ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Понимание смысла фрагмента текста. 9-й класс

Добавлено: 2021.08.10
Просмотров: 4

Кузнецова Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы

Цель: научить объяснению содержания фрагмента текста для подготовки экзамена в форме ГИА.

Оборудование: мультимедийная установка, экран, компьютер, раздаточный материал (текст, вопросы, материал для домашней работы).

Приложение

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение - интерпретацию.

2. Повторение:

1) Что такое рассуждение?

2) Какова структура сочинения - рассуждения?

3) Что такое тема текста?

4) Что такое основная мысль текста?

3. Объяснение учителя.

Что значит "понять фрагмент"?

В словаре С.И. Ожегова понимание определяется как "1.Способность осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь. 2. То или иное толкование чего-нибудь".

Следовательно, понять текст - значит проникнуть в глубь авторского замысла, осмыслить и растолковать значение текста или его фрагмента. Слайд 2.

Чтобы продемонстрировать понимание фрагмента текста надо ответить на вопросы:

- О чем говорится в тексте и указанном фрагменте?

- Какова основная мысль текста?

- Какая микротема представлена в данном фрагменте?

- Как выделенный фрагмент связан с остальными частями текста?

- Что хотел автор передать в этом фрагменте?

- Почему он включил этот фрагмент в текст?

- Каковы детали, представленные во фрагменте?

- Каков подтекст фрагмента?

- Почему автор выбрал именно эти слова и конструкции для выражения смысла?

Слайды 3-4.

4. Чтение текста.

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1) Ужасной машиной зубной врач лечит зуб.

(2) Он может сверлить его очень долго и высверлить почти весь, и все - не больно.

(3) Но вдруг боль пронзает все тело, каждую клетку.

(4) Кажется, больно и в мозгу, и в сердце, и даже в пятках.

(5) Значит сверло дотронулось до обнаженного нерва.

6) Я не знаю, от чего это зависит, но огромное большинство произведений современного, да и не только современного искусства, как бы добротны они ни были, не дотрагиваются до нерва.

(7) Их читают, отзываются одобрительно, даже рекомендуют читать друзьям:

8) И вдруг с одним из произведений происходит нечто.

(9) Вырывают из рук, говорят взахлеб, звонят по телефону, в библиотеках очереди, книгопродавцы достают из-под прилавка:

(10) Книга зацепила за нерв, и сразу все и везде: в Москве, в Ленинграде, на Камчатке - почувствовали, что больно.

(11) Ни зубной врач, ни художник не знают, что сейчас-то, сию-то секунду они дотрагиваются до нерва.

(12) Это происходит неожиданно для них самих, и они узнают об этом уже по реакции пациента или читателя: по вздрагиванию, по вскрику или даже по воплю. (В.Солоухин)

Слайды 5-8.

5. Объясните, как вы понимаете смысл фразы: "Я не знаю, от чего это зависит, но огромное большинство произведений современного, да и не только современного искусства, как бы добротны они ни были, не дотрагиваются до нерва". Слайд 9

6. Беседа.

- Чтобы правильно понять смысл фрагмента, надо еще раз прочитать текст, каковы роль и место отрывка в данном тексте. (чтение текста повторно про себя)

- Теперь давайте попробуем выяснить, в каком значении употреблено слово "нерв".

Слайд 10.

- Первое значение подсказывает учитель

Нерв - один из тончайших волокон, отходящих от головного и спинного мозга и образующих нервную систему, управляющую деятельностью организма.

- Второе значение ученики могут вывести сами, а потом сравнить с тем, что дано на слайде.

Слайд 10.

7. Подбор примеров - аргументов. Составляется в виде таблицы. Слайд 11-12.

8. Вывод. Слайд 13.

10. Домашняя работа: объяснить смысл фрагмента текста

(1) Чем труднее исторические или литературные фигуры, тем труднее теперь писать о них.

(2) Каждый шаг, жест, факт биографии давно исследованы, описаны, изданы.

(3) Задача современного очеркиста может состоять лишь в том, чтобы напомнить, освежить в памяти те или иные слова, жесты, факты, поскольку они касаются интересующего нас объекта.

(4) Известно, что Николай Васильевич Гоголь был тесно связан с Оптиной пустынью, любил это место, посещал его, переписывался со старцем Макарием, писал письма и другим обитателем монастыря.

(5) Первое посещение относится к 1850 году.

(6) Гоголь боялся холода северной зимы, а в Рим уже не хотел или не мог ехать и решил перезимовать в Одессе.

(7) Впрочем, возможно, это был лишь предлог для путешествия, ибо ради зимования в Одессу можно было бы выехать из Москвы и попозже, нежели 13 июня.

(8) Как на медленно передвигались тогда по Руси, все же не четыре, не пять месяцев требовалось, чтобы достичь Одессы.

(9) Гоголь любил путешествовать и в дороге чувствовал себя лучше, чем сидя на одном месте.

(10) Он умел жить в дороге, думать, работать, одновременно и набираясь впечатлений, и отдыхая душой.

(11) У него был даже план объехать все монастыри России, имея в виду, что они располагались в самых красивых и характерных местах.

(12) Он хотел собрать в душе своей как бы коллекцию самых красивых пейзажей России.

(13) Более того, на основе этих впечатлений он собирался написать географическое сочинение о России, так, "чтобы была слышна связь человека с той почвой, на которой он родился".

(14) Обо всем об этом Гоголь увлеченно рассказывал на обеде у А.О.Смирновой в присутствии Алексея Констатиновича Толстого. (В.Солоухин)

Напишите сочинение-рассуждение, объясняя смысл фразы: "Он хотел собрать в душе своей как бы коллекцию самых красивых пейзажей России. Более того, на основе этих впечатлений он собирался написать географическое сочинение о России, так, "чтобы была слышна связь человека с той почвой, на которой он родился".