ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

Вы просматриваете сокращённую версию работы.
Чтобы просмотреть материал полностью, нажмите:

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Сочинения по литературе и русскому языку

Статья: Тема "маленького человека" в трактовке Достоевского

Добавлено: 2021.08.02
Просмотров: 12

Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Абакан, 1999

"Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах..."

В.Г.Белинский

А.С.Пушкин восхищался городом, воздвигнутом на болоте согласно мечте Петра I:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид.

Невы державное теченье.

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный.

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла...

- Какое настроение создает прочитанный отрывок из поэмы "Медный всадник"?

- Гордость за красивый, созданный руками человека город. Это восприятие усиливает и подбор поэтом изобразительно-выразительных средств, подчеркивающих величавость ("строгий, стройный вид", "державное теченье") города - аристократа. Изящные мосты через бесчисленные каналы украшены чугунными узорами перил, фантастический свет белых "задумчивых ночей" заливает пустынные улицы, высвечивая Адмиралтейскую иглу.

Простор, строгая красота, покой, свет: "я в комнате моей пишу, читаю без лампады..."

В представлении Н.В. Гоголя Петербург - "вытянутый в струнку щеголь", "разбитной малый,... всегда одет и, охарашиваясь перед Европою, раскланивается с заморским людом", "на все глядит с расчетом". Гоголь выставляет на Невский проспект "тысячи непостижимых характеров и явлений". Из пестрой гуляющей толпы он выхватывает детали костюма или портрета, в которых ярко отражается весь Петербург: "вот бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук", вот "усы чудные, никаким пером, никакой кистью неизобразимые", вот "талии, какие вам даже и не снились никогда: тоненькие, узенькие...", вот "дамские рукава, похожие на два воздухоплавательные шара".

В этой шумной толпе Гоголь угадывает повадки и манеры людей всех чинов и званий, богатых и бедных, знатных и безродных. Центральное место здесь занимают обитатели средних и верхних этажей - дамы и господа, титулярные советники. Они хотят казаться богаче и красивее, чем есть на самом деле.

В "Преступлении и наказании" жизнь города раскрыта в строго определенном плане: во-первых, толпа - это добрая или злая стихия, представленная типами - группы пьяных, толпящихся у распивочных завсегдатаев кабаков, дворников, ремесленников, приказчиков, проституток, мужиков на базаре; во-вторых, - народ, пытающийся сохранить в себе нравственные начала. Таким народ предстает в поучениях пьяненьких мещан, в мечтах кротких Мармеладовых и Лизаветы, маляра Николки, решившихся "пострадать", скорняка-мещанина.

Наиболее остро это противоречие между реальным народом и его идеальным пониманием раскрыто в сцене всенародного покаяния Раскольникова (зачитываем текст).

Таким образом, среди героев романа мы не найдем деятелей акционерных обществ, биржи, железнодорожных магнатов, как и петербургского рабочего люда.

Такая направленность романа не случайна: писатель сосредотачивал внимание на нравственные стороны событий.

- Подумаем, есть ли что общего у Пушкина, Гоголя и Достоевского в изображении Петербурга?

- Город является одним из героев их произведений. Он населен людьми, разными по характеру, манерам, социальному положению, материальному достатку.

- В чем принципиальное отличие города Достоевского от "горделивой столицы" Пушкина?

- Петербург Достоевского - это город трущоб, до отказа набитый нищими ремесленниками, мелкими чиновниками, голодными студентами-"лохмотниками", "девицами, живущими от себя", семействами, где "ребятишки-то по три дня корки не видят", это место, "где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость". Здесь много распивочных, где все до того пропитано перегаром, что, кажется, "от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным".

- Это не похоже на Невский проспект Гоголя, где прогуливается разнаряженный, как для маскарада, люд.

Писатель показывает нам типичную картину повседневной жизни мещанского Петербурга. В романе нет таких красот, какие Пушкин описал в "Медном всаднике", нет разодетой, беспечно гуляющей публики, которую можно увидеть в "Невском проспекте" Гоголя. Нет в "Преступлении и наказании" и подчеркнутых социальных контрастов, резкого противопоставления "парадного подъезда" "черному входу", как, например, у Н.А. Некрасова ("Размышления у парадного подъезда", "Убогая и нарядная").

У Достоевского город угрюмый, жестокий, душный. В таких условиях и люди должны быть озлобленными, способными убить человека за медную копейку.

- Обратим внимание на цель авторов-классиков, изобразивших Петербург.

По замыслу Пушкина, горделивая красота Петербурга - это ширма, прикрывающая грязные окраины и нищие трущобы, предназначенные для тружеников, "маленьких людей". Не случайно разбушевавшееся наводнение занесло тиной и грязью архитектурную красоту города, заставив тем самым бедного маленького чиновника искать виновника народных бедствий.

В петербургских повестях Гоголя Невский проспект "лжет во всякое время": броские краски нарядов красавиц служат приманкой для легкомысленных жертв; нос коллежского асессора Ковалева зажил состоятельной жизнью; сила власти денег разрушает талант художника Чарткова. Ложная красота Петербурга, кукольная комичность его обитателей, по Гоголю, подчеркивают трагическое неустройство жизни.

Многие писатели XIX в. непосредственно обращались к изображению жизни народа (Н.А. Некрасов, Г. Успенский, В. Короленко) и делали выводы о стихийном пробуждении могучих сил.

У Достоевского другой подход к коренным вопросам русской жизни и другое художественное их решение. Он исследует страдания униженного и оскорбленного "маленького человека", но при этом указывает, что предшественниками этих героев были Самсон Вырин Пушкина ("Станционный смотритель") и Акакий Акакиевич Гоголя ("Шинель").

А.С. Пушкин первым учил уважению ко всякому человеку, кто бы он ни был, этим он укреплял самоуважение бедных людей. Достоевский близко к сердцу принял демократическую силу пушкинского гуманизма и выступил защитником униженных и оскорбленных. Он увидел в каждом человеке брата.

Через десять лет после появления "Станционного смотрителя" появилась повесть Гоголя "Шинель". В судьбах Вырина и Башмачкина много общего. Но, в отличие от Пушкина, Гоголь подчеркнул общественный смысл конфликта, трагичнее сформулировал проблемы социального неравенства. Достоевский не мог почувствовать в Гоголе своего "наставника" по беспокойству об униженных и оскорбленных, он проникся гуманистическим настроем "Шинели", которую словами Макара Девушкина назвал "злонамеренной книжкой".

- Какие герои романа помогают Достоевскому глубоко раскрыть тему "маленького человека"?

- Мармеладов, Катерина Ивановна, Дунечка...

- Страдания униженных и оскорбленных с наибольшей силой раскрыты в судьбах Мармеладовых.

Семен Мармеладов находится на последней ступени нищеты и нравственного падения. "В бедности, - говорит он Раскольникову, - вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя. И отсюда питейное!"

- Какие примеры из текста можно привести в подтверждение оскорбления нравственного чувства героя?

- Пропивает не только башмаки, но даже косыночку и чулки своей больной жены, выпрашивает на похмелье последние тридцать копеек у дочери, вынужденной пойти на панель, бахвалится о злой судьбе в грязном кабаке под шуточки и насмешки случайных собутыльников.

Образ Мармеладова показателен для Достоевского, в нем он стремится вскрыть противоречивость поступков и сознания человека. Автор с позиций "стороннего наблюдателя" раскрывает образ Мармеладова, мы узнаем его через восприятие окружающих и прежде всего Раскольникова. Исповедующийся старый чиновник воспринимается нами как доморощенный философ.

- О чем он любил порассуждать?

- О своих "чувствованиях", о себе, о своей семье.

Но есть в нем какая-то неоднозначность, которая передана в портретной характеристике героя. Найдем в тексте описание внешности Мармеладова: "Это был человек лет уж за 50, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глаза. Но что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие".

- Что же было необычного в портрете Мармеладова?

- В опустившемся старом чиновнике Достоевский подмечает глубоко волновавшую писателя черту - внутреннее беспокойство, тоску.

Мармеладов - человек, задумавшийся о своем образе жизни, он поражен собственным бесчеловечным отношением к близким людям, он сломлен накалом страданий жены и детей. В нем живет чувство, которое, Достоевский считал, есть у каждого образованного человека и называл его "самоказнью", "стремлением к лучшему и невозможностью достичь его".

"Позвольте, молодой человек, - обращается Мармеладов к своему собеседнику, - можете ли вы... Но нет, изъяснить сильнее и изобразительное: не можете ли вы, а осмелитесь ли вы, взирая в сей час на меня, сказать утвердительно, что я не свинья?"

Вот что его тревожит, заслуживает ли он человеческого отношения со стороны жены и дочери, которых сам толкает на гибель.

Ему, слабому, очень хотелось бы, чтобы его пожалели, приняли и полюбили таким, каков он есть: "Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, - особа образованная. Пусть я подлец, она же сердца высокого и чувств облагороженных воспитания исполнена. А между тем...о, если б она пожалела меня!"

- Считает ли он виновным себя в трагедии Сони?

- Да, он страдает от своей слабости и беспомощности, считает, что по этой причине "его единородная дочь...по желтому билету пошла". "Соня! Дочь! Прости!" - кричит он перед смертью.

- Способен ли Мармеладов воспротивиться против безнадежности? Ведь даже бессловесный Акакий Акакиевич Башмачкин в предсмертном бреду начинает "сквернохульничать, произнося самые страшны