ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Путешествие по городу Русского языка

Добавлено: 2021.08.17
Просмотров: 7

Рябова Людмила Даниловна, учитель русского языка и литературы

Цель:

1) закрепить, систематизировать и углубить знания учащихся по фонетике, лексике, словообразованию и морфологии;
2) совершенствовать речевые и орфографические навыки;
3) дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость в проявлении своих творческих способностей;
4) развивать навыки коллективной, групповой работы.

Наглядность: карточки с заданиями творческого характера, карта-путеводитель.

Ход урока

1. Учитель. Ребята, у нас сегодня важный день – длительное путешествие по стране Знаний. В ней много городов, но на этом уроке мы пройдем по улицам лишь одного из них. На доске карта-путеводитель, на ней указан наш маршрут. <Рисунок 1.> Во время путешествия вы поделитесь тем, что узнали, поняли, полюбили. Но прежде чем вы займете места в наших воображаемых автобусах, я познакомлю вас с некоторыми правилами нашего путешествия. Вы должны быть дружными, сообразительными, наблюдательными и быстро выполнять все задания. Итак, поехали! Посмотрите внимательно, как называется улица, на которую мы выехали? <Рисунок 2.>

- Фонетика и графика.

- Кто здесь живет?

- Звуки и буквы.

- Я слышала, что на этой улице одни звуки живут на одной стороне, а другие на противоположной. Назовите их.

- Гласные и согласные.

- А каких звуков больше?

- Согласных.

2. Учитель. Посмотрите-ка, ребята, что здесь происходит, почему наш автобус остановился и не может проехать дальше. Как вы думаете, что нам нужно предпринять, чтобы можно было двигаться вперед?

- Прочитать стихи и сказать, какие буквы «заблудились».

Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей.

Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.

Врач напомнил дяде Мите:
«Не забудьте об одном
Обязательно примите
Десять цапель перед сном»

Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
На виду у детворы
Крысу красят маляры.

- Молодцы, хорошо прочитали стихи. Какие же звуки обозначают эти буквы?

- Согласные.

- Согласные звуки очень разные по характеру. Одни «добрые», другие «злые», одни всегда кричат, другие говорят очень тихо. Кто подскажет, как мы их называем?

- Твердые и мягкие, звонкие и глухие.

- Назовите всегда мягкие и всегда твердые согласные.

- Твердые согласные [ж], [ш], [ц] и мягкие согласные [ч], [щ], [й].

- Назовите звонкие и глухие согласные.

- А теперь отгадайте такие метаграммы.

  1. С К в полях меня найдете,
    С Г - романсы запоете,
    С В - косички заплетете.
    (Колос – голос – волос.)
  2. С Ч летаю над волною,
    С Л не дам волкам покою,
    С М – рубашка-безрукавка,
    С З – скачу в лесу по травке,
    С Г меня крепи к детали
    Из железа или стали.
    (Чайка – лайка – майка – зайка – гайка.)

3. Учитель. Но что это? Чтобы проехать дальше, нам, видимо, придется немного поработать.

- Решите пропорции.

[д] / [т] = [б] / ?; [г] / [к] = [р] / ?; [л?] /[л] = ? / [н]

(Вторая пропорция не имеет решения, так как у [р] нет пары по глухости.)

- Сколько раз встречается в предложении звук [ш]?

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

4. Учитель. Молодцы, ребята, со всеми заданиями вы справились успешно. Теперь наш автобус выехал на новую улицу. Как же она называется? <Рисунок 3.>

- Лексика.

- Кто живет на этой улице?

- Слова.

5. Учитель. Опять препятствие. Для того чтобы проехать дальше, нам нужно выполнить следующее задание.

- Из данных словосочетаний постройте каламбур.

Дать сдачи. (Дам сдачу, но не деньги.)

Задрать нос. (У тебя, как у лодки, нос задран.)

6. Учитель. Итак, каламбур вами построен. И перед нами загорелся зеленый свет светофора. Двинулись дальше. Смотрите, какие интересные жители встречают нас на этой улице! Они почему-то постоянно спорят между собой. Что же это за слова?

- Антонимы.

- Верно. А теперь выполните задание.

Вставьте нужные антонимы в предложениях.

Любишь брать, люби и … .

Сытый … не разумеет.

Иди вперед, а оглядывайся … .

Корень учения горек, да плод … .

- Чему служат антонимы в этих пословицах?

- Противопоставлению положительного - отрицательному.

7. Учитель. Ребята, посмотрите на этих жителей. Они считаются друзьями и ведут между собой приятную беседу:

быстрый – стремительный, способный - талантливый, прекрасный – замечательный. Что это за слова?

- Это синонимы.

- Подчеркните «лишнее» слово.

Простой, сложный, примитивный.

Нравственный, порочный, добродетельный.

Неверно, невнятно, сумбурно.

Роща, лесок, бор.

- Ребята, прослушайте стихотворение В. Лившица и ответьте на вопросы.

Шел я с сумкой за плечом,
Вижу, бьет в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?

- Сколько предметов определяет в данном стихотворении ключ?

- Одинаково ли пишутся эти разные по значению слова?

- Что это за слова?

- Омонимы.

8. Учитель. Вот и окончилась улица Лексики, и мы выехали на широкий проспект Словообразования. О чем может рассказать нам этот проспект? <Рисунок 4.>

- О составе слов и их образовании.

- Кто здесь живет?

- Морфемы.

- А что такое морфемы?

- Значащие части слова.

- Что они обозначают?

- Состав слова и принадлежность к той или другой части речи.

9. Учитель. Вот я слышу чей-то голос, он зовет нас на помощь. Ребята, поможем? Для этого нужно вам выполнить три задания.

1) Можно ли назвать однокоренными слова мокрый, мокрица, мокнуть, промокнуть, промок? Назовите корень и объясните, что он означает.

2) Найдите слова, в которых корень равен основе.

Планета, метеор, космос, Венера, Солнце.

(Планета, метеор, Венера; а космос и солнце – с производными основами, в которых есть суффиксы – ос – и – ц -)

3) Что общего в словах давать, преподавать, поддавки? (Корень – да -)

- Каким проверочным словом и одновременно начальным для этих слов можно их объединить?

(Дать.)

10. Учитель. Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, и мы движемся дальше. Скажите, как называется эта красивая улица? <Рисунок 5.>

- Морфология.

- А кто здесь живет?

- Части речи.

- Какие части речи вы знаете? Назовите их.

- Самостоятельные и служебные.

- Что вы можете рассказать о существительном? (Учащиеся называют все морфологические признаки имени существительного.)

- Чтобы мы могли двигаться дальше, вам необходимо выполнить следующие задания.

- Распределите существительные облако, долина, депо, помощь, тюль, море, сарай, юноша, какао на четыре группы: 1, 2 и 3 – го склонений; несклоняемые.

- Допишите предложения, используя существительные, которые имеют только формы единственного числа, расставьте знаки препинания.

В недрах земли много полезных ископаемых… … и … . У моего друга много прекрасных качеств… … …. .

11. Учитель. Вот мы и выполнили все задания и можем двигаться дальше, но снова горит красный свет. Нам предстоит выполнить еще одно задание творческого характера. Сочинить миниатюру по опорным словосочетаниям, добиваясь смысловой законченности и выразительности (формы некоторых слов можно изменить.)

Легким морозцем, бежать рысцой, щелкая бичом, снежным дворцом, под ослепительным солнцем, задел плечом, неповторимым пейзажем.

12. Учитель. Опять зажегся зеленый свет. Наше путешествие приблизилось к концу. Мы проехали по улицам этого необычного города, но не прощаемся с ним. Еще раз мы вернемся в него, проедем по другим улицам. А пока будем накапливать знания, которые помогут нам в дальнейшей нашей работе. За сегодняшнее путешествие я говорю вам: «Спасибо!»