ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Интегрированный урок с использованием ИКТ в 11-м классе "Сталинградская битва: исторические факты и её художественное отображение"

Добавлено: 2022.08.09
Просмотров: 7

Олюнина Валентина Саввична, учитель литературы; Лалетина Светлана Семеновна, учитель истории

Эпиграф: В истории России войны – это тяжкий труд всего народа. (В. Ключевский)

Цели:

  • охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как коренного перелома в Великой Отечественной и во Второй мировой войне;
  • раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге;
  • проанализировать ключевые эпизоды из художественных произведений, отображающих Сталинградскую битву;
  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и ее народ.

Оборудование: Слайдовая презентация с видео- и звуковыми фрагментами о войне, фрагментами из музыкальных произведений, подготовленная учениками газета “Сталинградская битва в оценке…”, военная историческая карта, книги о войне, художественные произведения о Сталинградской битве.

План урока:

I. Цели урока.

II. Презентация “Огненное кольцо”, в ходе которой учащимся заданы вопросы по литературе и истории.

III. Видиофильм о Сталинградской битве (12-минутный фрагмент). Обсуждение двух этапов Сталинградской битвы, доклады учащихся.

IV. Защита учащимися газеты “Сталинградская битва в оценке…”

V. Работа в группах:

Группа историков работает с документами и отвечает на вопросы тестов.

Группа литературоведов пишет сочинение-миниатюру в жанре эссе на тему “Самые яркие эпизоды из самостоятельно прочитанных произведений о Сталинградской битве”.

VI. Учитель истории: вопросы по прочитанным документам.

Учитель литературы: выборочное обсуждение сочинений.

VII. Обобщение урока.

VIII. Эмоциональное завершение урока: исполнение группой учащихся песни “Синий платочек” и вальса.

Ход урока

Учитель истории: цели и задачи урока.

Учитель литературы: “Что бы мне хотелось видеть в прозе о войне?” – задавал себе вопрос В. П. Астафьев, и сам на него отвечал: “Правду! Всю жестокую, но необходимую правду для того, чтобы человечество, узнав ее, было благоразумным”. Такую правду о Сталинградской битве показали в своих произведениях Виктор Некрасов, Юрий Бондарев и Василий Гроссман.

I. Звучит фрагмент из Седьмой симфонии (1 часть) Д. Шостаковича, на ее фоне ученик читает отрывок (Приложение №1) из главы “Война” из поэмы “Двести десять шагов” Р. Рождественского.

2. Учитель истории:

Мы рассмотрим самые важные дни в Сталинградской битве, которые оказали значительное влияние на весь ее ход.

Победа под Сталинградом вошла в мировую историю как символ стойкости, мужества и героизма советского народа.

- Слайд №1. Презентация “С вами говорит История”.

- Слайд №2. 17 июля началась легендарная Сталинградская битва.

- Слайд №3. 7-й день сражения…23 июля 1942 года от непрерывных взрывов бомб дрожала земля. Гудели самолеты, с треском рушились здания. Сталинград превращался в развалины…

Слайд №4. 12-й день сражения…Гитлер своим армиям: “Сходу с юга овладеть городом, взяв в клещи войска Сталинградского фронта”. - Нарком обороны И. В. Сталин подписывает Приказ № 227: “…Отступать дальше – значит загубить себя и Родину…Отныне железный закон – НИ ШАГУ НАЗАД!”

Вопросы учителя истории:

- Почему стало возможным быстрое продвижение гитлеровцев к Волге?( Быстрое продвижение гитлеровцев к Волге объясняется ошибками Верховного Главнокомандования в определении направления главного удара фашистов весной-летом 1942… Сталин считал, что Гитлер начнет новое наступление на центральном направлении, здесь и были сосредоточены основные силы Красной Армии. )

- Чем объяснить, что в тяжелые дни Сталинградской битвы был подписан приказ № 227?(Опасность падения Сталинграда и выхода фашистов за Волгу грозили поражением Советского Союза в войне. И, как всегда, Сталин принимает решение: обеспечить победу любой ценой.

Слайд № 5. 89-й день…14 октября 1942 года. Каждый день в Сталинграде погибало около 5 тысяч фашистских солдат и офицеров… Громоздились остатки танков, орудий…Гитлер бросал все новые и новые силы.

Учитель литературы:

Ад глазами главного героя Юрия Керженцева в повести “В окопах Сталинграда” описал Виктор Некрасов.

Слайд №6.

Сообщение ученика.

Суровой, горькой оказалась судьба Виктора Некрасова. В её повороте сыграли роль те роковые силы, которым ныне уже вынесен наш народный приговор. Совестливый и талантливый писатель, он успел сказать своему народу те единственные необходимые слова, которые определили “некрасовский” демократичный стиль общения художника с читателем: суровый, без каких-либо приукрашиваний реализм, задушевность интонации, лаконизм фразы, умение в бытовом, приземлённом отыскать зерно подлинной человечности и красоты. В 1941- 1944 гг. был на фронте полковым инженером и заместителем командира сапёрного батальона, участвовал в Сталинградской битве, награждён орденом Красного Знамени и другими боевыми наградами. После ранения и демобилизации (1945) он становится журналистом. Первое же его произведение “В окопах Сталинграда” (1946 г. , первоначальное название “Сталинград”) принесло ему широкую известность. В 1947 г. эта повесть была удостоена Государственной премии СССР.

Учитель литературы:

Внимание: вопросы!

- Какой этап Сталинградской битвы описывает в своей повести “В окопах Сталинграда” Виктор Некрасов? (19 ноября 1942 г. )

- Как достигается достоверность изображаемого автором? В чем особенности авторского повествования? (Повествование ведется от первого лица. Герой Некрасова, Юрий Керженцев - один из защитников Сталинграда. Достоверность рассказа достигается и тем, что мы видим события глазами героя, и тем, что писатель чаще всего употребляет глаголы настоящего времени: читатель становится как бы участником действия, вовлекается в него, идет шаг за шагом рядом с героем. Особенность авторского повествования еще и в особом стиле - четком, лаконичном, без излишеств и красивостей, в коротких предложениях с обилием глаголов действия. Стиль автора похож на дневниковые записи. Изображение событий и героев скупое, сжатое. Описаны будни войны, её “нудная тягомотина”, патетика отсутствует, нет романтической приподнятости, есть тяжелая военная работа. Автор не говорит о героизме, хотя великое значение Сталинградской битвы было очевидным сразу, читатель видит непоказной, ежедневный подвиг солдат и офицеров).

- Каково значение повести Виктора Некрасова в литературной и общественной жизни страны? (Некрасов ранее других писателей раскрыл духовное достояние защитников Сталинграда, увидел в них победителей Берлина. Его повесть свободна от казенного оптимизма, ура-патриотизма, его герои не чувствуют себя пешками в руках всеведущего стратега. С чувством гордого сознания своего достоинства вернулись с войны солдаты, с таким же чувством написана повесть “В окопах Сталинграда”. Василь Быков пишет об этом так: “Виктор Некрасов, может быть, первым в нашей литературе явил миру правоту и высокую сущность индивидуальности на войне, значение личности, в среде, менее всего для нас уместной, среде, какой являются война и армия, с их абсолютом подчинения одного всем, с жестким нивелированием всякой разности”.

Историки:

Слайд №7. 126-й день…

Верховное Главнокомандование отдало приказ о наступлении. 19 ноября в 7. 30. 3500 стволов обрушили огонь и сталь на позиции противника, в 8. 50. двинулись войска Юго-Западного фронта генерала Ватутина и Донского – генерала Рокоссовского, а 20 ноября -Сталинградский фронт генерала Еременко

Слайд №8. Сталь и огонь Сталинграда.

Современник и очевидец Сталинградских событий, поэт Александр Твардовский позже напишет:

Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград.
Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?
Этот месяц был страшен,
Было все на кону.

Сообщение ученика.

“Горячий снег” Ю. Бондарева - это рассказ о недолгом марше выгрузившейся из эшелонов армии генерала Бессонова, когда буквально “с колес” пришлось вступить в бой. Роман отличается прямотой, непосредственной связью сюжета с подлинными событиями Великой Отечественной войны, с одним из ее решающих моментов.

Начинается действие романа именно под Сталинградом, когда одна из наших армий выдержала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести ее из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге. Время действия романа ограничено всего несколькими днями, в течение которых герои Юрия Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пятачок земли от немецких танков.

“Горячий снег” - это рассказ о недолгом марше выгрузившейся из эшелонов армии генерала Бессонова, когда буквально “с колес” пришлось вступить в бой. Роман отличается прямотой, непосредственной связью сюжета с подлинными событиями Великой Отечественной войны, с одним из ее решающих моментов.

В "Горячем снеге" образ вставшего на войну народа возникает перед нами в ещё небывалой до того у Юрия Бондарева полноте выражения, в богатстве и разнообразии характеров, а вместе с тем и в целостности. Этот образ не исчерпывается ни фигурами молодых лейтенантов - командиров артиллерийских взводов, ни колоритными фигурами тех, кого традиционно принято считать лицами из народа, - вроде немного трусливого Чибисова, спокойного и опытного наводчика Евстигнеева или прямолинейного и грубого ездового Рубина; ни старшими офицерами, такими, как командир дивизии полковник Деев или командующий армией генерал Бессонов. Только совокупно понятые и принятые эмоционально как нечто единое, при всей разнице чинов и званий, они составляют образ сражающегося народа.

В Сталинграде все слилось в нечто неистово-неудержимое, огромное, “где уже не было отдельного человека, с его бессилием и усталостью. И, упиваясь этой поглощающей растворенностью во всем, лейтенант Кузнецов повторил команду:

Держать, держать!. . Все к орудиям!”

…Вручая награды оставшимся в живых артиллеристам, генерал Бессонов взволнован, обычные суровость и сдержанность изменяют ему: “Спасибо вам! Спасибо от меня! Все, что могу. Сполна заслужили героев, но все, что могу…За этот бой сердечное мое спасибо. Теперь легче будет, теперь наступать будем”.

Внимание: вопросы!

- Какой этап Сталинградской битвы описывает в своём романе “Горячий снег” Юрий Бондарев?(декабрь 1942 года, т. е. наступление). - --- Найдите в романе картины, рисующие жестокий лик войны. Каково идейно-художественное назначение этих картин? (Жестокий бесчеловечный лик войны: “загнутый кольцами щит оружия. . . Создавая образ боя, Ю. Бондарев в течение всего романа развивает одну метафору. Рисуя танковые колонны врага, их перестроения, атаки и пальбу, писатель постоянно сравнивает их со “звериным рядом”; “Когда в мой дом врываются с оружием, чтобы убивать, сжигать. . . , я должен убивать, ибо слова здесь - пустой звук”. )

- Какова роль метафоры “горячий снег” в общей концепции романа? ( следует отметить, что это не только метафора, но и оксюморон, сочетание несочетаемых понятий)

Слайд № 9. 188 день…

Учитель истории:

- Почему советское командование сумело подготовить наступление под Сталинградом? (Мужество и героизм советских воинов, оборонявших Сталинград, позволили разработать и подготовить план наступления “Уран”).

- Сообщение ученика “План “Уран”.

Слайд № 10. 193 день…

Учитель литературы:

Слайд № 11.

- У романа “Жизнь и судьба” Василия Гроссмана, по словам критиков” - “страдный путь”. Судя по записям, писатель побывал во многих вошедших в историю местах Сталинградской битвы…Сталинград был пережит им, его страшную тяжесть, невыносимое напряжение он испытал на себе, вобрал в себя.

“Сталинградское торжество, - пишет Гроссман, определило исход войны, но молчаливый спор между победившим народом и победившим государством продолжался. От этого спора зависела судьба человека, его свобода”. Пробудившийся в испытаниях войны дух свободы еще можно было на какое-то время подавить беспощадными репрессиями, но уже нельзя было совершенно истребить. Еще можно было многих запугать, но уже нельзя было совершенно истребить.

Внимание: вопрос!

- Какой Сталинградскую битву вы увидели на страницах романа “Жизнь и судьба”? Какие страницы вас поразили? (анализ эпизодов: “в одной яме немецкий солдат и русский”; “Сталин, ожидающий в Кремле донесения командующего Сталинградским фронтом”).

Слайд №12. 201 день…

Сообщение ученика.

“За оборону Сталинграда” Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года была учреждена медаль. Медалью “За оборону Сталинграда” награждались все участники обороны Сталинграда - военнослужащие Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, а также лица из гражданского населения, принимавшие непосредственное участие в обороне. Периодом обороны Сталинграда считается 12 июля - 19 ноября 1942 года.

wpe87.jpg (1978 bytes) Муаровая лента,
Чеканная медаль…
И вот летит легенда
И нас уносит вдаль – к руинам Сталинграда,
К изрытым берегам,
Где встали мы преградой
Наперекор врагам.

Самостоятельная работа.

2 группы пишут небольшое сочинение-эссе “Самые яркие эпизоды из самостоятельно прочитанных произведений о Сталинградской битве”.

2 группы историков работает с документами из книг(“Мемуары адъютанта Ф. Паулюса”, “Судьба моя, Сталинград”) и отвечает на предложенные вопросы.

Обсуждение.

Слайд №13.

Помните!
Через века,
через года –
Помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда, -
помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте достойны!

Завершающий этап урока.

Литература

  1. Адам В. Катастрофа на Волге: Мемуары адьютанта Ф. Паулюса / Пер. с нем. Гнединой Н. М. , Соколова М. П. - Смоленск: Русич, 2001. - 474 с. : [4] л. ил. - (Мир в войнах).
  2. Алексеев М. Н. Судьба моя, Сталинград // Наука и религия. - 2001. - N 5. - С. 4-6.