ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

О некоторых вопросах гражданского и патриотического воспитания на уроках литературы и во внеклассной работе

Добавлено: 2021.08.15
Просмотров: 11

Лебедева Лилия Григорьевна, учитель русского языка

Всяческие заботы и сложности тесно обступают учительскую должность. Но есть в этой многотрудной профессии то, за что ее можно беззаветно полюбить и посвятить ей всего себя. Она дает, быть может, редкие, но такие отрадные минуты удовлетворения, когда ненароком узнаешь, что твое слово благодарно отозвалось в душе ученика, что именно твои усилия и труд обернулись его деловым умением, его знаниями, его поступками, что есть доля в его формировании как человека и гражданина. (Е.И. Покусаев.)

Человек не подобен бабочке - однодневке, весело порхающей при солнце, не знающей о том, что было вчера и что сулит ей завтра. В его судьбе сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Что именно передаётся генетически и что воспитывается, не берусь судить. Гены - многолетнее растение на грядке. Взойдет самостоятельно и на второй, и на третий год. Но если не ухаживать за ним и дать сорнякам его заглушить, толку от наследственных качеств будет немного. Давней традицией российского образования является стремление увидеть отечественную культуру в сопряжении с общими достижениями цивилизации.

Я - выпускница филологического факультета Саратовского государственного университета. В стенах его до сих пор витает дух великих литературоведов: Александра Павловича Скафтымова и Евграфа Ивановича Покусаева. Своеобразие исследовательских интересов и метода А.П. Скафтымова в литературоведении давно получило признание как скафтымовская школа. Уроки ученого в Саратовских гимназиях были необычны. Он давал к произведениям вопросы, которые требовали освещения и понимания причин и принципов поведения героев, тех мотивов, а главное, - тех их убеждений, которые заставляли героев произведений действовать и поступать так, а не иначе.

Изучение уроков литературы А.П. Скафтымова оставили во мне глубокое убеждение, что русская литература – огромная сила, которая может сделать с душой молодого человека очень многое. Это могучая преграда от зла, и именно ее я их пытаюсь построить на уроках.

Особенно дорогим наследием Е.И.Покусаева для меня является его семинар «Литература Великой Отечественной войны». Евграф Иванович – участник войны – ощущал литературу этой великой и грозной эпохи как общественно значимую художественную летопись жизни всего народа. Привлечь внимание молодежи к патриотическим идеям литературы он считал своим гражданским долгом. В программе семинара были обозначены в качестве ведущих три проблемы: литературно-журнальная политика, писатель на войне, классическое наследие в годы Великой Отечественной войны. Считаю необходимым сейчас при изучении литературы ВОВ привлекать ребят не только к печати, но и к архивным материалам, переписке писателей. Стараюсь на уроках не только выделять творчество военных лет у писателей, но и уделять внимание внутренним связям классической литературы и современности (значение творчества Пушкина, Лермонтова, Л.Толстого в тот исторический период). Приобщаю учеников к кропотливым библиографическим и источниковедческим исследованием.

Именно Е.И. Покусаев учил своих студентов видеть современное искусство в преемственных связях с русской классикой, традициями реализма и народности. Еще одной сферой интересов ученого являлось литературное краеведение. Оно помогает ученикам знать и ценить прошлое родного края, любовно и тщательно вести его летопись.

На уроках я часто знакомлю учащихся с произведениями поэтов и писателей нашего города, в чем помогает мне школьная библиотека, где постоянно функционирует выставка книг писателей Поволжья и Балаково. В библиотеке мы проводим семинары и заседания клуба «Лист» («Ликуй, святое творчество!»), также издаем школьную литературную газету «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить», где ребята представляют свои собственные произведения.

Очень часто я вспоминаю слова У.И.Ильина, который говорил, что учитель «все свое» должен брать с собой на урок, иначе он сам может остаться за порогом. Литература – предмет личностный. Поэтому не боюсь говорить ребятам, что А.П.Чехов – мой любимый писатель.

В прошлом году порекомендовала своим пятиклассникам для уроков внеклассного чтения перечень прозаических произведений Чехова, в которых, так или иначе, затрагивается проблема счастья (например, «Егерь», «Тоска», «Шуточка», «Мечты», «Ванька» и др.). Этот список продолжу в этом году. Для того чтобы подойти к изучению пьес Чехова, где всеми владеет тоска о счастье, но никто не знает счастья (как в «Чайке», например) считаю необходимым начать говорить об этом с пятого класса. Попрошу ребят высказать свои мысли по поводу прочитанного. В следующем году при изучении творчества Чехова сделаем выписки из писем, произведений Чехова, мемуаров под рубрикой «О счастье». Например: «Счастье и радость жизни не в деньгах и не в любви, а в правде. Если захочешь животного счастья, то жизнь все равно не даст тебе опьянеть и быть счастливым, а то и дело будет огорошивать тебя ударами» [Записн. кн., т.XII, с.24], «Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья, если же оно проистекает не отсюда, а из теоретических или иных соображений, то оно не то » [Записн. кн., т.XII, с.7].

Обязательно говорю с учениками о том, что мешает счастью. Стараюсь перевести разговор в дискуссию и, как правило, получается. Старшеклассники уже формулируют понятия «деспотизм, обывательство, бескультурие, одиночество, взаимная расходимость между людьми». Но уже с пятиклассниками говорим о том, что во всех произведениях Чехова идет речь о явлениях, мешающих человеку жить, препятствующих ему быть счастливым. А это и есть, по-моему, гражданская позиция!

При разборе и осмыслении произведений стараюсь заинтересовать учащихся не только решением теоретико-литературных задач (как воплотить идейное содержание в различных категориях формы, композиции, системе образов, отдельных ситуаций и стиля), но и толкованием произведений, раскрытием их нравственной и идейно-философской сути. Ибо тогда уроки не только школа литературоведения, но и школа гражданского воспитания.

Взять хотя бы такую проблему, которая встает перед каждым молодым человеком, вступающим в самостоятельную жизнь, как проблема осознания личности, собственного достоинства, душевной независимости. В обычном понимании самоутверждение проходит путем противопоставления себя с другими, путем эгоцентрического отталкивания, что нередко ведет к эгоизму. Помогаю ребятам понять, как сложно и глубоко решается эта проблема в творчестве Достоевского. По мнению писателя, самоутверждение не только не осуществляется через эгоцентрическое отталкивание от других, не только приводит в конечном счете к эгоизму, к «подполью», по выражению писателя напротив: наиболее развитая личность, - говорит он, - ничего не может сделать другого из своей личности…как отдать всю ее, всем, чтобы все были точно такими же самоправными и счастливыми личностями. Это закон природы. Нарушение этого закона ведет к трагедии.

При изучении творчества Л.Н.Толстого («Юность», «Война и мир» и др.), при обсуждении толстовских героев, стараюсь высветить, с одной стороны, черты наносного в человеке, искусственного, принятого по душевной инертности от окружающей его среды, а, с другой стороны, - начала естественного, природного, того, что лежит не «в верхних, а в нижних этажах» человеческой души и что обычно раскрывается и видится при постигшей человека жизненной катастрофе. Она, смертельная опасность, стряхивает с человека ложное и наносное, освобождает от тщеславия, от ложной гордости, от мелочного желания показать себя не таким, каков ты есть на самом деле. К неумолимой честности, взыскательности зовут нас герои толстовских произведений. Нельзя жить по ленивой инерции, нужно уметь увидеть себя настоящего, нужно уметь опуститься «в нижние этажи» своей души! – вот девиз наших уроков.

Необыкновенно важным считаю разговор об анатомии патриотизма у Л.Н.Толстого и П.Я.Чаадаева, который провожу на уроках в старших классах. В 1884 году в трактате «В чем моя вера?» Л.Н.Толстой писал: «…То, что мне представлялось хорошим и высоким – любовь к отечеству, к своему народу, к своему государству, служение им в ущерб блага других людей, - все это показалось мне отвратительным и жалким». Столь резкие, доходящие до парадоксальности выводы в русской культуре до Толстого были выражены как система взглядов лишь однажды – в «Философских письмах» и «Апологии сумасшедшего» П.Я.Чаадаева: «Любовь к родине разделяет народы, питает национальную ненависть и подчас одевает землю в траур, любовь же к истине…создает духовное наслаждение…».

На семинаре по этой теме мы приходим к выводу, что нравственный максимализм Чаадаева имел в основе то же общественное настроение, которое (в разное время и по- разному) владело Грибоедовым, Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем (как автором «Ревизора» и «Мертвых душ») и другими современниками философа и которое было основой «странной» и «ненавидящей» любви к Отчизне. В конце концов, Чаадаев не более резок, чем великий поэт, назвавший свою Родину «немытой Россией», страной рабов, господ, голубых мундиров и послушного им народа.

Рассматривая «Философские письма» П.Я.Чаадаева, «Севастопольские рассказы», «Набег», «Хадж-Мурат» Л.Н.Толстого, приходим к выводу об очевидной близости нравственного пафоса духовных устремлений двух великих правдоискателей, один из которых был объявлен сумасшедшим, а другой «отлучен» от церкви. Своим критическим подходам к собственному отечеству, народу, государству они больше сделали для престижа России, для утверждения ее подлинного величия, чем все их гонители, вместе взятые. И вряд ли могут устареть произнесенные в ответ на обвинения в ненависти к России гордые слова русского философа: «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запретными устами, я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых привязанностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной». Поистине, вечные слова! Я стараюсь, чтобы мои ученики любили свою Родину с открытыми глазами, гордо поднятой головой и смелыми, открытыми речами!

Экология природы, экология культуры, экология языка, наконец, – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности. «В языке, – писал К. Д. Ушинский, – одухотворяется весь народ и вся его родина, в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух».

Все знания о природе нашли отражение в фольклоре, а именно – в сказках, бывальщинах, пословицах и поговорках. Краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма.

Литературное краеведение в школе проводится в трех формах: на уроках, кружковых занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Исследовательская направленность является необходимым условием успешной деятельности. Поэтому особое внимание уделяется организации самостоятельной работы учащихся. Проведение кружковых занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика. В итоге такие занятия обеспечивают выработку у учащихся умений самостоятельно добывать знания.

Одной из эффективных форм учебной работы являются занятия семинарского типа. Они посвящаются анализу актуальных и сложных проблем. Готовясь к семинарским занятиям, учащиеся производят самостоятельно сбор местного материала, подвергают его анализу, систематизируют, обобщают, делают первичные выводы. Более подготовленные из них пишут рефераты, доклады, а остальные разрабатывают отдельные вопросы и выступают на семинарах в качестве содокладчиков.

Массовые формы внеклассной работы – экскурсии, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции. Сюда же можно отнести создание школьных уголков, музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, краеведческие игры, внеклассное чтение.

Групповыми формами внеклассной работы являются: лекторий, издание рукописных книг, журналов, стенгазет, бюллетеней.

Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др.

Кружок по краеведению предусматривает организацию практикумов в местном архиве, музее, библиотеке, а также проведение экскурсий, встреч, походов, экспедиций, вечеров, конференций и т. п. Практикум в архиве ставит своей целью научить учащихся работать с документальным материалом. В краеведческом музее кружковцы приобретают умения и навыки обрабатывать, оформлять и экспонировать исторические материалы. В библиотеке краеведы учатся работать с каталогами, справочной литературой, знакомятся с библиографией по истории края. Для младших школьников существует кружок «Малая Родина». Он включает в себя беседы и лекции по истории края, этнографии, искусству народов Поволжья, проводимых на основе коллекций музея. Вот лишь некоторые темы этих лекций и бесед: «Русские самовары», «Народная игрушка», «Хозяйство и быт народов Поволжья», «Как на Руси свадьбу играли».

Также для школьников провожу воскресный Клуб семейного отдыха, где дети вместе с родителями в увлекательной форме узнают о животном и растительном мире Саратовского края, его литературных традициях. Итогом работы этого клуба являются выставки рисунков и поделок как взрослых, так и детей. В 2008 году мы с учащимися 6 класса приняли участие в конкурсе «Имя Саратова на карте страны» и получили призовое место [Приложение 1]. Проводились старинные посиделки, семейные чаепития, театрализованные экскурсии. В этих мероприятиях присутствуют лекции, игры, театральные сцены, пения обрядовых народных песен. У нас создан фольклорный коллектив, который сопровождает все мероприятия «живым пением», работает эстетический лекторий «Музей и музы», занятия в котором проводятся с включением музыки и живописи, танцев, сказки, театра.

Следующая форма краеведческой работы – экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам. Несколько иного характера экскурсии в краеведческие музеи, где экспонаты специально подобраны и выставлены с учетом их научной ценности, педагогического значения и периодизации, принятой в исторической науке.

Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.

После проведения экскурсии я провожу устный или письменный учет знаний: заслушиваются сообщения и доклады учащихся, проводится анкетирование и сочинения. Формой выявления результатов экскурсии также может быть выпуск бюллетеня, стенгазеты с зарисовками, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов.

Методологической основой школьного краеведения является положение о том, что отдельное существует только в той связи, которая ведет к общему, а общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Это положение должно быть взято за основу в работе краеведа, исходя из следующего: поскольку любой край – это составная и неотъемлемая часть нашей страны, то и его история должна раскрываться в диалектическом единстве с историей Родины. При изучении истории края следует исходить из взаимосвязи общего и местного еще и потому, чтобы не воспитать “порайонно мыслящих”, не ослеплять учащихся любовью к местному, чтобы они всегда чувствовали себя гражданами всей нашей страны.

Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека.

Путь изучения краеведения – это путь “от экологии природы через экологию языка к экологии души”, ведь только так можно стать духовно богатой, высоконравственной личностью, подлинным патриотом и гражданином России, любящим свою большую и малую родину, свой народ, язык, культуру, ответственным за свои поступки, осознающим красоту родной речи, понимающим, что природа – это первооснова красоты и величия, что любить природу – значит творить добро. А разве не к этому нужно стремиться, если просто носишь гордое имя ЧЕЛОВЕК?!