываем тему урока в тетрадь, там, где оставлено место. Давайте еще раз дадим определение безличных глаголов.

Учитель – А как можно изобразить безличный глагол? Перед вами чистые листы бумаги (небольшие квадраты) изобразите безличный глагол так, как вы его представляете, а потом мы выберем самый удачный вариант. (Как правило, большинство учащихся рисует овал лица человека без глаз, рта и т.д., но могут быть и другие варианты).

Учитель – Итак, с работой справились, молодцы. Рисунки далеко не убираем, они нам еще потребуются. А сейчас еще одно задание: безличные глаголы спрятались в предложениях (предложения записаны на доске). Игра “Кто зоркий?”. Зоркий тот, кто распознает в предложениях безличные глаголы. Для этого используем наши рисунки. Прикрепите свой рисунок рядом с предложением, где прячутся безличные глаголы (первым к доске выходит тот, кто быстрее всех поднял руку). В это время те, кто остался на своих местах, подчеркивают грамматическую основу предложения. Учащиеся у доски должны доказать, что в предложениях, которые они отметили, действительно есть безличный глагол.

Пахло милым тлением осени.
Подморозило и воздух стал свежим.
Веет с поля ночная прохлада.
В одну минуту дорогу занесло.

Учитель – Найдите в одном из предложений спрятавшуюся пунктограмму, составьте схему предложения. (Учащиеся работают с предложением Подморозило, и воздух стал свежим). Обосновывают постановку запятой в сложном предложении, где первое предложение – односоставное).

Учитель – Обратите внимание, чем выражены сказуемые во всех отмеченных нами предложениях (безличными глаголами в форме прошедшего времени). Какую закономерность заметили? (Если затруднятся с ответом, дать задание определить род и число безличных глаголов в этих предложениях).

Итак, продолжите предложение В прошедшем времени безличные глаголы употребляются … (только в форме среднего рода единственного числа).

Учитель : – Запишите самостоятельно по два предложения с безличными глаголами в форме прошедшего времени. Теперь работаем с учебником (упр. 166, 167).

  1. Заключительный этап урока (обобщение материала).
  2. Работа по группам.

    Более сильные учащиеся составляют вопросы и задания по изученной теме самостоятельно, группа более слабых учащихся работает с материалом учебника (теория). Затем учащиеся 1 группы задают вопросы учащимся второй группы.

  3. Домашнее задание по выбору:
  1. Написать сочинение–миниатюру на одну из тем:
    1) “Идет волшебница–зима”
    2) “День чудесный”
  2. Упражнение 169 (письменно).

    Примечания:

    (Класс работает по учебной программе и по учебникам под редакцией Бабайцевой В.В.)

    (Предполагаемые ответы учащихся в тексте заключены в скобки)