ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы в 11-м классе по теме: "Использование выразительных возможностей цвета для передачи лирического настроения в творчестве Сергея Есенина"

Добавлено: 2021.09.12
Просмотров: 3

Федорюк Лидия Владимировна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии Есенина;
  • углубить представления о есенинской поэтике в одном из её важнейших аспектов;
  • совершенствовать умение анализировать лирическое произведение и навыки выразительного чтения;
  • продолжить формирование навыков исследовательской работы;
  • показать глубокое чувство родной природы и Родины в лирике Сергея Есенина;
  • воспитывать интерес к чтению.

Оформление урока:

Эпиграф.

“Понятен мне земли глагол,
Но не стряхну я муку эту,
Как отразивший в водах дол
Вдруг в небе ставшую комету.
Так кони не стряхнут хвостами
В хребты их пьющую луну…
О, если б прорасти глазами,
Как эти листья, в глубину”. Сергей Есенин

Портрет Сергея Есенина, репродукции работ А. Рублева, выставка изделий народного творчества (Хохлома, Гжель, Палех).

Учащиеся в соответствии с домашним заданием садятся группами за свои столы (на столе портреты Есенина, сборники произведений, выставка изделий народного творчества).

Оборудование: мультимедийный проектор, цифровые образовательные ресурсы (“Литература для 5-11 классов”, БЭНП; Библиотека МХК).

Ход урока

Вступление. Монолог А. Блока (исполняет ученик, портрет А. Блока демонстрируется через проектор – учебная программа БЭНП “Литература”).

Задание классу: чего же так жаждал А. Блок? Определите ключевое слово высказывания.

“Душа писателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лаборатории слов. Тем временем перед слепым взором её бесконечно преломлялась цветочная радуга. И разве не выход для писателя – понимание зрительных впечатлений, умение смотреть? Действие цвета и света освободительно ”.

Учитель.

Да, цвета. Об этом писал в своей статье “Краски и слова”, со свойственным ему даром предчувствия, предсказывая неизбежность появления поэта, который, “схватив радугу”, принесет в русскую поэзию русскую природу со всеми её “красками, “изумительными в своей простоте”.

Таким художником, большим художником, стал Сергей Есенин, пленивший своих первых читателей тем, что повел по забытой ими прекрасной земле, заставляя всем существом впитывать ее запахи, вслушиваться в её звоны и тишину, заставляя сберегать в глазах её краски.

- Так что же принес в поэзию Есенин? (Краски)

Сообщение темы и целей урока.

Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока. Запишите её, пожалуйста, в тетрадь.

Задание: исходя из темы, попробуйте сформулировать цели урока.

Учитель обобщает, дополняет. Наша задача – проникнуть в мир поэзии для того, чтобы понять и осмыслить, что без цветовых деталей пейзажа не будет ощущаться движение чувства. Необходимо “прорасти глазами” в глубину, как писал С. Есенин в своем стихотворении “Душа грустит о небесах…”, строчки из которого и стали эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.

(Обращаюсь к эпиграфу). Вспомните вводный урок, первые прочитанные и услышанные строки поэта. Тогда вы все отметили обилие цвета, ту “радугу глаз”, которая заиграла ярчайшими, сверкающими переливами всех цветов. Время показать эту радугу.

Проверка домашнего задания, данного по группам. (На слайде репродукция картины А. Виноградова “В есенинском краю”. БЭПЛ. ) Задания представлены в виде презентаций. (Приложение №1)

Задание дома: выписать строки из стихотворений, содержащие цветовые эпитеты.

1 группа – жёлтый, золотой

2 группа – алый, багряный, красный

3 группа – синий, голубой

Задание на уроке.

Прочитайте высказывание И. Сельвинского (у каждой группы есть на столе). “Такого глаза наша поэтическая живопись еще не знала”.

Используя материалы домашнего задания и репродукцию картины А. Виноградова, выскажите свою точку зрения о данном мнении.

Высказывания учащихся.

Учитель.

Есенинская поэзия принесла с собой “изумительные в своей простоте” живые и чистые краски. Золотая и голубая Русь навечно останется звенеть и сиять в есенинской поэзии. И читая стихотворения поэта, мы увидим, что три основных цвета (Какие это цвета?): желтый, синий, красный – не только воплощают эстетический образ России, но и богатый мир душевных состояний поэта и его лирического героя, его облика, его судьбы.

Связь творчества С. Есенина с фольклором и народным творчеством.

Индивидуальное домашнее задание (один ученик от группы).

Мини-музей. Выставка изделий Палеха, Хохломы, Гжели (использование материалов из “Библиотеки МХК” - фотографии произведений искусства народного творчества).

Учитель. А вы не задумывались над тем, почему так много цвета? Откуда он?

Вспомните об истоках творчества поэта.

Ответ ученика. (Есенинские цвета связаны с народным творчеством…)

Учитель.

Вы уже догадались, что сейчас самое время познакомиться с нашей небольшой выставкой. Слушая наших экскурсоводов, обратите внимание на цветовую гамму изделий русских мастеров, вспомните ключевое слово в высказывании А. Блока и соотнесите с темой нашего урока.

Мини-экскурсии. 1 группа - Палех, 2 группа - Гжель, 3 группа – Хохлома.

Учитель.

Вот откуда этот “напоенный сердцем взгляд”. Конечно же, цвет связан с глубинными основами мироощущения Есенина.

Классическое трехцветие: красный, синий, жёлтый – восходит и к европейской готике, и к русской иконописи (обращение к иллюстрациям А. Рублева).

Сверкающая яркость иконы служила Есенину как бы эстетическим камертоном. Все, к чему поэт притрагивался словом, становилось прекрасным. И дело, наверное, не в яркоцветности как таковой.

- А в чём тогда? (……)

А в том, что Сергей Есенин заставил цветовой образ везти “упряжку смысла”.

В этом и состояло, собственно его открытие, которое и мы попробуем совершить вместе с вами. Оно поможет вам в работе над темой экзаменационного сочинения.

Наше открытие. Творческая лаборатория.

Учитель.

Цель нашего открытия: показать, что с помощью слов, соответствующих краскам, поэт сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения душа.

1. Коллективная работа. Стихотворение “О красном вечере задумалась дорога…”. Читает ученик. (Обращаем внимание на год написания (1916), душевное состояние поэта)

Задания по вариантам.

1 вариант прослеживает движение цвета,

2 вариант – душевное состояние лирического героя

Учитель.

Поэт переживал виденное, он мучился им, заболевал и стремился проникнуть умом и чувством в глубокие тайны его. Состоялось ли открытие ? (Конечно, да)

2. Работа по группам

Учитель.

Сами по себе цвета лишены неподвижности, они переливаются, играют, в этом мы убедились только что. Но давайте посмотрим с вами, какие цвета занимают воображение поэта в определенные моменты его жизни, с чем это связано?

Вспомните название первого сборника. (“Радуница”.)

Опережающее задание. Проследите движение цвета. “Радуница” - радуга цвета, в поэме “Черный человек” - доминанта черного. Откуда это? Почему вдруг?

Совершите свое маленькое открытие, убедите своих слушателей, что движение цвета, его изменение – это движение и души, и судьбы поэта и лирического героя.

1 группа. “С добрым утром” 1914 год

2 группа. “О верю, верю, счастье есть!. . ” 1917 год

3 группа “Снежная равнина” 1925 год

- Что подсказывают годы? Запишите свое наблюдение в тетрадь. (Самостоятельная работа)

Учитель.

Движение цвета, его изменение – это движение не только души, но и судьбы поэта и лирического героя.

Вот почему появится “Черный человек”, где поэт оставит два цвета: черный и белый. Об разговор на следующем уроке.

Домашнее задание на доске.

Прочитайте поэму “Черный человек”. Докажите утверждение: поэма отразила существенные противоречия в мироощущении, чувствах и настроении Есенина этого сложного времени.

Лирическая страница.

Учитель.

Мне бы хотелось, чтобы вы послушали последнее стихотворение Сергея Есенина “До свиданья, друг мой, до свиданья …”.

Задание. Чем оно поразило вас? Соотнесите с темой урока.

(Отсутствием цвета. Душа опустошена. Прощание. Нет цвета – нет жизни).

И все же? Смогли ли черный и белый цвет вытеснить зеленый, красный, …? Нет. И еще раз нет. Они лишь оттенили их. А стихи Сергея Есенина, я думаю, затронули наши души.

Творческая работа

Выберите себе задание по душе и выполните его в тетрадях.

1. Цвета у Сергея Есенина воплощают в себе …

2. Смогли ли стихи Сергея Есенина всколыхнуть вашу душу? Чем?

Слушаем работы учащихся.

Заключительное слово учителя. Звучит музыка (“Отговорила роща золотая”)

Побеждает жизнь, цветение жизни, а многоцветье в стихотворениях Сергея Есенина – это гимн вечной жизни и вечному воскресению Родины.

Радуница. Это и радость, и радушие. Радуница – это и день поминовения усопших. И ещё радуница – это радуга. Цвет.

“… Ярчайшая сверкающая переливами всех цветов русская жизнь”, до галлюцинации осязаемая, живая, празднично- яркая, - вот что принес с собой Есенин, то, что Александр Блок считал спасительным для русской поэзии