ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Курс предпрофильного обучения "Я — корректор"

Добавлено: 2021.09.13
Просмотров: 3

Агабалянц Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка

Программа данного курса предназначена для учащихся 9-х классов.

Её цель не только расширить словарный запас ученика, показать ему неисчерпаемое богатство русской речи, законы построения словосочетаний и предложений, но и, что более важно и ценно, добиться от учащихся активного владения богатством русской устной и письменной речи; обеспечить правильный выбор профильного обучения.

Проблемы, которые раскрываются в данном курсе, интересны и занимательны, что позволяет улучшить качество знаний учащихся, приведет к повышению уровня грамотности и культуры речи, к овладению нормами русского литературного языка.

В программе курса анализируются типичные ошибки в содержании изложений и сочинений, в речевом оформлении высказываний, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки; выясняются основные причины, порождающие эти ошибки; указываются пути их исправления; приводятся некоторые формы работы по обогащению активного словаря учащихся и предупреждению ошибок на занятиях по русскому языку и литературе в 5-9 классах, основываясь на результатах анализа изложений и сочинений учащихся. Привлекаются некоторые примеры из методической литературы (в основном из журнальных статей).

Классификация ошибок проводится в соответствии с той, что дана в "Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся 4-11 классов по русскому языку".

Характеристика ошибок поможет анализировать и корректировать речевые погрешности в письменных работах, проводить целенаправленную работу по их предупреждению.

Учтя описанные в программе курса разнообразные отклонения от норм литературного языка, при создании своих речевых произведений учащиеся будут более осмысленно относиться к правильному выбору слов, их форм и построению синтаксических конструкций.

Программа курса состоит из 16 часов, из них 5 часов - лекции, 11 часов - практические занятия.

Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой.

В заключение можно отметить, что особенностью занятий является тесная связь теории с практикой, что стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию практических навыков и умений.

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий

Отбор и структурирование содержания курса осуществлялись, исхода из главной задачи: способствовать развитию интереса учащихся к изучению русского языка; овладеть даром слова; выражать свои чувства и мысли, воздействовать словом на окружающих. Знания учащихся должны иметь мировоззренческий, общественно-политический, философский и нравственно-этический характер.

Вследствие того, что курс не очень большой, необходимо провести вводное занятие, на котором учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его содержанием, формами и видами, планируемыми результатами, объемом самостоятельных и творческих работ, которое им необходимо выполнить за данное время.

Содержание курса включает ряд сведений, обеспечивающих элементы занимательности, что содействует положительной мотивации учения. Методологический аспект включает использование объяснительно-иллюстрированных и личностно-ориентированных технологий, имеющих целью способствовать процессу самоопределения учащихся.

Учитывая краткосрочность курса по выбору, не следует требовать от учащихся выполнения работ большого объема. Необходима разработка критериев оценивая учебных работ учащихся и оценка участия учащихся в практических занятиях.

Учебно-тематический план

Приложение.

Содержание программы

Тема 1. Норма литературного языка (2 ч).

Занятие 1. О языковой норме, её" основных признаках и отклонениях от нее. (1ч.)

Норма - центральное понятие учения о правильности речи и о её культуре. Основные признаки нормы русского литературного языка.

Демонстрация: учебный диапозитив, справочная литература.

Занятие 2. Источники языковой нормы. (1 ч.)

Норма литературного языка - это социально одобряемое правило, отражающее закономерности языковой системы, подтверждаемое словоупотреблением писателей, ученых, образованной части общества. Правильная речь. Источники засорения литературной речи.

Тема 2. Языковые нормы(7ч)

Занятие 3. Лексическая и фразеологическая нормы(1 ч.)

Нормы словоупотребления. Фразеологические обороты, ошибки в употреблении фразеологизмов. Симантика.

Демонстрация: справочная литература, словари, творческие работы учащихся.

Занятие 4. Словообразовательная норма (1 ч.)

Неточность словоупотребления; нарушение лексической сочетаемости слов

Демонстрация: творческие работы учащихся, словари-справочники.

Занятие 5. Грамматическая норма (1 ч.)

Употребление форм слов и синтаксических конструкций, однообразие словаря и грамматического строя речи, нарушение благозвучия.

Демонстрация: словари, раздаточный материал.

Занятие 6. Орфографическая норма (1ч.)

Типичные орфографические ошибки и описки.

Демонстрация: орфографический словарь, дидактический материал.

Занятие 7. Пунктуационная норма. (1 ч.)

Правила постановки знаков препинания. Нарушения, связанные с неправильным показом графическими средствами членения речи на предложения, на его части. Причины пунктуационных ошибок.

Демонстрация: справочная литература, дидактический материал.

Занятие 8. Предупреждение и исправление речевых недочетов и грамматических ошибок. (1 ч.)

Соблюдение основных грамматических норм: это - нормы словообразования частей речи, склонения и спряжения слов, согласования, построения предложений той или иной структуры, а также нормы управления. Словообразовательные, морфологические, синтаксические ошибки.

Анализ и исправление ошибок:

  1. чтение высказывания с ошибкой;
  2. анализ ошибки;
  3. выбор правильного варианта;
  4. выписывание всего предложения с новой редакции.

Демонстрация: дидактический материал, творческие работы учащихся.

Занятие 9. Стилистическая норма (1ч)

Целесообразное использование в речи языковых средств. Нарушение стилевого единства текста; погрешности, ослабляющие выразительность текста. Соблюдение единства стиля.

Тема 3. Культура речи(2ч.)

Занятие 10. Наш дар бесценный - речь (1 ч.)

Богатство словаря и грамматического строя. Правильная речь. Выразительность речи.

Демонстрация: магнитофонные записи профессиональных чтецов художественной литературы, мастеров словесной живописи.

Занятие 11. Функциональные стили речи. (1ч)

Стилистическая система современного русского литературного языка. Соблюдение единства стиля. Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Демонстрация: дидактический материал, раздаточные карточки.

Тема 4. Словарная система русского языка (3 ч.)

Занятие 12. Словари - наши друзья и помощники (1 ч.)

Различные виды словарей. Обогащение словарного запаса учащихся. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Роль словарей в жизни современного человека. Лексикография как теория и практика составления словарей.

Демонстрация: словари, словари-справочники, справочная литература.

Занятие 13. Энциклопедия: окно в мир слов (1 ч.)

Энциклопедические словари. Энциклопедия как средство познания мира.

Демонстрация: Энциклопедический словарь юного филолога, «Русский язык. Энциклопедия» под редакцией Ф. П. Филина.

Занятие 14. Выдающиеся русские ученые-лингвисты (1 ч.)

Биографические сведения. Основные труды ученых-лингвистов.

Демонстрация: портреты ученых-лингвистов, труды ученых-лингвистов.

Занятие 15. "У слова стоя на часах" (1 ч.)

Тестирование учащихся, занимательная лингвистика.

Демонстрация: тексты, дидактические материалы.

Заключительное занятие

Защита проектов (1 ч.)

Семинар.

Литература

  1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М.: Высшая школа, 1988.
  2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.
  3. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы. - М. : Просвещение, 1991.
  4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - 3-е издание. - М.: Высшая школа, 1994.
  5. Потиха З.А., Розенталь Д. Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе. -М; -1987.
  6. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. - М. :Просвещение,1987.
  7. Русова Н. Как писать сочинение, изложение, диктант. - Нижний Новгород: Деком,1994.
  8. Русский язык. Энциклопедия. Под ред. Ф.П. Филина..- М; -1979.
  9. Рыбникова М.А. О словарях русского языка. Избр. труды. - М.; 1979.
  10. Сергеев В.Н. Словари - наши друзья и помощники. - М.; 1983.
  11. Сергеев Ф.Т. Речевые ошибки и их предупреждение. - Волгоград: Учитель, 2002.
  12. Система обучения сочинениям на уроках русского языка 4-8 классов Под ред. Т.А. Ладыженской - М.: Просвещение, 1978.
  13. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? - М.; 1990.
  14. Энциклопедический словарь юного филолога. - М.; 1984.