ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок мужества "Была всегда почетна на Руси обязанность – отчизну защищать"

Добавлено: 2021.09.13
Просмотров: 3

Круглова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы; Круглов Александр Геннадьевич, преподаватель-организатор ОБЖ

Цели урока:

  1. Воспитание гражданственности и патриотизма.
  2. Повторение и обобщение знаний о днях воинской славы России.
  3. Воспитание читательской культуры, интереса к различным видам искусства: литературе, музыке, живописи; осознание их роли в жизни общества.
  4. Знакомство с творчеством самодеятельного поэта И.И.Белотелова.

Оборудование: Мультимедиопроектор, компьютер, телевизор, видеомагнитофон, тексты художественных произведений (см. Приложение 2).

На урок приглашён ветеран Вооружённых Сил России и Афганской войны, кавалер ордена Красной Звезды, самодеятельный поэт села Алакуртти Иван Иванович Белотелов.

УРОК 1.

1. Вступление к уроку. Песня «Несокрушимая и легендарная…» (Слайды 1, 2 см. Приложение 1)

2. Слово преподавателя-организатора ОБЖ. (Слайд 3)

Почти сразу после образования Советского государства в ноябре 1917 года новое правительство приступило к организации регулярных вооружённых сил для защиты от внешних и внутренних врагов. 28 января 1918 года председатель Совета Народных Комиссаров В.И.Ульянов (Ленин) подписал декрет «Об организации Рабоче-крестьянской Красной армии», а 11 февраля декрет «Об организации Рабоче-крестьянского Красного флота». В Красную армию и Красный флот принимались трудящиеся, добровольно изъявившие желание служить в рядах вооружённых защитников Отечества.

В конце февраля 1918 года австро-германские войска, вероломно нарушив перемирие, вторглись в Советскую Россию и приступили к оккупации Украины, Белоруссии, Прибалтики. 23 февраля в Петрограде был проведён день Красной армии под лозунгом «Социалистическое Отечество в опасности!» Только здесь на отпор врагу поднялись десятки тысяч добровольцев. Вновь сформированные части РККА сразу же вступили в бой против германских войск.

С 1922 года 23 февраля приобрело характер большого всенародного праздника как День Рождения Красной Армии. На Красной площади состоялся парад войск московского гарнизона, а вечером торжественное заседание Моссовета. С 1923 года по приказу Реввоенсовета Республики 23 февраля ежегодно отмечался как День Красной Армии. С 1946 года праздник стал называться Днём Советской Армии и Военно-Морского Флота.

10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон «О днях воинской славы России», в котором этот день назван так: «23 февраля – День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 году – День Защитника Отечества». Сегодня большинство граждан России воспринимают День Защитника Отечества не столько как День Рождения Красной Армии, сколько как день настоящих мужчин, защитников в широком смысле этого слова.

3. (Слайд 4) Слово учителя литературы.

Защитники Отечества испокон веков почитались на Руси. На протяжении тысячелетней истории нашей страны не раз решалась её судьба: «Быть России иль не быть?». Заглянем вместе с писателем Алексеем Толстым «в даль веков», и «померещится» «многое – тяжёлые и трудные времена: красные щиты Игоря в половецких степях, и стоны русских на Калке, и установленные под хоругвями Дмитрия мужицкие копья на Куликовом поле, и кровью залитый лёд Чудского озера, и Грозный царь, раздвинувший единые, отныне нерушимые, пределы земли от Сибири до Варяжского моря; и снова – дым и пепелища великого разорения… Но нет такого лиха, которое уселось бы прочно на плечи русского человека. Из разорения Смуты государство вышло и усилилось и окрепло сильнее прежнего. Народный бунт, прокатившийся вслед за тем по всему государству, утвердил народ в том, что сил у него хватит, чтобы стать хозяином земли своей…» (Из статьи «Родина»).

(Слайд 5) А ещё «русский народ создал огромную изустную литературу»: пословицы и загадки, песни и сказки и «торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа».

Былины показывали, учили, какой должна быть Русь (Русь должна быть единой!), какими должны быть князья (Княжеская власть должна быть всегда могущественной!) и как народ должен отстаивать свой мирный труд и свободу (Захватчики, насильники должны быть разгромлены!).

(Слайд 6) Илья Муромец. Добрыня Никитич, Алёша Попович являют пример верности воинскому долгу. Богатыри сражаются с врагами во имя покоя и благополучия Руси, они защищают родную землю от всех, кто посягает на её свободу.

4. Викторина. «Памятные даты русской истории». Чтение и прослушивание фрагментов художественных произведений.

Учитель ОБЖ: Как уже говорилось, 10 февраля 1995 года Государственная Дума приняла закон «О днях воинской славы России». Это дни, в которые происходили сражения, решавшие судьбу государства. Вспомните эти даты и по иллюстрациям определите, о каком историческом событии идёт речь и какое значение оно сыграло в жизни страны. Вспомните героев, принесших неувядаемую славу России.

Слайд 7. 5 апреля 1242 года.

(Ледовое побоище – знаменательная победа, одержанная новгородцами под предводительством Александра Невского над рыцарями Левонского ордена на льду Чудского озера).

Слайды 8, 9. 21 сентября 1380 года.

(Куликовская битва на поле между реками Дон, Непрядва, Красивая Меча. Русское войско во главе с князем Дмитрием Донским разгромило войско монголо-татарского хана Мамая. Битва подорвала могущество Золотой Орды и ускорила её последующий распад, способствовала укреплению русского единого государства с центром в Москве.

Перед битвой состоялся поединок русского воина-инока Пересвета и монгольского богатыря Челубея. Оба замертво рухнули с коней, пронзённые копьями.)

Слайд 10. 4 ноября 1612 года.

(День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством купца Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского от польских интервентов. Весть об освобождении Москвы воодушевила всю страну, были созданы условия для восстановления государственной власти в России.)

Слайд 11. 10 июля 1709 года.

(Полтавское сражение. День победы русской армии под командованием Петра I над шведами.)

УЧЕНИКИ 1, 2. Чтение наизусть отрывков из поэмы А.С.Пушкина «Полтава».

Слайд 12. 9 августа 1714 года.

(Морское сражение Великой Северной войны 1700 - 1721 годов у мыса Гангут в Финляндии в Балтийском море между русскими и шведскими флотами, первая в истории России морская победа русского флота.)

Слайд 13. 24 декабря 1790 года.

(День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова.)

Слайд 14. 8 сентября 1812 года.

(Бородинское сражение под Москвой, решающее сражение в ходе Отечественной войны 1812 года.)

УЧЕНИКИ 1,2. Чтение наизусть отрывков из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

ПРОСМОТР фрагмента (2-3 мин.) художественного фильма «Война и мир» (экранизация романа Л.Н.Толстого «Война и мир», режиссёр С.Бондарчук; эпизод Бородинского сражения).

Фрагмент вы можете спросить у организаторов фестиваля или у автора статьи

Предварительный комментарий учителя литературы. По словам Л.Н.Толстого, «Бородино» Лермонтова было «зерном», из которого вырос его роман «Война и мир». В этом романе-эпопее панорама Бородина является идейным и композиционным центром. В изображении Толстого Бородино – момент наивысшего напряжения народной ненависти к захватчикам. Писатель, присоединяясь к суждению народного полководца Кутузова, расценивает Бородинское сражение как победу моральной силы русского народа над Наполеоном и его армией.

Слайд 15. 1 декабря 1853 года.

(Морское сражение между русскими и турецкими эскадрами в Синопской бухте во время Крымской войны 1853-1856 годов. Турецкий флот был разгромлен в течение нескольких часов русской эскадрой под командованием адмирала П.С.Нахимова.)

Слайды 16, 17. 9 февраля 1904 года.

(Во время русско-японской войны крейсер русского флота «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вступили в неравный бой против 6 японских крейсеров и 8 миноносцев в районе бухты Чемульпо. Тяжело повреждённый «Варяг» вернулся в гавань и, не имея возможности продолжать сражение, был затоплен собственной командой. Канонерская лодка «Кореец» была взорвана.)

Звучит песня «Варяг».

Слайд 18. 22 июня 1941 года. «Родина-мать зовёт!»

(Начало Великой Отечественной войны)

Звучит песня «Священная война».

Учитель ОБЖ: Суровые годы Великой Отечественной войны напоены горем и страданиями миллионов людей. Но мы не вправе забывать о тех, кто погиб или был изувечен, защищая нашу Родину.

Слайд 19. Фрагмент художественного фильма «Офицеры». Песня «От героев былых времён…»

Слайд 20.

УЧЕНИК. Чтение отрывка из поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин».

Комментарий учителя литературы. «Когда началась вторая мировая война, которая была для нас народной, Отечественной», Твардовский «встретил её вместе – плечом к плечу – с рядовым бойцом, героем своей большой поэмы Василием Тёркиным.

В рядах армии он изведал и горечь долгого отступления, когда ни он сам, ни его герой не знали в точности, «что там, где она, Россия, по какой рубеж своя?», и дорого доставшееся торжество наступления и победы.

«На войне живущим людям» - эти слова… определяют сущность поэмы. Люди, миллионы людей не только воевали в эти годы, но и в самом деле жили на войне, и эта жизнь была наполненной и сгущённой от близкого соседства со смертью». (С.Маршак)

Слайд 21. Видеофильм. Песня на слова Расула Гамзатова «Журавли».

Слайд 22.

Учитель ОБЖ: Огромную цену заплатил наш народ за победу. Не все вернулись с дымных полей войны. Сколько матерей не дождались своих сыновей! Сколько жён не дождались своих мужей! Сколько сирот осталось на нашей земле!.. Но осознание этой цены пришло позже, тогда – 65 лет назад – главное было в том, что война закончилась, закончилась благодаря русским богатырям.

Учитель литературы:

…Вся она - от Подмосковья
И от волжского верховья
До Днепра и Заднепровья
Вдаль на запад сторона, -
Прежде отданная с кровью,
Кровью вновь возвращена.

…И такую-то махину,
Где гони, гони машину, -
Есть где ехать вдаль и вширь,
Он пешком, не вполовину,
Всю промерил, богатырь.

Богатырь не тот, что в сказке –
Беззаботный великан,
А в походной запояске,
Человек простой закваски…

Праздник близок, мать-Россия,
Оберни на запад взгляд:
Далеко ушёл Василий,
Вася Тёркин, твой солдат.

То серьёзный, то потешный,
Нипочём, что дождь, что снег, -
В бой, вперёд, в огонь кромешный
Он идёт, святой и грешный.
Русский чудо-человек…

Слайд 23. 9 мая 1945 года. Видеофильм: Парад Победы 1945 года (фрагмент).

Учитель ОБЖ: Вглядитесь в глаза тех, кто вернулся от стен поверженного рейхстага и бросил к подножию Мавзолея штандарты с паучьей свастикой.

Слайд 24. Победа. Видеофильм. Песня из к/ф «Белорусский вокзал» в исполнении Б.Громова.

УРОК 2.

4. Литературно-музыкальная композиция об Афганской войне.

Слайд 25. Песня «Серпантин, дорога бежит…

УЧЕНИК. Стихотворение И.И.Белотелова «Друзья! Давайте помолчим…».

Учитель ОБЖ. В декабре 1978 года между СССР и Демократической Республикой Афганистан был заключён договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Опираясь на этот договор, афганское руководство обратилось в 1979 году с просьбами о вводе в Афганистан советских войск для оказания военной помощи в вооружённой борьбе с антиправительственной оппозицией и защиты от внешнего вмешательства. В декабре 1979 г. советское руководство приняло решение о вводе войск в Афганистан.

Советские войска в Афганистане охраняли автомобильные дороги, многие объекты советско-афганского экономического сотрудничества, обеспечивали функционирование аэродромов при крупных городах, проводили автомобильные колонны с военными и хозяйственными грузами. Совместно с афганскими частями вели боевые действия различного масштаба по ликвидации вооружённых отрядов и групп оппозиции, пресекали попытки доставки караванами оружия и боеприпасов из Пакистана и Ирана.

Но ввод советских войск в Афганистан не привёл к спаду вооружённого сопротивления оппозиции, наоборот, оно начало разрастаться. Советские войска совместно с афганскими подразделениями начали проводить боевые действия по поиску и ликвидации наиболее агрессивных вооружённых групп противника. Это ещё больше обострило обстановку.

Так введённые в Афганистан советские войска оказались включёнными во внутренний военный конфликт на стороне правительства.

УЧЕНИК. Стихотворение И.И.Белотелова. «Мне рано подводить итоги…»

Слайд 26. Песня «Над горами, цепляя вершины, кружит вертолёт…»

Слайд 27.

Учитель ОБЖ. Борис Всеволодович Громов разъяснял: «Я глубоко убеждён: не существует оснований для утверждения о том, что 40-я армия потерпела поражение, равно как и о том, что мы одержали военную победу в Афганистане. Советские войска в конце 1979 года беспрепятственно вошли в страну, выполнили… свои задачи и организованно вернулись на Родину. Если в качестве основного противника Ограниченного контингента рассматривать вооружённые отряды оппозиции, то различие между нами заключается в том, что 40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы – лишь то, что могли.

…Перед Ограниченным контингентом никто и никогда не ставил задачу одержать военную победу в Афганистане».

Слайд 28. Песня «Посвящается тем, кто уже никогда не вернётся…»

Видеофильм. Война в Афганистане (фрагмент).

Слайд 29.

УЧЕНИК. Стихотворение И.И.Белотелова «Маршрут: Кабул – Джелалабад…»

Песня «Бой гремел в окрестностях Кабула…»

Слайд 30.

Учитель ОБЖ. Во время визита в США в декабре 1987 года М. С. Горбачев заявил, что принято политическое решение о выводе советских войск. Вскоре в Женеве за стол переговоров сели делегации СССР, США, Афганистана и Пакистана с целью выработки политического решения афганской проблемы. 14 апреля 1988 года были подписаны пять основополагающих документов по вопросам урегулирования политической обстановки вокруг Афганистана. Согласно этим договорённостям, которые вступили в силу 15 мая 1988 года, советские войска должны были покинуть территорию Афганистана, а США и Пакистан обязались полностью прекратить финансирование афганских мятежников.

Советская сторона выполнила женевские соглашения. 40-я Армия к 15 февраля 1989 года покинула территорию Афганистана. Все события после вывода советских войск подтвердили то, что статус-кво сохранялся в этой стране только благодаря присутствию там советских войск.

Слайд 31. УЧЕНИК. Стихотворение И.И.Белотелова «Офицеры Афгана».

Песня Олега Газманова «Офицеры».

Слайд 32. Биографическая справка.

Иван Иванович Белотелов родился 20 января 1955 года в городе Кадый Костромской области. В 1972 году окончил среднюю школу, в 1977 году – Ленинградское высшее общевойсковое командное училище имени С.М.Кирова. Службу проходил в Ленинградском военном округе: Сертолове, Петродворце, Печенге, Алакуртти. С мая 1981 года по март 1983 года был участником боевых действий в Афганистане. Был тяжело ранен в бою. Награждён орденом Красной звезды. В 2006 году награждён памятным знаком губернатора Мурманской области «За доблестную службу в Заполярье». В настоящее время живёт и работает в селе Алакуртти Мурманской области.

5. Выступление Ивана Ивановича Белотелова.

Беседа поэта с учащимися.