ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок-презентация по литературе в 11-м классе по теме "Авторская песня. В.Высоцкий"

Добавлено: 2022.08.28
Просмотров: 26

Заикина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • формирование представления учащихся о личности В. Высоцкого, основных темах и жанрах его стихов и песен;
  • формирование умений планировать свой ответ, воспроизводить информацию в виде построенного рассказа;
  • формирование умений составлять и представлять презентацию;
  • развитие навыков самостоятельной работы с мультимедийными средствами.

Тип урока: урок-презентация с демонстрацией слайдов.

Структура:

1. Вступление.
2. Маленький уголок детства. (Из биографии).
3. Откуда появилась любовь к театру? (Актёрская деятельность).
4. Работа в кино. (Отрывки из фильмов с участием Высоцкого).
5. Как появились первые песни?
6. Темы песен. (Песни мои - сюрреальные).
7. Жанры песен.
8. Прерванный полёт. (Воспоминания Марины Влади).
9. Заключительное слово.

ХОД УРОКА

1. Вступление.

– Сегодня мы предоставим вашему вниманию презентацию о творчестве В. Высоцкого «Авторская песня».

(Приложение 1. Слайд 1)

Термином «Авторская песня» обозначается целый этап в развитии русской поэзии 20 века, особенно последних десятилетий. Ранним этапом можно назвать 50-е годы. Владимир Чернов, Юлий Ким, Юрий Визбор, впоследствии Булат Окуджава. В творчестве всех этих поэтов немало общих мотивов. Примерно тогда же, а точнее, 1961 год, появляется со своими стихами-песнями Владимир Высоцкий.

(Приложение 1. Слайд 2)

Данная тема изучается в разделе курса литературы 11-го класса. Итак, тема нашего урока: «Владимир Высоцкий. Встреча с поэтом, актёром и гражданином».

(Приложение 1. Слайд 3)

Конечно, каждый из нас по-разному может относиться к творчеству того или иного автора и исполнителя. И после сегодняшнего урока пусть каждый из вас составит своё мнение о В. Высоцком как актёре, поэте и гражданине. Сегодня у нас будет маленькая встреча с ним.… Думаю, что такие встречи у вас состоятся ещё не раз. Начинаем…

(Приложение 1. Слайд 4)

(Приложение 1. Слайд 5).

(Звучит песня "Кони привередливые").

…"Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее…". Он действительно не мог остановить своих лошадей. В этом и был весь Высоцкий. В том, что его "лошади" в пене, ярости, неостановимости.
Судьба В. Высоцкого была в чём- то драматичной (его книги увидели свет только после его смерти), в чем-то и счастливой. Его хрипловатый голос поют и слушают люди самых разных вкусов, пристрастий, образовательного уровня. Так какой же он, Высоцкий, где его маленький уголок детства?

(Приложение 1. Слайд 6)

2. Маленький уголок детства. (Из биографии)

Рассказ ученика:

Ходу, думушки резвые, ходу!
Слова, строченьки милые, слова!
В первый раз получил я свободу
По указу от тридцать восьмого…
Знать бы мне, кто так долго мурыжил, отыгрался бы на подлеце!
Но родился, и жил я, и выжил –
Дом на первой Мещанской, в конце.
"Баллада о детстве".
В. Высоцкий родился 25 января 1938 г. в г. Москве, в семье служащих. Когда началась война, отец, Семён Владимирович, ушёл на фронт. А семья эвакуировалась в г. Бузулук. В 1945 г. Высоцкие возвратились в Москву, где Владимир пошел в школу, которую закончил в 1955 г. В их семье не было никого из актеров или людей искусства.

(Приложение 1. Слайд 7)

3. Откуда появилась любовь к театру?

Рассказ ученика:
Родители хотели, чтобы Владимир стал инженером, и поэтому он поступил в Московский строительный институт имени Куйбышева на механический факультет. Но, почувствовав, что это не для него, он заливает тушью в шестой раз чертёж, и в институт больше не пошёл. В это время он уже несколько лет занимался самодеятельностью.

Учитель. Говоря о личности Высоцкого, нельзя не сказать об его актёрской деятельности. Ведь все, наверное, видели фильмы или спектакли с его участием.

(Приложение 1. Слайд 8)

4. Актёрская деятельность

Рассказ ученика:
Бросив учёбу в институте, Высоцкий поступил в школу- студию МХАТа, которую закончил в 1960 г. Хотя поступил он туда с трудом: считалось, что его голос не приспособлен для сцены. Работал в Московском театре им. Пушкина и в Московском театре миниатюр. С 1964 г. и до конца жизни его судьба неразрывно связана с Московским театром драмы и комедии на Таганке.

(Приложение 1. Слайд 9)

В этом театре сыграны его главные роли: Гамлет, Лопахин, Галилей

5. Работа в кино

Учитель. Когда же Высоцкий пришёл в кино?

Рассказ ученика:
В кино Высоцкий начал сниматься с 1959 г. Почти везде он играл свой характер, какими бы разными не были роли: фильм "Хозяин тайги" – роль вора-рецидивиста, "Опасные гастроли" – он играет отважного революционера-подпольщика, "Служили два товарища" – капитан белогвардейской армии, "Вертикаль" – альпинист. Но, конечно же, одной из популярных и самых значительных ролей на экране стал капитан Жеглов в телесериале "Место встречи изменить нельзя".

(Приложение 1. Слайды 10-14)

(Отрывки из фильмов с участием Высоцкого).

6. Как появились первые песни?

Учитель. Творческое наследие Высоцкого обширно. Только количество написанных им песен составляет около 900. Но когда же он взялся за гитару, какими были его первые стихи песни?

(Приложение 1. Слайд 15)

Рассказ ученика:
Владимир Высоцкий, ещё учась в театральном училище, писал стихи, пародии, даже целые капустники. А также пытался выразить свои чувства в песенном изложении.
В каждой из первых песен Высоцкого есть извечное стремление человека к свободе, к любимой женщине, к друзьям, к близким людям, надежда, что его будут ждать.

(Приложение 1. Слайд 16)

7. Темы песен

Учитель. Песни Высоцкого называют "энциклопедией русской жизни", т.к. каждая из них - это маленький театр одного актёра. Казалось, он проигрывает разные роли и судьбы. В его песнях и загорелые фронтовики, и актёры, космонавты, бульдозеристы, моряки, альпинисты. Темы его песен, кажется, всеохватны.

(Приложение 1. Слайд 17)

Рассказ ученика:
Высоцкого часто спрашивали, где он берёт темы для своих песен? Не работал ли он шофёром, не летал ли, не сидел ли? Даже не зная год его рождения, могли спросить: не воевал ли?

Мой чёрный человек в костюме сером,
Он был министром, домуправом, офицером,
Как злобный клоун, он менял личины
И бил под дых, внезапно, без причины.

В любом песенном сюжете для Высоцкого важно раскрыть, прежде всего, мир личности, человеческий характер. А человек раскрывается отчётливее в экстремальных ситуациях. Потому так часты они в произведениях поэта.
Подобно губки поэт впитывает эмоции, рассказы, насыщая свои стихи пережитым, ничего не бросая по дороге. Любая тема может в тот или другой день вылиться в поэму, ничего не ускользает от его внимания, и, читая написанное им, можно представить себе, что он прожил сотни жизней, а это и война, спорт, лагерь, болезнь, и любовь.

(Приложение 1. Слайд 18)

Особенно много песен у Высоцкого о войне. Почему? Этот вопрос и ему самому очень часто задавали.

(Приложение 1. Слайд 19)

(Звучит песня "Он не вернулся из боя").

Так что количество тем песен Высоцкого безгранично: от жизни учёных до криминальных слоёв. И всё это спаяно вместе, всё это картина жизни современной ему России.

8. Жанры песен

Рассказ ученика:
Всех тем песен Высоцкого назвать невозможно. Но то, что они находили отклик на события, волнующие его самого, об этом можно сказать с уверенностью. Его песни и стихи разнообразны по жанру. Среди них есть посвящения: "На смерть Шукшина", "О фатальных цифрах и датах". О самом поэте ходило немало слухов и сплетен.

(Приложение 1. Слайд 20)

У Высоцкого есть стихи-отклики на слухи о себе.
Стихотворение "Нет меня – я покинул Рассею" (Читает ученик).
У Высоцкого есть много баллад – "Баллада о любви", "Баллада о детстве", "Баллада о заброшенном корабле" и др. Есть песни-диалоги. Особое место среди всех жанров занимают притчи, построенные на аллегории. Так, песня "Охота на волков" не столько о звере, сколько о человеке, воспитанном на системе запретов и впитавшем их в плоть и кровь.

(Приложение 1. Слайд 21)

(Звучит песня "Охота на волков").

9. Прерванный полёт

Рассказ ученика:
"Смерть самых лучших выбирает и дёргает по одному" – так пел Вл. Высоцкий в песне, посвященной Шукшину. Но вот, в расцвете творческих лет, прервался и его полёт. Так называется и книга воспоминаний Марины Влади, с которой он прожил свои последние годы: "Владимир, или прерванный полёт".

(Приложение 1. Слайд 22)

(Воспоминания Марины Влади).

Люблю тебя сейчас
Не тайно – напоказ,
Не после и не "до" в лучах твоих сгораю.

(Приложение 1. Слайд 23)

(Фото Влади и Высоцкого).

Люблю тебя сейчас
Не тайно – напоказ.
Не "после" и не "до" в лучах твоих сгораю…

Эти и многие другие строки посвящены одной женщине – Марине Влади, звезде французского и мирового кинематографа. Русской по происхождению, ей суждено было быть женой, другом и помощницей Владимира. Ей же суждено было быть с ним в трагические минуты его жизни. Первый сердечный приступ случился с Владимиром 25 июля 1979 года прямо на сцене во время спектакля, он играл "Гамлета". А ровно через год, день в день, 25 июля 1980 года встреча со смертью всё же состоялась.

Учитель. Жизнь Высоцкого оборвалась внезапно…

(Приложение 1. Слайд 24)

(Могила, звучит песня "Баллада о любви").

Учитель. Вот и подошла к концу наша встреча с поэтом, актёром и гражданином. Надеюсь, она вам запомнится.

(Приложение 1. Слайд 25)

(Высказывание С. Говорухина, аплодисменты)

В уроке-презентации использованы фрагменты из интервью с В. Высоцким.