ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Элективный курс "Чтение в XXI веке", 9-й класс

Добавлено: 2021.09.15
Просмотров: 3

Фомина Таисия Николаевна, учитель русского языка и литературы

Книга неподвластна времени, если идущее вперед время вбирает ее в себя.
Томас Манн

Новое тысячелетие поставило две глобальные проблемы перед цивилизованным читающим миром: проблему «электронного» печатного станка и проблему поддержки чтения. Цифровые технологии и Интернет предоставили огромные возможности распространения и использования электронных книг и привлечения к себе все большего числа молодых клиентов и одновременно начали отучать их читать книги. Сегодня уже практически прекратились споры на тему: что будет с книгой в эпоху электронной информации? Совместное мирное сосуществование электронных и печатных книг состоялось и продолжается, и главным образом потому, что электронные книги стали выпускать, копируя стиль книг печатных. Но печатная книга все равно остается на высоте спроса.

В настоящее время актуальна проблема поддержки чтения. Чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, средство решения жизненных проблем.

Человек, который вступает в богатейшую информационную среду современной цивилизации и намерен активно ею пользоваться, должен уметь читать.

Введение элективного курса «Чтение в 21 веке», как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено необходимостью целенаправленно формировать культуру учащихся 9 класса общеобразовательной школы.

Цели курса:

  • Создание условий для активизации познавательного процесса учащихся, профессионального самоопределения.
  • Развитие мотивации собственной учебной деятельности.

Задачи курса: формирование опыта практической деятельности (формирование умений и навыков), опыта творческой (самостоятельной) деятельности, опыта эмоциональных отношений в процессе усвоения данных знаний.

Программа составлена на основе авторской программы М.А .Зиганова – М., из-во Эксмо-Пресс, 2007.

Программа элективного курса рассчитана на 17 часов.

Современному школьнику необходимо дать не репродуктивные знания, которые подвержены забыванию, не просто умения использования библиотечных и электронных инструментов, а сформировать креативные умения обращения с информационными ресурсами, которые не утрачиваются. Поэтому значительное внимание программа уделяет содействию формирования аналитических навыков критического мышления при работе с печатной и электронной книгой, как одному из главных компонентов информационной культуры учащихся.

Курс основан на принципах личностно-ориентированного подхода, который предполагается реализовать с помощью различных методов организации деятельности. Основной формой организации учебных занятий является урок, который может проводиться в форме практического занятия, экскурсии, презентации проекта, комбинированного занятия, на котором учащиеся получают необходимую информацию, консультацию, индивидуальную помощь.

Формами промежуточного контроля может стать обсуждение проектов, на которых учащиеся ставят вопросы перед собой и товарищами, корректируют свою дальнейшую деятельность. По окончании курса каждый обучающийся представляет свой информационный проект.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: самостоятельная работа с информационными ресурсами, практическая работа, временная работа в группах, метод создания ситуаций творческого поиска, творческие задания, метод проекта.

Настоящая программа предлагает необходимый минимум знаний об эффективных методах и способах рационального чтения как печатных, так и электронных книг. При ее составлении учитывался тот факт, что часть необходимых знаний, умений и навыков учащиеся приобретают на уроках информатики, литературы, словесности и других, а также при посещении библиотеки.

В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление

  • о современных носителях информации,
  • о месте и роли книги в современном мире,
  • о библиотеке как информационно-поисковой системе,
  • об особенностях и способах рационального чтения.

В результате изучения курса обучающийся должен

знать

  • информационные ресурсы на традиционных и нетрадиционных носителях,
  • основные элементы книги,
  • алгоритм самостоятельной работы с информационными источниками,
  • способы чтения,
  • преимущества и недостатки использования информационных технологий;

уметь

  • пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, справочным аппаратом книги, электронными носителями информации,
  • отличать и использовать особенности справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий,
  • критически оценивать и обрабатывать найденную информацию, используя навыки аналитической деятельности,
  • оформлять и представлять результаты самостоятельной работы,

владеть

  • навыками поиска и извлечения информации, рационального чтения текста,
  • культурой учебного труда.

Данный элективный курс помогает учащимся сформировать коммуникативные навыки, навыки обработки информации, навыки самообразования.

Тематическое планирование курса «Чтение в 21 веке»

№ п/п Тема Количество часов Цели урока Формы и методы обучения Формы контроля
Раздел 1. Чтение в эпоху электронной информации (3 часа)
1 Чтение в эпоху электронной информации 1 Познакомить уч-ся с новыми подходами к чтению в 21 веке. Лекция
Беседа
Тест
Тест «Как вы читаете?»
2 Современные носители информации 1 Познакомить уч-ся современными носителями информации, выяснить, какими из них уч-ся пользуются в жизни. Презентация
Лекция
Составление схемы «Современные носители информации»
3 Книга в современном мире – источник информации и знания. 1 Показать роль книги в современном мире Лекция, презентация.
Работа во временных группах
Отчет групп по заданной теме
Раздел 2. Библиотека как информационно-поисковая система (3 часа)
4 Справочная литература 1 Дать представление о библиотеке как информационно-поисковой системе. Показать возможности справочной литературы в освоении учебных предметов учащимися. Экскурсия в школьную библиотеку.
Работа со справочной литературой.
Работа во временных группах.
Выполнение заданий группами.
5 Периодические издания 1 Показать роль периодической печати в освоении учебных предметов учащимися. Экскурсия в школьную библиотеку.
Работа с периодической печатью.
Подбор интересных материалов по определенной теме.
6 Электронная библиотека 1 Показать особенности систематизации информации в электронных библиотеках. Работа в Интернете.
Работа во временных группах.
Выполнение групповых заданий.
Раздел 3. Особенности процесса чтения. Способы чтения. (11 часов)
7  Особенности процесса чтения. 1 Познакомить учащихся с особенностями процесса чтения. Формировать аналитические навыки критического мышления при работе с печатной книгой. Лекция с элементами беседы. Практическая работа.  Проверка техники чтения учащихся
8 Ознакомительное чтение 1 Дать представление об ознакомительном чтении. Познакомить с приемами чтения. Лекция с элементами беседы.
Практическая работа.
Выполнение задания.
9 Просмотровое чтение 1 Дать представление о просмотровом чтении. Познакомить с приемами чтения. Лекция с элементами беседы.
Практическая работа.
Выполнение задания.
10 Выборочное чтение 1 Дать представление о выборочном чтении. Познакомить с приемами чтения. Лекция с элементами беседы.
Практическая работа.
Выполнение задания.
11 Изучающее чтение 1 Дать представление об изучающем чтении. Познакомить с приемами чтения. Лекция с элементами беседы. Тест «Изучающее чтение»
12 Изучающее чтение 1 Познакомить с разными видами свертывания информации. Показать необходимость создания текстов- экстравертов. Практическая работа по написанию аннотаций, планов, тезисов, конспектов. Выполнение задания.
13 Функциональное чтение 1 Дать представление о функциональном чтении. Познакомить с приемами чтения. Лекция с элементами беседы.
Практическая работа.
Выполнение индивидуальных заданий.
14 Динамическое чтение 1 Дать представление о динамичном чтении. Познакомить с рациональными приемами чтения. Лекция с элементами беседы.
Практическая работа.
Проверка одного из приемов рационального чтения.
15 Эмоциональное чтение. 1 Дать представление об эмоциональном чтении. Познакомить с приемами чтения. Лекция с элементами беседы.
Практическая работа.
Отчет о творческом индивидуальном чтении - отзыв о книге.
16 Экранное чтение 1 Дать представление об экранном чтении. Формировать аналитические навыки критического мышления при работе с электронной книгой. Комбинированное занятие.
Практическая работа на компьютере.
Выполнение задания.
17 Защита творческого проекта 1 Контроль ЗУН поиска, извлечения информации и представления результата самостоятельной работы. Презентация проекта. Защита творческого проекта

Содержание курса.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

  • Раздел 1. Чтение в эпоху электронной информации
  • Раздел 2. Библиотека как информационно-поисковая система
  • Раздел 3. Особенности процесса чтения. Способы чтения.

Раздел 1. Чтение в эпоху электронной информации.

  • Проблемы нового тысячелетия: проблема «электронного» печатного станка и проблема поддержки чтения.
  • Современные носители информации: электронные книги, виджеты, подкастинги.
  • Книга в современном мире – источник информации и знания.

Раздел 2. Библиотека как информационно-поисковая система.

  • Библиотечный абонемент. Читальный зал Поиск информации в библиотеке.
  • Библиотечно-библиографическая классификация и ее использование в библиотеке. Виды каталогов. Алфавитно-предметный указатель. Предметные картотеки.
  • Справочная литература. Типы справочных изданий для учащихся. Энциклопедии универсальные и отраслевые. Словари, их назначение, структура.
  • Периодические издания в библиотеке. Профиль, читательское назначение периодических изданий. Методы работы с периодическими изданиями. Использование систематической картотеки газетных и журнальных статей для поиска информации.
  • Электронная библиотека. Особенности систематизации информации в электронных библиотеках. Поисковый запрос. Ключевое слово.

Раздел 3. Особенности процесса чтения. Три фазы чтения: раскрытие его содержания и смысла, интерпретация текста, «присвоение» добытых новых знаний как собственных в результате размышления. Репродуктивное чтение. Творческое чтение.

  • Способы чтения.
  • Просмотровое чтение. Цель чтения. Конечный результат. Приемы: анализ заголовка, прогнозирование темы, анализ подзаголовков, просмотр рисунков, схем, просмотр первого и последнего абзацев текста. Знакомство с оглавлением, чтение аннотации. Выделение ключевых слов и понятий, поиск конкретных данных.
  • Ознакомительное чтение. Цель. Конечный результат. Приемы: чтение текста по абзацам, выделение значимой информации, расстановка условных графических знаков читателя. Примечания, комментарии, иллюстрации, сноски. Библиографические ссылки и указатели.
  • Выборочное чтение. Цель чтения. Конечный результат. Чтение отдельных разделов текста. Вторичное чтение книги. Нахождение нужного раздела. Углубленное чтение.
  • Изучающее чтение. Цель. Конечный результат. Отбор важных и второстепенных фактов, ответы на вопросы, постановка вопросов, все виды свертывания информации: создание текстов-экстравертов (аннотации, планы, тезисы, конспекты) и схематизация текстов, комментарии и объяснения, рефлексия.
  • Функциональное чтение. Цель чтения. Конечный результат. Поиск информации для решения конкретной задачи.
  • Динамическое чтение. Рациональные приемы работы с текстом. Скорость чтения. Углубленное чтение. Быстрое чтение. Панорамное чтение.
  • Эмоциональное чтение. Индивидуальность. Творческая деятельность читателя.
  • Экранное чтение. Различие между печатным и экранным текстом. Электронные читающие устройства. Карманный персональный компьютер. Прикладные программы виджеты, подкастинги. Гипертекст. Метапоиск. Символы: иллюстрации, компьютерная графика, видеоклипы, руководство по работе с текстом. Многооконный режим текста. Автоматизированный поиск и выбор ключевых слов.

Рекомендуемая литература для учащихся:

  1. Антошин М.К. Учимся работать на компьютере / М.К. Антошин. М.: Айрис-Пресс, 2005.
  2. Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы / Г.Г. Гецов. М.: Книга, 1984.
  3. Граник Г.Г. Литература. Учимся понимать художественный текст: задачник-практикум. 8-11 кл. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А.Концевая, С.А. Шаповал. М., 2001.
  4. Информационная культура. Новые информационные технологии. 11 кл. Пособ. для общеобр. учеб. заведений / А.Г. Кушниренко и др. М.: Дрофа, 2000. 160 с.
  5. Лезер Ф. Рациональное чтение: быстрое и основательное / Ф. Лезер. М., 1980.
  6. Леонтьев В.П. Поиск в Интернет / В.П. Леонтьев. М.: Олма-Пресс Образование, 2004.
  7. Николаева Л.А. Учись быть читателем: старшекласснику о работе культуры с научной и научно-популярной книгой / Л.А. Николаева. 2-е изд., изм. и доп. М.: Просвещение, 1982.
  8. Поварнин С.И. Как читать книги / С.И. Поварнин. 2-е изд. М.: Книга, 1978.
  9. Смородинская М.Д. О культуре чтения / М.Д. Смородинская, Ю.П. Маркова. М.: Книга, 1984. 88с.
  10. Фролов М. Учимся работать на компьютере: самоучитель для детей и родителей / М. Фролов. 4-е изд. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
  11. Авшарян Г.Э. Скорочтение для учащихся.- М.:НТ пресс, 2008 – 96с.