ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Лингвистический анализ текста в 10-м классе (по тексту К.Г. Паустовского "Скрипучие половицы")

Добавлено: 2022.01.21
Просмотров: 48

Максимова Валентина Ильинична, учитель русского языка и литературы

Форма урока: урок-практикум.

Цель:

  • Систематизировать и углубить знания по стилям;
  • Закрепить и углубить навыки комплексного анализа текста художественного стиля;
  • Пробуждать языковое чутье;
  • Воспитывать бережное отношение к языку.

Эпиграф:

Созвучья слова не случайны!
Пусть связь речений далека,
В ней неразгаданные тайны
Всего живого языка:
В.Шефнер

Ход урока

Оргмомент.

- Звучит музыка. ("Осенняя песня" из "Времен года" Чайковского). Ученица читает наизусть отрывок из рассказа "Скрипучие половицы" Константина Паустовского.

- Мы прослушали отрывок из текста К.Паустовского "Скрипучие половицы", по которому сейчас будем работать на уроке.

К.Г.Паустовский - художник слова с неповторимой душевной интонацией, с изумительным даром особого раздумья о природе. Его произведения - это "живопись словом", когда земля родная открывается через родное слово. Добрый свет, который излучают его путевые зарисовки, очерки, рассказы, новеллы и повести, высвечивают прекрасное в природе, в любви, в судьбах знаменитых и безвестных соотечественников, в произведениях искусства. Паустовский обладал тем редким лирическим дарованием, которое помогало ему находить поэзию в самой, казалось бы, скучной прозе жизни. Недаром он увлекся созданием произведений, посвященных людям творческого труда: художникам, композиторам, поэтам.

В них обнаруживалось настоящее своеобразие писателя: умение соединить тончайшее настроение человека с настроением пейзажа и при этом добавить, по выражению автора, "каплю грусти".

- Сегодня у нас урок-практикум. Мы будем совершенствовать навыки по лингвистическому анализу текста, но сегодня проанализируем его не от содержания к форме, а наоборот попытаемся от определенных языковых средств подойти к пониманию основной идеи рассматриваемого текста, потому что в каждом тексте (читаю эпиграф).

- Работать будем в группах. Первая группа рассмотрит лексический уровень, вторая - морфологический, третья синтаксический. Поскольку объем текста большой, на подготовку даем 10 минут, на выступление - по 5 минут.

Выступления групп.

Слово первой группе. Вниманию остальных групп: выступление очередной группы конспектируете, в конце выступлений можете задавать вопросы.

(Лексический уровень:

Единство текста обеспечивает следующие тематические группы слов:

1. Тема дома:

  • Дом рассохся деревянный дом, в комнатах пахло; скрипучие половицы, сухие стропила, двери; старушка - люстра, в маленьком зале, в застекленной прихожей.

2. Время:

  • С утра ждет, просыпаясь ночью, дневную музыку, ночное треньканье, ночные звуки; проходит жизнь, отражая в сумерках серп, туманные зори, туманные русские закаты, великолепные позлащенные закаты.

3. Пространство:

  • На поляне, в сосновом лесу, в вершинах сосен, на поляне, перед крыльцом, просека, заросли, заброшенные дороги, околицы, тропинки.

4. Звуки:

  • Скрипучие половицы, ни одна из них не скрипнула, дом запоет, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, дневная музыка, треньканье деревянного дома, ночные звуки.

5. Ощущения:

  • Легкий восторг, от зрелища радуги.
  • В тексте много олицетворений: ветер шумел, дом запоет, дом ждет, дом скучал, пропоет половица, отзовется старушка-люстра;

Эпитетов:

  • Скрипучие половицы, любимая нота, легкий восторг, небогатая дань, любимый поэт, удивительный воздух, печальные закаты, туманные зори, позлащенные закаты.

Сравнения, сопоставления:

  • Цветы напоминали клочья пуха; самая простая музыка, как симфония; работал как вол; как поденщик; хрустали, как дубовые листья; выразительная звукопись, передающая шорохи; певучие звуки; мелодии дома).

- К какому выводу вы пришли в итоге своих наблюдений?

(Стиль художественный, тип описание с повествованием. Данные тематические группы слов, тропы помогают автору нарисовать живую картину, создает образы, характерные для этого стиля. Старый дом изображен, словно живое существо со своим характером, чувствами, голосом. Такое описание "музыкального" дома передает внутреннее состояние героя, то есть композитора. Паустовский как бы чувствует, разгадывает мысли и чувства Чайковского и восхищается его чуткостью. Текст очень эмоциональный, лиричный, что тоже является приметами художественного текста).

Вторая группа. Вы должны были рассмотреть морфологические средства выразительности речи.

( В тексте художественный образ создают качественные прилагательные: неприятное, удивительное, веселое, любимое, небогатая, легкий, печальные и т.д.; качественные прилагательные превосходной степени: тончайшим, самая простая, самых легких. Эти прилагательные использованные в качестве красочных эпитетов, с их помощью автору удалось передать переживания композитора, а еще создать, как зрительные, так и слуховые восприятия предмета.

В качестве образного олицетворения используется неодушевленное существительное в значении одушевленного: старушка- люстра.

Наряду с прилагательными и существительными художественно- изобразительную функцию в тексте выполняют глаголы. Все глаголы почти использованы в прошедшем времени, несовершенном виде, помогая автору передать непрерывные движение духовной жизни композитора: Чайковский садился за рояль; "прекрасная оркестровка!"- думал Чайковский; Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица; еще это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты и т.д.

Использование причастий: старушка-люстра, потерявшая половину своих хрусталей, похожих на дубовые листья, и т.д. помогает образно описать предмет;

Деепричастия в тексте также придают выразительность, динамичность: иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту, и т.д.

Насыщение текста личными и притяжательными местоимениями: он, его, из них, своих, своему народу, ему, в их, свое сердце, ее лесам, ее околицам, тропинкам, песням и т.д. усиливает взволнованность, задушевность текста.

Повтор частиц: то одна, то другая половица; то тут, то там; то на чердаке, то в маленьком зале, то в застекленной прихожей и т.д. выполняет усилительную функцию.

Проведенные наблюдения на морфологическом уровне позволяет сделать вывод, что данный текст художественного стиля).

Вывод: Мы сейчас наблюдали над тем, как "работают" морфологические средства выразительности речи в комплексе с лексическим уровнем над созданием художественного образа и как участвуют в передаче замысла автора).

- Выступает третья группа. Вашей задачей было осмыслить синтаксический уровень.

К какому выводу вы пришли?

(Одним из синтаксических средств выразительности в данном художественном тексте является использование глагольных словосочетаний, придающих образность: проносил вереницы облаков, запоет от звуков рояля, разыгрывалась этим домом, с утра ждет, скучал без звуков, трогал струну, не удалось передать восторг, возникает от зрелища радуги, отражался в сумерках, не променяет зори и т.д.

Важным выразительным средством в тексте являются предложения с однородными членами, которые помогают автору передать тончайшие душевные переживания: но еще ни разу ему не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни.

Для текста характерно использование обособленных членов предложения: обособленные определения- растрепанные, высохшие, они; старушка- люстра, потерявшая половину своих хрусталей, похожих на дубовые листья и т.д.- используются для образного изображения предметов;

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, придают динамичность действию: пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами; думал Чайковский, восхищаясь певучестью дерева: иногда, ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту и т.д.

Автор широко использует сложные предложения: сложносочиненные, сложно - подчиненные, бессоюзные, сложные предложения с разными видами связи. Однако, преобладают в тексте сложноподчиненные предложения, автор использует их для того, чтобы передать мысли чувства со всеми подробностями, детально, неторопливо. Больше предложений с придаточными изъяснительными: С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом уже с утра ждет, когда, композитор сядет за рояль. И т.д.)

Синтаксис в художественном произведении помимо коммуникативной задачи несет и эстетическую, то есть участвует вместе с другими приемами языковых средств в создании художественных образов, в передаче отношения автора к изображаемой действительности. В чем мы с вами и убедились.

Общий вывод:

- Таким образом, все единицы языка призваны служить средством экспрессии и образности изображаемых картин и действий и при этом все вместе "работают" на постижение основной идеи автора. Итак, как вы думаете, какие проблемы подняты автором в данном тексте?

(В тексте подняты важнее проблемы:

- Тема любви и Родины, она выражена в образе великого композитора. Чайковский показан человеком, горячо любящим свою Родину. Он готов служить ей, своему народу, готов работать " как вол", чтобы успеть сочинить как можно больше, выразить свою любовь к Родине через музыку.

- Поднята проблема творчества.)

- Откуда находит свое вдохновение композитор? (Настоящий талант находит свое вдохновение в родной природе, в самых обычных явлениях своей жизни.)

- В чем секреты мастерства композитора? (В его самоотверженном труде).

- Отсюда вытекает еще одна проблема: Надо много трудиться, только тогда и придет вдохновение, только тогда получится настоящее произведение.

- А теперь давайте попробуем написать сочинение- миниатюру, выразить свое отношение к вопросам, поднятым автором.

- Чтение 2 - 3 работ.

- Итак, сегодня мы с вами проверили теоретические знания на практике, учились анализировать, составлять текст. Хочу еще раз вернуться к эпиграфу::

Созвучья слова не случайны!
Пусть связь речений далека,
В ней неразгаданные тайны
Всего живого языка:
В.Шефнер

- Будьте всегда внимательны к слову, относитесь к нему бережно, учитесь полно и ярко выражать свои мысли, пусть язык мастеров художественного слова удивляет вас, восхищает и вызывает желание подражать.