ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Обыкновенные люди в обычных обстоятельствах в рассказах А.П. Чехова

Добавлено: 2022.09.04
Просмотров: 23

Жученко Ольга Валентиновна, преподаватель русского языка и литературы

Тип занятия: комбинированный.

Цели:

  • Образовательная: Открыть для студентов мир А.П.Чехова, писателя и человека, объяснить, что было главным в его отношении к людям и к природе.
  • Развивающая: развивать умение видеть художественное своеобразие чеховских рассказов.
  • Воспитывающая: воспитание личностных качеств на примере жизни выдающегося человека, прививать любовь к классической литературе.

Оборудование: выставка книг А.П.Чехова, высказывания А.П.Чехова, интерактивная доска, презентация.

Организационный момент и постановка цели урока:

Приложение 1

  1. “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли” А.П. Чехов.
  2. “Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы наша земля” А.П.Чехов.
  3. “Правда и красота…всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле…” А.П.Чехов.

– Прочитайте эти строки. Вдумайтесь в них. В них есть все! В них вся жизнь известного писателя А.П.Чехова И сегодня наше занятие мы посвятим его творчеству.

– Записываем тему нашего урока (слайд)

Тема: А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества. Обыкновенные люди в обычных обстоятельствах в рассказах А.П.Чехова. Осуждение бездуховности, пошлости, фальши в рассказах “Человек в футляре”, “О любви”, “Крыжовник”.

– Обратите внимание на цель нашего занятия, вдумайтесь в нее.

Контроль домашнего задания:

1. Вступительное слово учителя.

– Каждый писатель, как и любой человек, о котором мы ничего не знаем, как закрытая книга для нас. Вглядитесь в его лицо. Чтобы понять Чехова как человека недостаточно видеть его таким, каким он был на портрете последних лет: в пенсне, с утомленным лицом, Болезнь и надвигающаяся смерть сделали его таким. Ведь он прожил всего 44 года. (Слайд) Лучше взглянуть, каким он был в 29 лет. Тот, кто впервые видел Чехова, поражала его внешность: черные волосы и голубые бездонные глаза удивительной чистоты и ясности.

“…Глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светили одновременно мыслью и какой-то почти детской непосредственностью. Казалось, из глаз его струится неисчерпаемый источник остроумия и непосредственного веселья, которым были переполнены его рассказы”. (В.Г.Короленко)

Искренний смелый взгляд, бесстрашно устремленный на мир. Именно бесстрашно и правдиво рассказывал он людям обо всем, что видел вокруг. Это был человек, который в свое время, да и сейчас напоминал, что жить пошло, скучно, неинтересно нельзя, что “в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Это был человек, который сделал себя сам.

Настоящий писатель – это огромный и неисчерпаемый мир. Но сегодня перелистаем только несколько страниц его жизни, мы создадим свою небольшую книгу Чехове, вместе открывая его для себя как человека и как писателя.

– А помогут нам в этом ваши товарищи, которые подготовили презентацию по жизни и творчеству А.П.Чехова

2. Приложение 1 (2 человека)

Чтение стихотворения Ю.Левитанского. Домашним заданием для всех было подготовить высказывания известных людей о А.П.Чехове.

Заслушаем некоторые из них.

– Мы прослушали презентацию, а насколько внимательны вы были, нам покажет тест, который мы сейчас проведем.

3. Тест по жизни и творчеству А.П.Чехова. (Приложение 1) – Теперь давайте проверим, друг друга, поменяйтесь работами.

– Озвучим результаты.

Объяснение нового материала:

Слово учителя об истории создания “Маленькой трилогии”.

– А.П.Чехов видел идейную несостоятельность, духовное банкротство интеллигентов 80-х годов. Недаром его герои-интеллигенты-слабые, безвольные люди. В это время в творческие планы Чехова входит написание романа. Он повторяет, что роман будет писать “в форме отдельных законченных рассказов”, причем каждый рассказ должен иметь свое заглавие, а роман в целом должен был называться “Рассказы из жизни моих друзей”.

Роман так и не был написан, однако его фрагментами можно считать трилогию о “футлярной жизни”. Эти рассказы были опубликованы в 1898 году в журнале “Русская мысль” с общей нумерацией страниц, что свидетельствует о цельности цикла.

Цикл объединяет три рассказа, в которых поставлена общая проблема: человек и обстоятельства, его мечты и возможность их реализации в реальной жизни. Рассказы расположены в определенной последовательности: “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”. Последовательность подчинена разрешению поставленных автором проблем. Чехов представляет различные варианты “футляра”, в которые персонажи добровольно заточают себя.

Все рассказы построены по общей композиционной схеме – по принципу “рассказ в рассказе”: автор представляет нам рассказчика, и дальнейшее повествование ведется от его лица. С помощью художественных деталей Чехов раскрывает внутренний мир героев и свое отношение к ним.

Закрепление новой темы:

Работа в 3 группах.

Каждая группа получает 1 из произведений “Маленькой трилогии” и работает над ним по плану:

  1. Охарактеризуйте главных героев.
  2. Какова роль рассказчика истории?
  3. Какими художественными средствами писатель решал поставленные вопросы?

– Заслушаем ответы каждой группы.

Подведение итогов и результатов занятия:

– Трилогия завершается, но не кончаются раздумья читателя о жизни и счастье, красоте и любви, робости и смелости. Выход есть, надо его искать, не отчаиваясь и не уставая. Поэтому Чехов завершает трилогию картиной счастливой радостной природы. Но это вовсе не значит, что писатель желает внушить читателю необоснованную бодрость. Всем ходом повествования он убеждает нас в том, что перемены близки и неизбежны, но добиться их нелегко, что судьбы человеческие сложны и трудны, что надо зорко вглядываться в жизнь, стараясь видеть людей такими, каковы они на самом деле, не превращая их ни в чертей, ни в ангелов, что нельзя смиряться с пустой, бесцельной жизнью, надо бороться за красоту, любовь и свободу.

Трилогия носит смешанную форму повествования, которая позволяет исследовать разные сферы жизни и духовный мир людей. Передавая рассказы трех людей об увиденном, пережитом, Чехов корректирует их выводы, вовлекает и читателя в процесс исследования жизни. Читателю предоставляется возможность сопоставить разнообразный жизненный материал, научиться различать окостенелость и проблески пробуждения личности.

Преодоление инерции “футлярной” жизни, “футлярного” сознания в рассказах Чехова – этапы на пути стремления человека к совершенству и к будущему.

Мы перелистали только некоторые страницы жизни Чехова, мы только начинаем открывать для себя Чехова и впереди у нас еще очень много открытий. Закончить наше занятие я хочу чеховским нравственным кодексом бытия. Я думаю, что каждый человек может и должен придерживаться такого нравственного кодекса и люди тогда будут лучше, отношения чище, а сама жизнь – интереснее. (Приложение 1)

Домашнее задание:

  1. Написать сочинение-миниатюру “Футлярные люди” или “счастливые и несчастливые герои “маленькой трилогии”.
  2. Прочитать “Ионыч” А.П.Чехова.

Литература:

  1. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах. М., 1991.
  2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996.
  3. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика. М., 1998.
  4. Водовозов В.И. О воспитательном значении русской литературы. Словесность в образах и разборах. Новая русская литература (1872) // Водовозов В. Избранные педагогические сочинения. М., 1958.
  5. Громов М.П. Чехов. – М: “Молодая гвардия”, 1993 г.
  6. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996.
  7. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М., 1984.
  8. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988.
  9. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. Пособие для учителя. М., 1996.
  10. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и развитие читателя-школьника // Литература в школе, 1980.
  11. Соболев Н.А. Об изучении литературы в старших классах // Литература в школе, 1997, № 4.
  12. Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы // Стоюнин В. Избранные педагогические сочинения. М., 1954.
  13. Чехов А.П. Собрание сочинений в 8-ми томах. – М: “Правда”, 1970.
  14. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. М., 1996.