Преподавание русского языка
Познавательно-развлекательная игра "По дороге к знаниям"
Добавлено: 2022.08.28
Просмотров: 17
Серёгина Татьяна Григорьевна, директор ОУ, учитель русского языка и литературы 1 ученик: Здравствуй, юность! Будущее, здравствуй! Знаний мир открыт перед тобой. Этот мир, чудесный и прекрасный, Связан навсегда с твоей судьбой. 2 ученик: Это – нерешённые задачи, Тайны неизведанных дорог. Это – неудачи…и удачи, Это – путь открытий и тревог. Это – не прочтённые страницы, Новые орбиты звёздных трасс. Это всё, что может воплотиться В недалёком времени для нас! 3 ученик: Пусть не всё известно нам заранее И подчас подъём бывает крут… Нам всегда во всём помогут знания. Нам всегда во всём поможет труд! Ведущая: Сегодня мы отправляемся с вами в познавательное путешествие во дворец Знаний. Его девизом станут слова: “Знание – броня от всех бед”. Участвуют в игре две команды, которые покажут не только свои знания по русскому языку, но и представят свой ум, смекалку, сообразительность, мышление и внимание. А ориентироваться мы будем по звёздам, каждая из которых и определит этапы нашей игры.  За каждый благополучно пройденный этап команда будет получать звезду, которая будет освещать нам дорогу. А у ворот дворца Знаний они помогут разгадать слова – пропуск во дворец, т.е. чем больше звёзд, тем больше шансов на победу. Помочь провести игру мы пригласили компетентное жюри, которые будут судить честно и справедливо. Вручать звёзды за верные ответы будет Магистр Знаний, а следить за временем станет Хранитель Времени. Итак, прежде чем отправиться в дорогу, познакомимся с командами. Приглашаем команду 6-го класса “Всезнайки” и команду 7-го класса “Умник и умницы” Команды, поприветствуйте друг друга! “Всезнайки”: Пускай острей кипит борьба, Сильней соревнование. Успех решает не судьба, А только наши знания! “Умник и умницы”: Соревнуясь нынче с вами, Мы останемся друзьями. Так пусть борьба кипит сильней И наша дружба вместе с ней! Итак, в путь! 1 этап: “Словарная эстафета” Каждая команда должна составить за 1 мин как можно больше слов из букв, записанных в звезду.  Примечание: болельщики тоже составляют слова. 5 жетонов, набранных за время игры, равны 1 звезде для команды, за которую болеют. Проверка: команды по очереди читают слова. Команда, последней назвавшая слово, (без повторов) получает звезду. 2 этап: “Созвездие смекалистых” Команды получают по пакету со звёздами, из которых нужно составить “созвездие”, т. е. из частей слов составить высказывание. Кто раньше составит?  Ответ: Язык – река, которая течёт и меняется. Ведущая: Куда направлено её течение? Чем оно обусловлено? На эти и другие вопросы отвечает Александр Афанасьевич Потебня (1835 – 1891) в своём исследовании “Из записок по русской грамматике”. Его жизнь была бедна внешними событиями. В течение многих лет он читал лекции в Харьковском университете. Создал харьковскую научную школу – особое направление в филологии. Но внутренняя его жизнь была необычайно богата: непрестанные поиски научной истины, цепь открытий, построение общей теории языка. Родным языком Потебни был украинский; на украинский язык он переводил стихи поэтов античности. В своих исследованиях он использовал факты не только русского языка, но и украинского, белорусского, польского, чешского, болгарского, литовского, латышского, немецкого и других языков. Лекции он читал на русском языке, работы свои писал по-русски. Постоянной мыслью его был русский язык. [1.с.16] 3 этап: “Тёмная лошадка” Угадайте, кто поможет нам преодолеть следующий этап. О каком великом человеке рассказывают нам Некрасов и Тютчев в своих стихотворных строках? ...Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик... Не бездарна та природа, Не погиб ещё тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай, - Столько добрых, благородных, Сильных любящих душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой! (Н.А.Некрасов) [2.с.58] ...Да, велико его значенье - Он, верный русскому уму, Завоевал нам Просвещенье, Не нас поработил ему... (Ф.И.Тютчев) [2.с.57] Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) Ведущая: В 1755г он создал первую подлинную научную грамматику русского языка. В ней были даны правила правописания. Ломоносов усиленно пропагандировал необходимость изучения грамматики. Поэтому именно он будет задавать вопросы на знания теории русского языка. Отвечать команды должны быстро и чётко, за 1 мин нужно ответить на 10 вопросов. Жюри подсчитывает верные ответы. Вопросы 6-му классу: - Часть речи, обозначающая предмет. (Существительное)
- Слово “белый” по отношению к слову “чёрный”. (Антонимы)
- Он бывает между корнем и окончанием в слове. (Суффикс)
- Неопределённая форма глагола. (Инфинитив)
- Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение)
- Часть слова без окончания. (Основа)
- Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей? (Определение)
- Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)
- Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
Вопросы 7-му классу: - Часть речи, обозначающая действие. (Глагол)
- Слова, близкие по значению, но разные по написанию. (Синонимы)
- Что есть у дерева в лесу, и у слова “дерево” на бумаге? (Корень)
- Изменение имени по падежам. (Склонение)
- Она может стоять перед корнем. (Приставка)
- Член предложения, отвечающий на вопросы где? Куда? Как? (Обстоятельство)
- Предложение без второстепенных членов. (Нераспространённое)
- Раздел русского языка, изучающий словосочетания и предложения. (Синтаксис)
- Сколько гласных букв в алфавите? (10)
- Слово, имеющее несколько значений. (Многозначное)
Какая команда лучше знает теорию? (Вручение звезды) 4 этап: “Счастливый сектор” Вращаем барабан с цифрами. Чем больше очков выпадет на секторе для вашей команды, тем легче задание получите. Ведущая: Хорошо известно, что в русском языке есть устаревшие слова. Именно им посвящено задание: - (у кого больше очков)
Сопоставьте слова из левой колонки с подобными им по смыслу из правой. Вор Сливки Возлюбленная Подросток Иностранец Солнце Ягнёнок Жизнь Приём пищи | Живот Отрок Трапеза Ярило Вершки Тать Агнец Немец Зазноба | - (у кого меньше очков)
Объясните значение устаревших слов. Челядь, мурава, кутья, туесок, чело, ходики, авоська, дружина. Ведущая: Пока команды работают, объявляем конкурс для болельщиков. Какие фразеологические сочетания зашифрованы в вопросе? - Под каким светилом и в какой одежде рождён удачливый человек? (Под счастливой звездой; в рубашке родился)
- С какой частью тела сравнивают очень одинокого человека? (Один как перст)
- Весь ли глаз берегут, охраняя очень ценную вещь? (Беречь как зеницу ока)
- Какое животное нужно съесть человеку, чтобы доказать, что он очень хорошо разбирается в данном деле? (На этом деле собаку съел)
- На что дышит человек, которому недолго осталось жить? (На ладан дышит)
- Что надо испортить на лице, чтобы крепко запомнить что-либо? (Заруби себе на носу)
5 этап: “Задание для внимательных” Очень часто приходится выполнять работу, которая требует сосредоточенного внимания. Наш следующий конкурс приглашает по 1 человеку от команды. Проверим, насколько они внимательны. Нужно очень быстро найти и назвать все буквы алфавита по порядку.  Кто сделает это за меньшее время, получает звезду. 6 этап: “Торопись, но не ошибись” Нужно за 2 мин разгадать как можно больше шарад из 8 предложенных на звёздах. Ответы записываете на листок, который сдадите в жюри. Шарады: 1. Когда я с Д, меня сорвут, Когда я с Т, на мне плывут. (Плод-плот) 2. Шина – а + ель = ? (Шинель) 3. С + спрятанные ценности = ? (Склад) 4. С глухим согласным она траву срезает, Со звонким – листья объедает. (Коса – коза) 5. Я – небольшая часть лица Но если ты прочтёшь меня с конца, Во мне увидеть можно что угодно. (Нос-сон) 6. Его зимой в полях найдёшь, Он снег метёт – не видно свету Но букву слева зачеркнёшь, И превратится он в планету. (Буран – Уран) 7. Мой первый слог есть на лице Второй есть у оленя, Соедини их гласной, Получишь зверя. (Нос, рог – носорог) 8. С третьей буквой алфавита Я больных лечу, А с четвёртой Я весной прилечу. (Врач – грач) Ведущая: Конкурс болельщиков. Придумай слово: цифра обозначает порядковый номер буквы в слове. (на карточках) Например: 7Д – хоровод 5Т (молоток и др.) 4Р (кедр) 5Е (размер) 4Ь (пельмень) 3Х (бахрома) (Команды получают последнюю звезду. Болельщики обменивают 5 жетонов на одну звезду для команды.) Итог игры. Ведущая: Мы благополучно добрались до дворца Знаний. (Рис. 5)  Но ворота закрыты на замок, а шифр нам не известен. Но у вас есть ваши звёзды, которые помогут открыть любой замок. Можно открыть столько букв в слове, сколько звёзд заработала команда. Первой открывает слово команда, у которой больше ключей. 6-й класс.  Здесь зашифрована фамилия учёного-языковеда XIX века, который занимался изучением родственных языков. В учении о частях речи разграничил морфологические и синтаксические признаки. В 1863 году издал учебник “Историческая грамматика русского языка” (Фёдор Иванович Буслаев) 7-й класс  Здесь зашифрована фамилия учёного-языковеда конца XIX–начала XX века. Он занимался исследованием русских народных говоров. Большой вклад внёс в изучение синтаксиса. Его наработки были опубликованы в двух книгах “Синтаксис русского языка” (Алексей Александрович Шахматов) Ведущая: Обе команды попали во дворец Знаний. Это доказывает, что все мы хорошо поработали в течение этого часа. Особое спасибо болельщикам, которые помогали командам преодолеть столь сложный путь, принеся им свои звёзды. Итак, друзья, пришла пора проститься И я хочу вам пожелать: Всегда с охотою учиться, Всегда с охотою трудиться И никогда не унывать. Используемая литература: - В.Медведев “Александр Афанасьевич Потебня”, газета “Русский язык” (приложение к газете “Первое сентября”) № 19, май 2000г
- Ломоносов М.В. Стихотворения. – М.: Сов. Россия, 1985.
|