ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Программа элективного курса "Русская словесность" для учащихся 9-х классов

Добавлено: 2022.06.23
Просмотров: 17

Жданко Светлана Дмитриевна, учитель русского языка и литературы

I. Пояснительная записка

Программа элективного курса «Русская словесность» рассчитана на 34 часа и предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов, интересующихся русским языком и желающих изучить его глубоко.
Программа элективного курса способствует формированию профессионального интереса к лингвистике, научному анализу слова, знакомит с методами его исследования, отражает интегрирование учебных дисциплин.
Содержание элективного курса «Русская словесность» построено с учетом принципов научности, системности, последовательности и направлено на формирование коммуникативных и лингвистических компетенций, развитие умений и способов деятельности, необходимых в реальной жизни для решения практических задач.
Система творческих практических заданий даёт возможность научить школьников свободно владеть русским литературным языком в разных ситуациях общения, излагать свои мысли в связной форме, что, в конечном итоге, позволит быть в будущем конкурентоспособным и востребованным специалистом на рынке труда.
В связи с этим большая часть занятий носит практический характер. Они вырабатывают умение правильно и хорошо выражать свои мысли в устной и письменной речи, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами, делать самостоятельные наблюдения над словом и текстом, составлять тезисы сообщения, в том числе по материалам книги, выступать с ними перед другими учащимися, развивать потребности в речевом самосовершенствовании и способности критически относиться к услышанному.
В качестве дидактического материала используются различные лингвистические словари, научно-популярные книги о русском языке.
Последовательность расположения материала предполагает накопление опыта работы над словом и текстом, вырабатывает навыки самостоятельного анализа языковых единиц.
Программа электива составлена с учётом национально-регионального компонента и содержит возможности для дифференцированного и индивидуального подхода, построена по принципу от простого к сложному. Соблюдается исторический подход к слову, его истокам.
Многообразие используемых методов способствует развитию стремления к свободному владению языком и его ресурсами.
Электив «Русская словесность» содержит богатый материал для воспитания любви к русскому языку, уважения к народу – творцу его, к труду ученых – языковедов, овладения культурой межнационального общения, воспитания толерантности.
Программа курса имеет большое практическое значение: её средствами повышается культура речи, совершенствуются умения по стилистике, обогащается словарный запас учащихся. Занятия способствуют формированию у учащихся интереса к работе исследователя языка и вырабатывают профессиональный интерес к лингвистике.

Цель элективного курса:

  • подготовка учащихся к ситуации выбора профиля дальнейшего обучения и приобретения навыков для будущей профессии;
  • углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания, повышение общей языковой культуры школьников;
  • формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

Задачи.

 Образовательные:

  • обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
  • привитие интереса к научному анализу слова, знакомство с методами исследования его;
  • совершенствование работы над книгой и другими источниками знаний;
  • предупреждение речевых и грамматических ошибок;
  • овладение техникой цитирования, составления выписок, правильного оформления ссылок.

Развивающие:

  • развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
  • развитие потребности в речевом самосовершенствовании;
  • развитие способности критически относиться к услышанному.

Воспитательные:

  • формирование профессионального интереса к лингвистике;
  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, уважения к народу – творцу его, приобщение к культуре и литературе русского народа;
  • формирование социально активной личности;

 
 Методы:

  • словесный;
  • наглядно-демонстрационный;
  • поисковый;
  • исследовательский;
  • проблемный.

     
Межпредметные связи:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • татарский язык.

 
Внутрипредметные связи:

  • фонетика, орфоэпия, орфография;
  •  лексика, орфография, этимология, стилистика;
  • словообразование, орфография, морфология;
  • морфология, стилистика;
  • синтаксис, стилистика.

Формы занятий:

  • групповые;
  • индивидуальные.

II. Учебно-тематический план.

Тема Количество часов
теория практика всего
1 О русском языке 1 6 7
2 История языка 1 4 5
3 Фонетика и орфоэпия 1 3 4
4 Лексика 1 4 5
5 Словообразование 1 1 2
6 Морфология 1 2 3
7 Синтаксис 1 7 8

Итого

7 27 34

III. Содержание.
Тема 1. О русском языке.

Практическая работа.

  • Составление таблицы «Языковая система».
  • Подбор тезисов по теме «Русский язык – один из богатейших языков мира».
  • Подбор понравившихся высказываний писателей, учёных о русском языке и подготовка ответа на вопрос «На какие особенности русского языка указывают писатели, учёные?»
  • Рассуждение по темам «Для чего нужен язык?», «Русский язык – один из развитых языков мира», «Почему русский язык стал национальным языком великого народа?»
  • Подбор пословиц и поговорок о языке (на русском и татарском языках). Объяснение смысла понравившейся пословицы.
  • Практикум. Виды речевых и грамматических ошибок. Редактирование текста.
  • Структура рецензии. Составление рецензии на понравившуюся научно-популярную книгу о русском языке.
  • Жанры публицистического стиля. Написание заметки в газету.
  • Выпуск газеты о русском языке.

Тема 2. История языка.

Практическая работа.

  • Составление таблиц «Индоевропейская семья языков», «Славянские языки», «Тюркская группа языков».
  •  Сообщение на тему «Происхождение старославянского языка».
  • Размышление над вопросом «Чем объясняется родство славянских языков?»
  • Работа с этимологическим словарём. Этимология выражений «филькина грамота», «китайская грамота». В каком значении употребляется слово «грамота» в наше время?
  • Подбор материала по теме «Реформы в области языка».
  • Поисковая работа. Появление буквы ё в русском алфавите. Судьба букв ять, ижица, ферт, ё.
  • Игра-конкурс по языкознанию «Русский медвежонок – 2009».
  • Защита рефератов по темам « Выдающиеся учёные-языковеды А.А. Шахматов и С.И. Ожегов», «Роль А.С. Пушкина в становлении национального литературного языка».
  • Анализ языка произведения «Слово о полку Игореве».

Тема 3. Фонетика и орфоэпия.

Практическая работа.

  • Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке. Произношение заимствованных слов. Особенности русского ударения. Вариативность ударений.
  • Наблюдение за речью дикторов местного телевидения, языком рекламы. Нахождение нарушений орфоэпических норм.
  • Работа с текстом. Анализ стихов. Фонетические средства выразительности. Аллитерация. Ассонанс. Определение роли звукозаписи. Акростих.

Тема 4. Лексика.

Практическая работа.

  • Составление словарной статьи к словам «грамота», «язык», «речь».
  • Анализ стихотворения А.П. Сумарокова «Эпистола о русском языке» (1747г).
  • Практикум по темам «Использование фразеологизмов в разных стилях русского языка», «Использование слов с переносным значением в разных стилях русского языка».
  • Работа со словарём паронимов. Различие созвучных слов. Профилактика речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов.
  • Анализ текста. Изобразительно-выразительные средства (эпитет, олицетворение, метафора, синекдоха).
  • Защита реферата по теме «Старославянизмы в лексике современного литературного языка».
  • Практикум. Лексические нормы. Нарушение лексической сочетаемости слов. Употребление слова в несвойственном ему значении. Употребление паронимов, синонимов. Употребление лишних слов. Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов. Неоправданное употребление слов иной стилистической окраски. Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций.

Тема 5. Словообразование.

Практическая работа.

  • Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке (сравнение с татарским языком).
  • Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Переход одной части речи в другую как один из способов словообразования.

Тема 6. Морфология.

Практическая работа.

  • Практикум. Морфологические нормы. Употребление в речи форм имен существительных, связанных с употреблением рода и образованием существительных в И.п., Р.п. множественного числа. Употребление в речи форм имен прилагательных (употребление полной и краткой формы, образование степеней сравнения). Употребление в речи имен числительных (сочетаемость собирательных и составных числительных с существительными). Употребление местоимений. Употребление форм глагола.
  • Морфологические средства связи предложений в тексте.

Тема 7. Синтаксис.

  • Синтаксические нормы. Построение словосочетаний. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определений и приложений с определяемыми словами. Построение предложений с однородными членами, с причастным и деепричастным оборотами. Построение предложений с косвенной речью. Построение сложных предложений.
  • Деловая игра «Редакция».

 IV. Методическое обеспечение программы.

1. Опыт работы автора по теме «Гуманизация процесса обучения»
2. Научно-популярные книги о русском языке:
Горбачевич К.С. Русский язык: прошлое, настоящее, будущее. / К.С. Горбачевич. – М.: Просвещение, 1994 . - 190с.
Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. / Л.Т. Григорян. - М.: Просвещение, 1996. - 205с.
Львова С.И. Язык в речевом общении./ С.И. Львов. - М.:Просвещение, 1998. - 189с.
3. Лингвистические словари.
4. Методическая литература.
5. Темы рефератов.
6. Руководство исследовательскими работами учащихся.