ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Интегрированный урок физики, химии, русского языка и литературы "Эстетический и психоэмоциональный образ художественного произведения"

Добавлено: 2022.05.31
Просмотров: 24

Максимова Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы; Старцева Надежда Александровна, учитель химии; Зайцева Светлана Геннадьевна, учитель физики

Класс: 11

Цель урока: выработать целостное, комплексное видение окружающего нас мира.

Задачи урока:

  • показать связь между различными областями знаний и практическую значимость современных научных теорий;
  • изучить явления в их взаимосвязи, перейти от анализа обособленных явлений к анализу связей между явлениями;
  • объединить гуманитарные и естественно - научные знания, поднять обучающихся над границами одной науки;
  • развивать интеллектуальные способности обучающихся;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование:

  • лампа дневного света,
  • призма прямого зрения,
  • поворотные зеркала,
  • колба,
  • прямой холодильник,
  • растительное сырье,
  • текст стихотворения С. Есенина "Я спросил сегодня у менялы",
  • мультимедийный проектор.

Данному уроку предшествует достаточно большая подготовительная работа. Ученики класса делятся на группы: физики, химики, лингвисты и психологи. Все группы работают над единым художественным произведением, исследуя его с различных позиций. Сам урок представляет собой защиту мини-проектов, которые подготовили группы, и создание единого проекта по теме урока.

Ход урока

I. Оргмомент. Приветствие. Создание атмосферы урока.

Учитель литературы:

Подобно голосам на дальнем расстояньи,
Когда их смутный хор един, как тьма и свет,
Перекликаются звук, запах, форма, цвет,
Глубокий, темный смысл обретшие в слиянье.
Шарль Бодлер "Соответствия"

II. Постановка целей и задач урока.

Учитель физики: В природе существует закон: все взамосвязано, взаимообусловлено. Но как сочетаются такие понятия как "звук", "цвет", "запах", иногда не укладывается в нашем сознание. Сегодня на уроке мы объединим воедино, казалось бы, несоединимые явления звук речи, звуковые волны, цветовой спектр и ароматы. Вы предоставите на всеобщее обозрение те исследования, которые провели в своих группах.

Учитель химии: известный искусствовед Дмитрий Житомирский писал: "Широкая цель обязывает исследователя не ограничиваться тем, что поддаётся простому подсчёту, что укладывается в простую схему, а неизбежно углубляться в психологию человеческого восприятия, в психологию творчества. Здесь большую роль играют догадки, гипотезы; научное познание здесь явно отстаёт от творческого. Широкая цель является синтетической. Разные линии исследования, переплетаясь между собой, стягиваются к одной точке".

III. Презентация своих исследований группами.

Учитель литературы: Группа лингвистов работала с текстом стихотворения С.Есенина "Я спросил сегодня у менялы:". В своей работе ребята частично применяли методы такого нового направления в языкознании как фоносемантика. И сейчас они представляют свое исследование.

Выступление группы лингвистов:

Поэзия передаёт нам многочисленные ощущения, переживания, впечатления и тем самым значительно расширяет гамму наших чувств, значительно утончает их, делая нас более гибкими, восприимчивыми, способными понимать прекрасное. При чтении стихов перед нами возникают определённые образы, рождённые совместным переживанием с поэтом.

Впечатление, которое производит на нас стихотворное произведение, является совокупностью множества различных факторов. ":Своеобразие стиха запечатлевается в многочисленных сторонах и оттенках внешней "формы" произведения, которые могут явно осознаваться нами, а так же и во внутренней неосознаваемой"(2).

Белянин В. П. считает, что ключ к каждому стихотворению заключен в нем самом. Задача исследователя состоит в том, чтобы в каждом отдельном случае найти такой ключ, который раскроет это - и только это - стихотворение, позволит проникнуть в его тайну. Ибо удивительный парадокс поэзии заключается в том, что она доступна всем читателям - и в то же время содержит некую тайну, точнее - не сразу постигаемую глубину мыслей и чувств.

Фоносемантика - новая филологическая область, теория содержательности звуковой формы в языке, устанавливает соответствия значения и звучания слов. С помощью методов фоносемантики можно установить соответствие между цветом и отдельным звуком. Мы воспользовались результатами эксперимента, проведённого исследовательской группой под руководством известного лингвиста А.П. Журавлёва (3). Различным по составу и возрасту группам информантов было предложено определить по их первому впечатлению цвет гласных звуков. Применялись различные методики, в результате которых было установлено, что гласным звукам могут соответствовать следующие цвета:

  • А - густо-красный
  • Я - алый
  • О - светло-жёлтый или белый
  • Е - зелёный
  • Ё - жёлто-зелёный
  • Э - зеленоватый (оливковый)
  • И - синий
  • Й - синеватый
  • У - тёмно-синий, лиловый

Причём А.П. Журавлёв выделил, что особенно чётко, в чистые цвета окрашены только три звука А, И, О. Но ведь всё богатство цветов и их оттенков можно получить спектральным сложением именно трёх основных цветов - красного, синего, жёлтого. Влияние согласных звуков учитывается следующим образом, звонкие, твёрдые - сильные, яркие, светлые, быстрые; глухие, мягкие согласные - слабые, тёмные, медленные, женские.

Наша группа анализировала стихотворение С.Есенина "Я спросил сегодня у менялы" и в ходе исследования получила следующие результаты (Приложение1)

(слайд-презентация "Фоносемантический анализ стихотворения С. Есенина")

Учитель физики: Многочисленные исследования показали, что каждый человек в ходе прослушивания художественного произведения интуитивно выбирает определённый цвет в соответствии со своим психологическим состоянием. Как цвет влияет на человека расскажет нам группа психологов.

Выступление группы психологов:

В качестве основы для характеристики психологического состояния человека мы использовал метод Люшера. Интуитивный цветовыбор человека позволил Люшеру уверенно характеризовать его эмоциональное состояние.

Всё богатство человеческих эмоций, желаний, проблем уложилось в восьмицветном тесте. Эти цвета - красный, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, коричневый, серый, чёрный.

Человек как бы носит очки определённого цвета, определяющие его самовосприятие и восприятие окружающего мира. Подсознательно своё эмоциональное состояние человек передаёт через творчество.

Существуют афоризмы: "Страсть всё окрашивает в свой цвет", и "Слово лечит". Человек выбирает один из 8 цветов по методу Люшера. Каждому цвету соответствует круг эмоций, отношение к себе и к миру и выбор определённых афоризмов, стихов, прозаических произведений. Исследования показали, что люди выбравшие определённые цвета по Люшеру, также отдавали предпочтение определенным стихам и высказываниям (Приложение 2).

Цвета можно использовать для изменения нашего физического, эмоционального, интеллектуального состояния. Цвет может быть стимулирующим или подавляющим, конструктивным или деструктивным. Каждый цвет имеет свои уникальные эффекты и может использоваться для восстановления баланса.

Цвета обычно подразделяются на три категории. К первой категории относятся основные цвета: красный, жёлтый и синий. Смешивая основные цвета можно получить большинство остальных цветов. Вторичные цвета формируются при сочетании основных цветов. Сочетания основных и вторичных цветов дают третичные цвета. Каждый человек уникален, поэтому надо экспериментально подбирать оттенки нужного цвета, приглашая его для совместного поиска приятного ему цветового тона.

Учитель физики: Ребята третьей группы экспериментальным путем проверяли соответствие цвета и звука. Им мы сейчас и предоставляем слово.

Выступление группы физиков:

Мы решили с помощью физических методов проверить соответствие звука и цвета. С помощью компьютерной программы "ADOBE AUDITION" и микрофона мы записали спектры гласных звуков А, Е, Ё, И, О, У, Ю, Э, Я, Ы. в одной тональности (слайд1) (Приложение 3). Увеличивая масштаб звукового импульса, мы выбирали в его средней части наиболее гармоничную тонику (слайд 2) (Приложение 3). Продолжая увеличивать масштаб тоники, мы с точностью до 0,000001 секунды определяли период звукового колебания.

Известно, что в видимой части спектра наибольший период соответствует красным волнам, наименьший - фиолетовым. Если принять, что звук А соответствует красной части спектра, то с учётом убывания периода звуковой волны были получены следующие результаты, которые мы распределили по единой шкале (с масштабом: 1 деление - 0,0001 с.) следующим образом: А - 0.004345 с. (густо-красный), Я - 0.004275 (алый), Е - 004150 с. (зелёный), И - 0,004010 с. (сине-голубой). Но в этом масштабе в видимом диапазоне не уместились звуки Ы (0,004600 с.), У (0,004650), Ю (0,004620 с.) - инфракрасная область, и звуки О (0,003648 с.), Ё (0,003627 с.) и Э (0,003708 с.) - ультрафиолетовая область. Поэтому можно считать Ы очень тёмным, красно-коричневым звуком, У и Ю - очень тёмным синим и густо-фиолетовым звуками, а О, Ё и Э соответственно очень светлыми, белёсыми или серебристыми звуками. Такое распределение цветов по буквам достаточно хорошо совпадает с результатами фоносемантики. Мы так же решили проверить влияние звонких и глухих согласных на частоту гласных звуков. В приложении 3 на слайде 3 показаны импульсы слогов ЗА, ЛА, ПА, ША, ФА. Исследовав развёртки звуков А при различных согласных, мы установили, что звонкие согласные, сочетаясь с гласными, действительно, повышают их вибрационную частоту, а глухие согласные её понижают.

Нам так же предстояло решить вопрос о совместном действии звуков в слове.

В оптике спектрально-чистые цвета при смешивании дают вполне определённый цвет. Поэтому при определении цвета имени мы использовали принцип спектрального сложения цветов (слайд 4) (Приложение 3). Спектрально-чистые цвета мы получили от лампы дневного света за счёт разложения её излучения с помощью призмы прямого зрения. Сложение цветов проводили с помощью поворотных зеркал в отражённом свете. Результаты сложения представлены в слайд - презентации.

Учитель химии: Удивительно близким к цвету по воздействию на эмоционально-психологическое состояние людей обладают ароматы. Люди с развитым обонянием способны различать до 10000 запахов. Однако до сих пор не существует общепринятой классификации ароматов. Это связано с тем, что состав ароматов очень сложный, (в аромате розы более 300 химических соединений). И механизм воздействия ароматов на человека только изучается. Каким образом взаимосвязаны цвет и аромат выясняла группа ребят - химиков.

Выступление группы химиков:

Эфирные масла мы получали в лаборатории методом паровой отгонки из растительного сырья, содержащего душистые вещества в листьях, цветах, плодах, кожуре плодов, иногда в древесине. Размельченное растительное сырье в количестве 20 г помещаем в колбу емкостью 0,5 л и заливаем водой так, чтобы она полностью перекрывала растительную массу. Колбу соединяем с холодильником и помещаем в водяную баню. Процесс перегонки проводим не менее часа. Эфирные масла удаляются вместе с водяным паром и затем собираются в дистилляте в виде капелек, которые имеют низкую плотность и поэтому плавают на поверхности воды. Полученную таким образом душистую воду используют для дальнейшего исследования.

Пользуясь описанием воздействия звука, цвета на организм человека, выбором цвета в тесте Люшера в зависимости от эмоционально-психологического состояния мы разделили ароматы по цветам, учитывая их психоэмоциональное воздействие

Для составления аромата поэтической композиции группа химиков предлагает сочетание пряных ароматов (красный цвет) и цитрусовых нот (легкость, подвижность, молодость). В составе композиции могут быть использованы апельсин, роза, базилик, корица, душистый перец. (Приложение 4).

IV. Подведение итогов (на данном этапе обобщаются исследования всех групп)

Выводы обучающихся: Анализируя цветовую гамму стихотворения С.Есенина "Я спросил сегодня у менялы:", группа лингвистов пришла к заключению, что явно преобладают звуки А и Я.

Группа физиков с помощью эксперимента доказала, что спектральное сложение звуков дает ярко-алый цвет.

Как утверждает группа психологов - это цвет любви, страсти, проникновения, полный воодушевления, беспокойства, радости и стремительности.

Для составления аромата поэтической композиции группа химиков предлагает сочетание пряных ароматов (красный цвет) и цитрусовых нот (легкость, подвижность, молодость). В составе композиции могут быть использованы апельсин, роза, базилик, корица.

Большое количество звуков Р подчеркивает и еще раз утверждает яркость и силу красного цвета. Большое количество мягких и женственных С и Т создает эффект присутствия возлюбленной, придает стихотворению нежность и таинственность. Преобладание твердых звонких букв говорит о силе чувств и эмоциональности автора строк. Эмоциональное впечатление от этого стихотворения рождает образ яркого вихря, пламени.

Учителя: В нашей совместной работы мы показали, что мы можем найти гармоничную связь между стихотворным произведением, цветом и ароматом, опираясь на знания физики, химии, фоносемантики и психологии.

Проведя эксперименты, вы доказали опытным путем, что такая связь существует.

Особенностью нашей коллективной работы является то, что мы совместно использовали наши знания в различных областях для создания гармоничного образа поэтического произведения.

Выработка единой картины помогает проникнуть во внутренний мир поэта и ощутить его психоэмоциональное состояние различными органами чувств.

V. Рефлексия (что удалось получить в ходе исследования, что нового для себя взяли открыли ребята во время урока, какие моменты необходимо еще доработать, оценка и взаимооценка групп)

Список литературы.

  1. Бэббит Э. Принципы света и цвета. Исцеляющая сила цвета. - Киев София. 1996. -стр17-208.
  2. Воронин С. В. Основы фоносемантики. - Л. ЛГУ , - 1982. - 118 - 206 с.
  3. Журавлёв А.П. Звук и смысл. - М. Просвещение, 1991. - 14 - 123с.
  4. Клар Г. Тест Люшера: Психологическая характеристика восьми цветов. - Харьков, 1996. - стр. 3-39.
  5. Лавренова Г.В. Лечение ароматами. - С-Пб. Диалог, 1999. - стр 5-55, 90-173.
  6. Пекли Ф. Ароматология. Медицина - М., 2001. - стр 8-46,114-118.