ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка по теме "Морфологический разбор имени существительного"

Добавлено: 2022.01.21
Просмотров: 34

Веселовская Светлана Ивановна, директор

Цели:

  • обобщить знания учащихся о морфологических признаках имени существительного;
  • научить выполнять морфологический разбор имени существительного;
  • активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению знаний об имени существительном как самостоятельной части речи;
  • совершенствовать умение работать с таблицами, схемами; формировать интерес к изучению русского языка.

Дидактические средства: таблицы, карточки, репродукции с зимним пейзажем.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Основная часть

Учитель. Сегодня мы с вами продолжим изучение темы «Имя существительное», обобщим полученные знания об имени существительном, научимся выполнять морфологический разбор имени существительного, вспомним и закрепим орфограммы, связанные с написанием слов, и пунктограммы, связанные с постановкой знаков препинания.
Запишем тему урока: «Морфологический разбор имени существительного».

1. Беседа по вопросам

– Что изучает морфология?
– На какие группы делятся части речи?
– Какие части речи являются самостоятельными?
– Какие части речи являются служебными?
(Работа с таблицей)
– Дайте определение имени существительного.
– Назовите постоянные признаки имени существительного.
– Как изменяются имена существительные?
– Какую синтаксическую роль выполняют имена существительные? Определите синтаксическую роль существительных в следующих предложениях (работа с таблицей):

1) Февраль – самая метельная пора зимы.
2) Дуют ветры в феврале.
3) Сочиним стихи о феврале.
4) Уходи, февраль, уноси метель.

Учитель. Как вы думаете, ребята, случайно ли в наших предложениях прозвучало слово февраль? Действительно, февраль – последний месяц зимы, который приносит не только ветры, стужу, мороз, но и прекрасные праздники: День влюблённых (День святого Валентина), День защитника Отечества (23 февраля) и любимую всеми Масленицу.

2. Рассказ ученика о Масленице, о том, как отмечают Масленицу на Руси

Ученик. Обычай празднования Масленицы берёт своё начало с древнейших времён. В Западной Европе он превратился в традиционный карнавал, в России – в Масленицу.
Масленица продолжается целую неделю. В России она называется «масленичная» или «сырная». Начиналась она в понедельник, а заканчивалась в воскресенье – последний день перед Великим постом.
Вся неделя связана с играми, забавами, розыгрышами и обязательным объеданием блинами. На Масленицу на реке город из снега строят. Парни на две армии разделяются – конные и пешие. Конница осаждает город, а пехота его защищает.

Учитель. Этот момент изобразил на своей картине знаменитый русский художник Василий Иванович Суриков. Картина так и называется: «Взятие снежного городка». (На экран проецируется картина В.И.Сурикова).

Ученик. Семь дней гуляет Масленица. Завершались праздничные дни проводами Масленицы. Делали соломенное чучело Масленицы, сажали его в сани и с музыкой и песнями возили по всему городу, а затем чучело сжигали, прощаясь с зимой и приветствуя приход долгожданной весны.

Учитель. О Масленице сохранилось множество поговорок. А какие вы знаете или помните?

Ответы детей:

1. Масленица – объедуха, деньгами приберуха.
2. Не житьё, а Масленица.
3. Не всё коту Масленица.
4. Без блинов – не Масленица.
5. После Масленицы – Великий пост, а за Страстной – Пасха
6. Хоть с себя всё заложить, а масленицу проводить.
7. Масленица идёт, блин да мёд несёт.
8. Боится Масленица горькой редьки да пареной репы).

– Выберите среди записанных слов имена существительные, запишите их в тетрадь.

На доске записаны слова: зимний, зимовать, Масленица, сверкать, обычай, Европа, румяный, февраль, карнавал, воскресенье, хрустальный, удивляться, розыгрыш, увлекать, блин, чучело, кататься, угощение, праздник, гость, тёща.

Учитель. Докажите, что слово Масленица (февраль, угощение) являются именами существительными. Составьте с ними словосочетания (широкая Масленица; встречать в феврале; приготовить угощение).

Учитель. Запишите предложение. (Учащиеся записывают предложение, выполняют синтаксический разбор предложения).

Масленица – старинный славянский праздник проводов зимы. (Повеств., невоскл., прост., двусост., распростр., неосложн.).

Учитель. Найдите в предложении слово или слова, соответствующие схеме: корень, окончание; приставка, корень, окончание; корень, суффикс, суффикс, окончание. Письменно выполните морфемный разбор слова Масленица.

Учитель. Назовите имена существительные в предложении. Обратимся к учебнику, познакомимся с планом морфологического разбора имени существительного.

3. Работа с учебником

а) Морфологический разбор имени существительного Масленица (устно).

б) Письменный разбор имён существительных из предложения (праздник, зимы).

Физминутка

Назвали все предметы по порядку,
Теперь вас приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.

Учитель. Масленица – гостья-то особая. Её одно может привлечь – долгожданное солнечное тепло. Но вот с теплом-то у нас дела обстоят неважно. Мало пока светит солнышко, долгие стоят ночи, холодные дни. Поэтому первая наша задача – помочь солнцу. А для этого люди в конце зимы пекли из теста маленькие символы солнышка – блины.

Учитель. Запишите предложение, выполните синтаксический разбор предложения.

С тёплым блинчиком ребята попросят побольше солнышка. (Повеств., невоскл.,прост., двусост., распростр., неосложн.).

Учащиеся выполняют морфологический разбор слова (с) блинчиком.

Учитель. Наступал последний день Масленицы, который получил название прощёное воскресенье. В этот день на Руси все просят прощения друг у дружки: «Прости меня, грешного, на Великий пост!» А в ответ можно слышать: «Бог простит, и я прощаю». Ну да дело не в словах. Главное, чтобы от сердца, от души шло. Просили прощения за обиду, и досаду, и просто так, без видимой причины. Кто знает, может, обидел когда человека, да не заметил.

III. Итог

Учитель. Вот и вспомнили мы с вами о Масленице, которая не только предстала перед нами прекрасным праздником, но и помогла научиться выполнять морфологический разбор имени существительного. И домашнее задание вы, ребята, получите, тоже связанное с празднованием Масленицы. Перед вами лежат рецепты приготовления блинов. Из текста выпишите 3 имени существительных и выполните морфологический разбор.

Обычные блины

Для теста: 400 г пшеничной муки, 2,5 стакана молока, 2-3 яйца, 30 г сливочного масла, 20 г дрожжей, 1 чайная ложка сахара, 1/2 чайной ложки соли.
Молоко (3/4 нормы) слегка подогреть, растворить в нём дрожжи, смешать с мукой, поставить в тёплое место, дать подойти. В оставшемся молоке растопить масло, добавить соль, сахар, желтки, всё тщательно перемешать и присоединить к подошедшему тесту, снова перемешать, добавить взбитые белки, осторожно перемешать сверху вниз и выпекать блины.