ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Эффективные методы работы в подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Добавлено: 2022.06.21
Просмотров: 20

Добробабина Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы

На экране появляется тема занятия: «Эффективные методы работы в подготовке к ЕГЭ по русскому языку».

Цели занятия:

  1. Восстановить в памяти учащихся правила правописания приставок;
  2. Углубить представление и систематизировать знания учащихся в правописании -н-, -нн- в разных частях речи;
  3. Совершенствовать умения и навыки учащихся;
  4. Воспитывать любовь к языку.

Оборудование: Мультимедиа, на столах разные виды карточек, таблицы №1, №2.

Ход занятия

Слово учителя: Сегодня, ребята, мы проводим очередное занятие по подготовке к ЕГЭ. На предыдущем занятии я провела диагностический тест, который выявил пробелы в ваших знаниях. На сегодняшнем занятии мы будем повторять темы, которые вызывают у вас трудности.

И первая тема, которой мы коснёмся «Гласные в приставках».

Учитель: Что вы, ребята, знаете о правописании гласных в приставках?

(Гласные в приставках пишутся одинаково, независимо от произношения в большинстве приставок.

В приставках роз- (рос-); раз- (рас-) под удареним пишется о, без ударения а – (роспись, но расписка)

На экране таблица №1 «Гласные в приставках»

Учитель: – Обратите внимание на таблицу. На столах у вас лежат карточки №1, внимательно читаем задание и выполняем его.

Карточка №1

На месте пропусков поставьте нужную букву.

  1. Р…звальни, пр…лететь, пр…крыть.
  2. Пр…забавный, пр…клеил, пр…плыл.
  3. Пр…красный, р…ссыпать, пр…кратить.
  4. Пр…дорожный, пр…хорошенький, р…звалить.

Учитель: С какими ещё приставками мы встретились в задании.

(Приставками пре-, при- )

Учитель: Какое правило мы применили для этой орфограммы? Слушаем внимательно стихотворение.

Пре- или при-? При- или пре-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри,
Сразу получишь ответ.
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Обо всех, кто придёт, прилетит,
Приплывёт – пишется при- несомненно.
Полку прибил, привинтил колесо,
Пришил, приклеил умело,
Если ты что-то соединил
При- напиши в слове смело.

Учитель: А когда мы в приставке пишем пре-?

(Приставка пре- имеет два основных значения:

  1. Близко значению слова очень: предобрый (очень добрый);
  2. Близко значению приставки пере-: прервать (перервать);)

Учитель: Выполняем задание на карточке №2.

Карточка №2.

Найди четвёртое лишнее.

  1. Пр…забавный, пр…шёл, пр…плыл, пр…бил.
  2. Пр…бежал, пр…сел, пр…лёг, пр…огромный.
  3. Пр…рвать, пр…скакать, пр…брежный, пр…школьный.
  4. Пр…вокзальный, пр…крыть, пр…делал, пр…гладить.

На экране появляется четвёртое лишнее:

Презабавный, преогромный, прервать, преградить.

Учитель: Основная часть нашего занятия будет посвящена самой трудной теме в разделе «Орфография», «Правописание -н-, -нн- в суффиксах прилагательных и причастий». Наша работа поможет вам подготовиться и успешно сдать ЕГЭ.

На экране таблица №2.

Учитель: Что мы прежде всего должны знать, чтобы правильно написать суффикс в словах? (Нужно определить какая это часть речи, найти слово, от которого образовалась данная часть речи)

Учитель: Слушаем стихотворение:

Хоть мы умны не по годам
Не всё нам ясно и понятно,
А сколько Н писать в -ан-, -ян-, -ин-?
Нас мучит всех невероятно.
Как не верти, как не мудри,
Но с этим суффиксом при встрече
Сперва внимательно смотри
Какая встретилась часть речи.
Для прилагательных давно
Записано в учебных книжках:
Когда -ан-, -ян-, -ин-, то одно н,
А два -нн- в них просто не годится.

Учитель: О чём сказано в стихотворении? (О словах исключениях из правила)

Учитель: – Какие слова-исключения соответствуют данным суффиксам? (Деревянный, оловянный, стеклянный, в которых пишется два -нн- в суффиксах)

Учитель: – А когда в суффиксах имён прилагательных пишется два -нн- ?

(Два -нн- пишется:

  1. В прилагательных, образованных с помощью суффикса -н- от существительных с основой на –н: сон – сонный, конь – конный;
  2. В прилагательных, образованных с помощью суффиксов -онн-, -енн-: солома – соломенный, экскурсия – экскурсионный.

Исключение: ветреный)

Учитель: Что мы знаем о кратких прилагательных?

(В кратких прилагательных, образованных от полных, имеющих два н: длинная дорога – дорога длинна – пишется два н.)

Учитель: Продолжим работу по карточке №3, работаем в парах.

На экране карточка №3

Карточка №3.

Укажите неверное объяснение орфограммы.

  1. Бессо…ый – в суффиксах -енн-, -онн-;
  2. Соколи…ый – в суффиксах -н-, - ин-, -ан-, -ян-;
  3. Торжестве…ый – в суффиксах -енн-, -онн-;
  4. Юн…ый – без суффикса.

Учитель: Какой ответ правильный? (Правильный ответ под цифрой 1, слово бессонный – в этом слове нет суффиксов -онн-, -енн-, а суффикс -н-, сон – основа слова, оканчивается на н и прибавляем суффикс -н-)

На экране карточка №4.

Учитель: Работаем по вариантам. Что нужно сделать, чтобы правильно определить орфограмму? (Произвести морфемный разбор.)

Карточка №4. (1 вариант)

В каком слове есть суффикс -ан- ?

Разброса…ый, рва…ый, кожа…ый, бессме…ый.

Карточка №4 (2 вариант)

В каком слове есть суффикс -н-?

Льви…ый, увеличе…, листве…ый, бессме…ый.

На экране правильные ответы:

  • 1 вариант: кожаный.
  • 2 вариант: бессменный.

Учитель: – Поясните ответы.

На экране появляется запись:

Учитель: Обратите внимание на экран. Чем интересна эта запись?

(Запись интересна тем, что в первом предложении - организована – краткое причастие, в предложении является сказуемым. Во втором предложении - умна и воспитанна – имена прилагательные. Воспитанная- в полной форме имеется два -н- и в краткой тоже имеется два -н-, а в предложении они являются сказуемыми. От слова поездка задаём вопросы: Что сделана?, организована, Она какова? умна и воспитанна.)

Учитель: Когда в причастиях пишется два -н-?

(В полных страдательных причастиях с суффиксами -енн-, и -нн- пишутся две буквы -нн-, если:

  1. Причастие имеет приставку (кроме не): сваренная рыба, вспаханное поле;
  2. Причастие имеет зависимые слова: жаренная в масле рыба, тушённая в сметане курица;
  3. Причастие совершенного вида: решённый пример;
  4. Причастие образовано от глаголов с суффиксами -ова-, -ева- (-ирова-): маринованные грибы, асфальтированное шоссе.)

Учитель: Когда пишется -н- в суффиксах причастий?

(1. Если слово не имеет ни одного из перечисленных выше признаков;
2. В кратких причастиях
3. В отглагольных прилагательных.)

Учитель: Работаем с тестом, карточка №5, по вариантам.

На экране карточка №5.

Карточка №5. (1 вариант)

  1. Какая морфологическая характеристика является правильной по отношению к слову сохранены в предложении: «Однако по-прежнему жив дух театра, сохранены его традиции, непоколебимые принципы добра и торжества справедливости»
    А) прилагательное;
    Б) глагол;
    В) причастие;
    Г) наречие.
  2. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущены -нн:
    А) Она умна и воспита…а.
    Б) Ветре…ый день.
    В) Поездка оплаче..а.
    Г) Золочё…ое ювелирное кольцо.

1) А, Б, В. 2) Б, В. 3) Б, В, Г. 4) А, Г.

Карточка №5 (2 вариант.)

  1. Какая морфологическая характеристика является правильной по отношению к слову изысканны в предложении: «Выработанные рукой многих поколений узоры всегда были просты, изысканны и точны»
    А) наречие;
    Б) прилагательное;
    В) причастие;
    Г) местоимение.
  2. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена -н:
    А) Она ум…а и воспита…а.
    Б) Ветре…ый день.
    В) Поездка оплаче…а.
    Г) Золочё…ое ювелирное кольцо.

1) А, Б, В. 2) Б, В. 3) Б, В, Г. 4) А, Г.

Учитель: Назовите правильные ответы по 1 варианту. (По первому заданию – В – причастие; по второму заданию ответ 4 – А, Г.)

Учитель: Назовите правильные ответы по 2 варианту. (По первому заданию – Б – прилагательное; по второму заданию ответ 2 Б, В.)

Учитель: Итогом всей нашей сегодняшней работы будут карточки – Модуль №1 и Модуль №2. Эти карточки состоят из 3 заданий, т.е. из трёх уровней:

1 уровень: Вы выполняете задание под цифрой 1 – получаете оценку 3;

2 уровень: Вы выполняете задания под цифрой 1 и 2 – получаете оценку 4;

3 уровень: Вы выполняете все задания под цифрами 1, 2 и 3 – получаете оценку 5.

Внимательно читаем задание и выполняем его.

Модуль № 1. Орфография. «-н, -нн- в разных частях речи»

  1. Вставьте пропущенные буквы на месте пропусков: Поляна освеще..а, книга интерес…а, размеша…ые краски, краше…ые маляром полы, дорога дли…а, размеша…ое тесто.
  2. Объясни орфограмму:
  3. Сформулируй правило.

Вопросы учащихся.

Модуль № 2. Орфография. «-н, -нн- в разных частях речи»

  1. Вставьте пропущенные буквы на месте пропусков: Заметки собра…ы, покраше…ый пол, деревя…ый стол, фигуры изображе…ы, исправле…ая работа, высуше…ое на солнце бельё, дорога дли…а.
  2. Объясни орфограмму:
  3. Сформулируй правило.

Вопросы учащихся.

Учитель: – Ребята, большое спасибо за сотрудничество на занятии, доделываем работу и сдаём карточки.