ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок-семинар на тему: "Каждый человек ответственен за добро и зло" по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита". 11-й класс

Добавлено: 2022.08.27
Просмотров: 20

Сапожникова Ольга Николаевна

Цель:

  1. Проследить в романе соотношение вечных ценностей: добра и зла (гл. 2, 12, 23, 24, 32);
  2. Учить ребят понимать добро и зло, воспитывать милосердие и сострадание.

Форма проведения: урок-семинар

Оформление: рисунки ребят “Воланд в моем представлении”, картина Н.Н.Ге “Что есть истина?”

Эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет

Ш.Руставели

Учитель:

Роман “Мастер и Маргарита” - главное произведение Булгакова, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг. Это произведение с нетрадиционными для нашей литературы образами Иисуса и дьявола вызвало оживленную дискуссию среди советских литературоведов и критиков.

Критик В.Лакшин не без иронии отмечал: “Когда в 60-ые годы имя Булгакова вдруг загорелось на литературном небосклоне как сверхновая звезда, первыми растерялись профессора и искусствоведы: в их курсах и учебных пособиях по советской литературе и театру 20-30-х годов этому писателю почти не находилось места…” Но М.Чудакова и другие критики сразу признали, что о романе нельзя судить с позиций традиционных, что это особое произведение.

Согласитесь ли вы с критиками и какие особенности этого романа отметите?

(Сплавились миф и реальность, сатира и юмор, романтический сюжет, это философский роман, по построению роман в романе).

Учитель:

Рассмотрим миф – реальность – романтизм на примере глав 2, 12, 23 – 32.

Обратимся к главе 2. Вы работали дома над следующими вопросами:

1) Что есть истина?

2) Что проповедует Иешуа?

3) Почему Понтий Пилат, желая спасти арестованного, все же приговаривает его к смерти?

Сегодня в наш словарь мы запишем несколько слов, первое из них – истина. Как трактует это слово “Толковый словарь”?

1. То, что существует в действительности, отражает действительность, правда.

2. Утверждение, проверенное практикой, опытом.

Учитель:

Человеку не дано знать истину. Сложно познать истину, но Иешуа легко объяснил её.

1. Истина в том, что у тебя болит голова, то есть это уже что-то вещественное, относящееся к человеку, исходящее от человека и на нем замыкающееся

Что проповедует Иешуа?

2. Прав ли Иешуа, говоря, что все люди добры? В чем, по-вашему, преступление Иешуа? (Он бродячий философ, мечтающий о добре, о свободе, об истине; он думает и говорит не как все, в этом, очевидно, его преступление).

3. Почему Понтий Пилат подтверждает этот смертный приговор? (Пилат поддерживает власть кесаря, он сам продукт государственной власти, должен поддерживать государственность, он один не может противостоять обвинению, хотя пытался спасти, склоняя его на компромисс).

4. Существует библейская легенда об Иисусе, прослушаем ее и подумаем над вопросом: отличается ли Иешуа от Иисуса? (Он больше человек, бродяга-философ, не силен физически, но силен духом).

Итак, в главе 2 три смысловых ключа, начало их записать на доске, попробуйте продолжить:

не вера, а истина

не зло, а добро

не власть, а свобода

От веры к истине, от зла к добру – это и есть история человечества. Эти утверждения Булгаков проверит жизнью, всем ходом человеческой истории. Каков итог тысячелетнего развития? Изменился ли мир? Люди?

Мы подошли к 12 главе.

1. Кто такой Воланд? Каким вы его увидели в начале романа? (Индивидуальные задания)

2. Кто-то из окружающих догадывается, что он дьявол? Но Мастер и Маргарита догадываются, что это Дьявол. Существует целая наука о дьяволах, называемая демонологией. Каких родственников Воланда (черт с ним) вы знаете? (Индивидуальные задания)

3. Вопрос классу: “Похож ли Воланд на своих “родственников”? (Да. вобрал в себя черты Люцифера. А, в общем-то, это фантастическое существо, потому что дьявола такого, каким его изобразил Булгаков, в мировой литературе до сих пор не существовало.)

4. Кого и за что наказывает Воланд? (Приведите примеры московской дьяволиады). Однозначно его оценить нельзя.

5. Так кто же он, Воланд? Злодей или судья, карающий порок? (Работа в 2-х группах).

Даю вам на выбор три точки зрения разных критиков. Выберите ту точку зрения, которая вам кажется убедительнее, аргументируйте ее:

В.Лакшин: “Воланд – палач порока, карающий меч в руках правосудия”

Л.Яновская: “Воланд – сила, вскрывающая, разоблачающая зло. Он умеет различать то редкое и немногое, что по-настоящему велико, истинно и нетленно”.

Е.Яблоков: “Воланд – внеэтичен, нейтрален, находится по ту сторону добра и зла. Единственный абсолютный критерий Воланда – критерий не человеческий, а бес – человеческий…”

Заслушав всех, работаем в тетрадях.

Тетрадь:

Ему ближе дух иронии, сомнения, отрицания. Он высмеивает, уничтожает при помощи своей свиты все то, что отступило от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело, утратило высокий идеал. Он восстанавливает равновесие между добром и злом.

Сталкивая людишек с нечистой силой, писатель как бы определяет, есть ли в них нравственная опора, способная противостоять соблазну, искушению грехом, хоть на время поднять их над привычными обыденными представлениями, оторвать от квартирных дрязг, сплетен, доносов, интриг, взяток… Всего на 3 дня Воланд со свитой появляется в Москве, но рушится рутина жизни, спадает покров с серой повседневности и мир предстает перед нами во всей наготе.

6. Можно ли сказать, что порок полностью наказан? (Частично да. Иуда убит, произошли передвижения по службе, но ход истории не меняет человеческую природу: Иуды, Алоизии существуют во все времена).

Но мы должны помнить! (Обращение к эпиграфу)

Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям?

Кто в романе следует избранным идеалам, идеям? Обратимся к третьему пласту романа – романтической любви Мастера и Маргариты.

1. Чем Мастер и Маргарита не похожи на московских обывателей? (Живут по нравственному выбору). Они прощают порок, Мастер – Пилата, Маргарита – Фриду.

2. Обратимся еще раз к нравственному выбору. Вывод: человек прощает человека и несет ответственность за свои поступки, за добро и зло.

Каково отношение к Мастеру и Маргарите автора? История с романом, который пишет Мастер, - это в какой-то мере история романа Булгакова. По мысли писателя его долг в том, чтобы вернуть человеку веру в высокие идеалы, восстановить истину, тогда она будет существовать вопреки тем, кто не хочет с нею считаться.

Вывод (в тетрадь):

О чем роман? Об ответственности человека за все добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности.

Учитель:

Каким бы ни был мир, в котором мы живем, помните:

Назначение человека – делать добро, быть добрым.

Даже если как исключение
Вас растаптывает толпа,
В человеческом назначении 90% добра!

Домашнее задание:

Творческая работа (на выбор)

1. Мысли и чувства, возникшие после изучения романа “Мастер и Маргарита”.

2. Воланд – палач порока, карающий меч в руках правосудия или носитель зла?