Преподавание литературы Защита проекта "Мифы народов мира"Добавлено: 2022.08.24 Просмотров: 27 Каретникова Майя Георгиевна, учитель кубановедения, учитель русского языка и литературы "Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуру других народов сближает времена и страны". Д.С. Лихачев. Цели:
Ход урока
- Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня у нас очень интересный урок. Тема урока “Мифы народов мира”. Сегодня мы обобщим знания по изученным мифам народов мира, а также ребята познакомят нас со своими проектами, подготовленными по самостоятельно прочитанным мифам (кельтскому (Приложение 2), индийскому (Приложение 3), славянскому (Приложение 1)).
А сейчас вспомним, что же изучали мы на предыдущих уроках.
Мифы – древнейшие сказания, повествующие о происхождении вселенной и человека, тайнах рождения и смерти, чудесах мира, подвигах и любовных переживаниях богов, царей и героев.
Все народы мира с древних времен создавали мифы. Они рождались из естественной любознательности людей, их стремления понять и объяснить действительность. В мифах переплетены донаучные представления о природе и обществе, ранние элементы религии, философии, искусства.
При помощи мифов древние люди пытались объяснить мир, в котором они жили. Сказка – это придуманные истории. Все знают, что происходящих в них событий на самом деле не было, что это чистый вымысел. Мифы – это другое дело. Это предание, в которое верил весь народ, живший в определенную эпоху, в определенном месте. Мифы в образной форме выражают представления об окружающей действительности (явлениях природы, человеческой натуре, отношениях между людьми).
История рассказывает о настоящих событиях и героях минувших эпох. Тогда как действие мифа отнесено к особому доисторическому времени – эпохе сотворения мира, эпохе первопредков. Для древнего человека существующий миропорядок обусловлен событиями мифического времени, и все происходившее в этом доисторическом времени приобретает значение примера, образца для подражания.
- Итак, в первобытном обществе мир осмыслялся в мифологических образах. Мифы давали законченную картину мироустройства. Они передавались из рода в род и воспринимались как духовное завещание предков, в котором сосредоточен опыт и вековая мудрость предыдущих поколений. Посредством мифа утверждалась непреложная система ценностей и норм поведения, закреплялся существующий порядок в мире на том основании, что как было всегда. Тогда, ребята, в те далекие времена, не существовало наук, не было космических ракет, океанских лайнеров, способных совершать кругосветные путешествия и таким образом давать людям представление о границах мира. Поэтому во всех уголках планеты зарождались свои мифологии, способные объяснить тайны природы и нарисовать свою картину мира.
Давайте посмотрим на географию основных мифологий мира. (На доске развернутая карта мира, на которую учитель прикрепляет примеры различных (основных) мифологий мира).
- Посмотрите, ребята, везде, на всех континентах, люди рассказывали предания, которые описывают деяния богов и помогают объяснить тайны мира.
Повсюду людей волновали одни и те же вопросы. Что было до того, как появились небо и земля? Откуда взялись первые боги? Многие мифы повествуют о том, что в самом начале мир представлял собой только безбрежную водную гладь. Так считали, например, жители Японии и Месопотамии. Другие народы полагали, что мир возник из пустоты: викинги думали, что он появился из ледяной бездны, греки утверждали, что из хаоса. В мифологиях разных народов, включая индийцев, финнов, китайцев, распространен образ мирового яйца, из которого возникла Вселенная или бог – творец.
А сейчас нам представит свой проект (Музыка Валерий). Он расскажет нам ещё один славянский миф о творении “Сказание о Первоводе”. (Ученик показывает свою собственную иллюстрацию к мифу, который он самостоятельно прочитал, а также делает сообщение о других поверьях славян, связанных с водой.) Вывод: Вот ребята, мы познакомились с ещё одним мифом о творении. Так себе объясняли наши предки возникновение воды на Земле. - Итак, давайте ещё раз повторим, о чем же рассказывают нам мифы о сотворении мира. (Мифы о сотворении мира повествуют нам о том, как появился мир на Земле, как появились небо и звезды, солнце и облака, откуда на Земле появились звери, птицы, откуда появился человек.)
- А теперь, ребята, давайте рассмотрим иллюстрации на доске. (На доске прикреплены две иллюстрации к мифам: “Шестой подвиг Геракла. Скотный двор царя Авгия” и “Богатырь Тор”)
Вывод: То есть, можно отметить, что в мифах у разных народов отразились похожие мировосприятия и понимания добра и зла, чести и бесчестия.
Учитель: А сейчас, в подтверждении этих слов, следующий ученик (Горин Владислав) представит свой проект: “Миф о герое Кухулине”. Это герой кельтских мифов, он самый знаменитый герой ирландских саг. А теперь послушаем защиту следующего проекта. Его представит (Лопухов Артем). “Миф о благородном боге Индре”. Индра – самый великодушный и почитаемый бог в древней Индии. Вывод: Ребята, мы познакомились с еще двумя мифологическими героями: Отчаянным смельчаком и силачом героем Кухулином и великим и могучим богом Индрой. Давайте посмотрим, что общего у этих двух героев мифов? Какими чертами наделены оба эти героя? (Сила, мужественностью, честь и благородство. Стремление помогать людям).
Ребята, сегодня на уроке мы с вами смогли “окунуться в безбрежное море”, “сокровищницы мировой культуры”. Мы говорили о мифологии, великом и прекрасном творении древних цивилизаций. А сейчас, в заключении урока я хотела, чтобы вы ответили на некоторые вопросы (вопросы на доске)
А теперь, ребята, давайте прочитаем слова Д.С. Лихачева, которые вынесены эпиграфом к нашему уроку: “Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуру других народов сближает времена и страны”.
Написать сочинение – миниатюру на тему: “Какой герой мифологии кажется мне самым отважным и почему”. |