ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Внеклассное интегрированное мероприятие "Образ кота в литературе и истории"

Добавлено: 2022.08.30
Просмотров: 23

Гребенникова Ольга Владимировна, учитель истории; Мокроусова Жанна Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Разработка интегрированного внеклассного мероприятия

(история и литература).

Тема: Образ кота в литературе и истории.

Цели:

  • повышение интереса учащихся к учебным предметам история и литература;
  • развитие творческих способностей и умения сравнивать, переносить знания из курса истории в курс литературы с опорой на наблюдения;
  • формирование активности и самостоятельности учащихся, их представлений о практической значимости знаний по теме мероприятия;
  • воспитание бережного отношения к животному миру.

Оборудование: доска, раздаточный материал, билеты в музей, толковый словарь, экран, проектор и ПК.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент
  2. Образ кота в истории
  3. Физпауза
  4. Образ кота в фольклоре и литературном произведении на примере рассказа К. Г. Паустовского “Кот - Ворюга”
  5. Итог мероприятия

“Чужая душа – потемки, а кошачья – тем более”

А. П. Чехов

Экскурсия по музею кошки.

1. Что же такое археология? Кто сможет нам напомнить? По данным археологии, кошки поселились рядом с человеком с тех пор, как он стал вести оседлый образ жизни. Но это были просто дикие кошки, питавшиеся отбросами. Разные исследователи придерживаются диаметрально противоположных взглядов на происхождение домашних кошек. По более старой версии принято считать единым предком домашней кошки североафриканскую переднеазиатскую степную кошку, одомашненную в Нубии около 4 тысяч лет назад. Отсюда, из Нубии, одомашненные кошки попали в Египет, в дальнейшем в Азии скрестившись с лесной бенгальской. В Европе эти кошки скрещивались с местной, дикой лесной европейской кошкой. Итог этих скрещиваний — современное разнообразие пород, линий, расцветок. По другой, более современной версии домашние кошки имеют полифелитическое происхождение, то есть разные породы независимо складывались в нескольких основных центрах.

Ископаемые останки кошек найдены в древнейшем городе планеты — Иерихоне (5-6 тысячелетие до н. э.), при раскопках в Иордании, в древнейших городах Индии. Но эти животные, видимо, были еще не вполне домашними. Многочисленные свидетельства пребывания кошек в Египте хорошо прослеживаются с 3 тысячелетия до н. э. На росписях в гробницах Саккараха (2750-2650 до н. э.) кошки изображены с ошейниками, что, безусловно, свидетельствует об их одомашнивании. А на знаменитой фреске из Бени-Хасана кошка уже изображается в доме, рядом с хозяйкой. Однако доступ она в дом получила только в эпоху Среднего Царства, а до этого она обитала в камышовых зарослях, где разоряла птичьи гнезда, питаясь яйцами и птенцами пернатых, составляя подчас серьезную конкуренцию охотникам. Даже когда кошка стала жить в доме у человека, она не утратила своих охотничьих инстинктов. И вы это сами знаете! Докажите! В отличие от других животных, кошка была более “сговорчивей” и позволяла надевать на себя ошейник. Всем известно, какую пользу приносила кошка. Какую, как вы думаете? Да, непримиримый враг мышей и крыс. Об этом знали и египтяне, стремившиеся как можно крепче привязать это животное к своему дому, дабы оно избавило их от грызунов. А как еще относились египтяне к кошке? (это священное животное, добрый дух дома, смерть кошки – сбривали брови и подрезали волосы, убийство кошки – смерть, хоронили их на кладбищах, мумифицировали).

В храмах, посвященных богине Баст (египтяне изображали ее в виде кошки либо женщины с кошачьей головой), содержалось много кошек, почитаемых как священные животные. Археологами обнаружено около 300 тысяч мумий, относящихся к 4 тысячелетию до н. э. Первые иероглифические знаки, обозначающие слова “кот” и “кошка”, датируются примерно 2300 годом до н. э. и читаются как “минт” и “миу”. Но кошка в Египте была не только священным животным, но и охотничьим и боевым зверем. Охотились кошки на птиц и мелкую дичь.

Из Египта кошка на кораблях финикийских купцов попала во многие уголки европейского Средиземноморья, но вплоть до начала нашего тысячелетия она была редким зверем. Немногочисленные свидетельства о кошках в Древней Греции дают основание предполагать, что это животное посвящалось богине Луны и охоты Артемиде, несколько схожей с египетской Баст. Отчасти функции Баст присущи и римской богине любви Венере, которая иногда изображалась вместе с кошкой (вероятно, полудикой). Среди редких упоминаний о кошке в античной литературе следует отметить басни Эзопа.

В средневековой Европе упоминания о кошках немногочисленны, лишь примерно к 10 веку кошка перестает быть ценной редкостью. А что вы сможете сказать о представлении кошки в средние века?

В Европе кошки вплоть до эпидемии “черной смерти”, когда их функция истребителей мелких грызунов (мышей, крыс) была оценена по достоинству, не пользовались популярностью и нередко становились жертвой предрассудков (помощники колдунов, пособники дьявола, сжигали на костре).

На территории России кошки появились в VI – VII вв. к X – XI вв. они широко распространились по Руси. В начале они были большой редкостью и только у богатых, штраф за похищение кошки равнялся штрафу за похищение вола, трех лошадей и 30 овец. В XV – XVI вв. кошки широко распространились по всей России, не только у богатых, но и у бедных людей.

На Востоке кошки издавна находились в привилегированном положении по сравнению с Европой. В исламе кошки весьма почитаются, кошка Муэзза жила у самого пророка Мухаммеда. В память о ней всем кошкам разрешен был свободный вход в мечеть. Кот входит в число 12-ти животных, имя которых носят годы китайского календаря. В Китае кошки и их изображения считались приносящими счастье. Согласно древней персидской легенде, кошки появились от чиханья льва. В зороастризме, древней религии персов, убийство кошки — такое же серьезное преступление, как и убийство человека. Важное место занимали кошки в странах Индокитая. Множество старинных и благородных пород: тайская, сиамская — происходят из этого региона, где их разводили при королевских и княжеских дворах. Эти удивительные создания были привезены в Европу строителями Британской империи и дали огромный толчок разведению кошек в Англии.

В 1727 году появился труд француза Монкрифа “История кошек”, окончательно “реабилитировавший” животных. С 18 века в Европе и прежде всего в Англии начинается работа над созданием новых пород, продолженная и небывало усилившаяся в 20 веке, когда кошки прочно заняли 2-е, а кое-где и первое место среди домашних любимцев. И сегодня вы это можете подтвердить своими наблюдениями. Как люди сейчас относятся к кошке?

2. Физпауза. Переходим в следующий зал.

3.Такое загадочное, таинственное животное как кошка, не могло не привлечь внимание людей искусства и, прежде всего поэтов и писателей.

Вы услышали о том, когда кошка пришла в дом человека и о том, как люди старались завоевать ее расположение. А теперь давайте обратимся к литературе. В литературе кошка или кот – либо ворюга, либо лодырь и бездельник, либо хитрец и плут. Неверный, лживый, эгоистичный зверь. Но давайте все-таки постараемся познакомиться с кошачьей жизнью и понять ее натуру. (Ю. Дмитриев. “Соседи по планете”).

Кошачья натура.

(лирическое отступление)

Пес лежит у моих ног. Кошка свернулась клубочком на тахте. Она спит. Или, может быть, дремлет. Но видимо, даже во сне к чему-то прислушивается. Во всяком случае, уши у нее то и дело вздрагивают, слегка шевелятся. А может быть, во сне лижет лапы или охотиться: французский ученый М. Жуве установил, что кошки во сне видят то, что происходит с ними на Яву.

Собака вскакивает, услышав мой голос. Кошка, очевидно, тоже слышит его. Но не шевелится. А может, и не слышит – слух-то у ней особый: тонкий, но “избирательный”. Потом кошка открыла глаза, лениво потянулась и быстро соскочила с тахты. Постояв немного, она, не торопясь, направилась ко мне, потерлась о ногу и бесцеремонно вскочила мне на колени. Пес застыл пораженный. Конечно, такое видел он уже много раз, но, очевидно, каждый раз поражается бесцеремонности кошки. И уж конечно завидует ей. Как, наверное, хотел бы он очутиться на месте кошки! Он готов был лежать у меня на коленях, наверное, всю жизнь… Да, он-то готов, а вот кошка… Я погладил ее – она мурлыкнула в ответ, однако как-то коротко и не ласково – “хорошо, мол, но мало”. Я стал ее гладить. Осторожно, по шерсти. Она замурлыкала. И вдруг затихла, соскочила с коленей – резко, быстро – и направилась к двери. Пес даже вздрогнул. Нет, не от испуга – наверное, от возмущения: как можно?! Мы посмотрели друг на друга – вот, оказывается, можно. И не только это – кошка требовательно мяукнула, и я послушно встал, чтобы открыть ей дверь. Она посмотрела на меня большими, круглыми, глубокими, как вечность, глазами и величественно удалилась.

  • Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки, где упоминаются кошки?
  • Хорошо, молодцы! Сколько вы нашли пословиц и поговорок! И ведь все – о хитрости кошки, о ее коварстве и неверности.

Отольются кошке Мышкины слезки.

“За обиды, несчастья, причиненные слабому, обидчик получит отмщение”

Кошке – игрушки, а мышке – слезки.

“То, что для сильного развлечение, игра, слабому может причинять страдание”.

Лукава, как кошка.

Не все коту, масленица. (Будет и великий пост).

“Масленица – веселый праздник, когда к столу подаются обильные и жирные кушанья;

Пост – после масленицы наступал великий пост, когда нельзя было есть молочные им мясные блюда, яйца. Говорится в напоминание, что на смену приятной, беззаботной жизни, удовольствиям приходят трудности и невзгоды.

  • Молодцы! Дома вы читали рассказ К. Г. Паустовского “Кот - Ворюга”.
  • Рассказ написан от первого лица, от автора. В тексте постоянно употребляется местоимение “Мы”.
  • Кто это “Мы”? (К. Г. и его лучший друг, писатель Рувим Фридман)
  • Где происходят описанные события? Когда?
  • Прочитайте описание дома, в котором жил писатель.
  • Что удивило в этом описании?
  • Что особенно понравилось?
  • О каком незваном госте, повадившемся из погреба, узнают мальчики?
  • Давайте найдем в тексте детали описания, характеризующие внешний вид кота.
  • А теперь найдите детали описания, характеризующие образ жизни кота, его черты характера. Итак, кот:

Босяк – озорник, хулиган, нарушитель порядка, дисциплины.

Бродяга – бездомный, скитающийся без каких-то определенных занятий.

Бандит – грабитель, участник разбоя.

Беспризорный – лишенный присмотра, бездомный, живущий на улице.

Отчаянный - попавший в тяжелую, безвыходную ситуацию, очень смелый.

Супер – первая часть сложных слов, обозначает главный, очень смелый.

  • Итак, ребята, наш портрет готов.
  • Привлекателен у нас получился портрет? Теперь стало ясно, почему кота назвали ворюгой. Перед нами настоящий СУПЕРВОР!
  • Но всему приходит конец. Пришел конец и его босяцким выходкам. Кот попался.
  • Давайте прочитаем об этом.
  • Что можно добавить к портрету кота? Какие детали описания нашли в этом отрывке?

(Тощий – очень худой. Беспризорный – лишенный присмотра).

Чтение в лицах.

  • Прочитаем в лицах коротенький диалог – решается судьба кота – как с ним поступить?
  • К какому решению пришли друзья?
  • Скажите, ребята, это не совсем обычное решение?
  • Чего ждал кот? (“кот ждал, зажмурив глаза”).
  • Сообщи свое “Я”. Я бы, пожалуй, сделал так…”
  • Да, ребята, не всегда следует злом отвечать на зло. Иногда (и даже часто) добрая реакция на злой, нехороший поступок более эффективна. Дает лучший результат.
  • Прочитайте 1-е предложение последней 4-й части. (“С этого он у нас прижился и перестал воровать”).
  • Как вы думаете, почему кот перестал воровать?
  • Перескажите вкратце 4-ю часть рассказа.
  • Как изменился кот?
  • Что повлияло на это?
  • Изменилась ли кличка кота?
  • Почему “Милиционер”?

Написав этот рассказ, Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?

Ответив на этот вопрос, вы определите основную мысль рассказа.

Работаем в диалогах (подумайте, посовещайтесь).

Верно, в рассказе поднята проблема о беспризорных животных. Не должно быть беспризорных животных, животных-бродяг. Человек в ответе за братьев наших меньших. Как сказал французский писатель Сент-Экзюпери: “Мы в ответе за тех, кого приручили”.

Настал момент дописать тезисы.

I команда: Хорошая жизнь для кота – это…………

II команда: Самое главное для человека по отношению к животным – это……...

Молодцы, ребята, хорошо поработали. Понравился вам рассказ? Напомнил он нам о бережном отношении к животному миру?

Вы побывали в Древнем Египте и на даче К. Паустовского, а сейчас давайте немного разомнемся и представим себя котами и кошечками. Какие произведения, посвященные кошке, вы знаете?

4. Подведение итога и благодарность всем участникам мероприятия.

Презентация