ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок внеклассного чтения "Эхо войны" (по рассказу Б.Екимова)

Добавлено: 2021.07.10
Просмотров: 15

Автандилова Наталья Яковлевна, учитель русского языка и литературы

Цель урока: обсуждение проблемы гуманного отношения к страдающим людям, проблемы последствий вооруженного конфликта для тех, кто не принимал в нём участие.

Задачи: познакомить с некоторыми приёмами анализа мотивов в художественном произведении, углубить представление о характере героя, данном в развитии.

Оборудование: аудио- и видеотехника.

Ход урока

1. Вступительное слово

Наш урок сегодня я назвала "Эхо войны".

Много разных потрясений пережило человечество в уходящем от нас в прошлое 20 веке. Но такого ужаса, что принесло народам фашистское нашествие, ещё не знала история.

Великое истребление народов, великая бойня, каких ещё не знал мир (во всём мире во время Второй мировой войны погибло более 55 миллионов человек, из них 27 миллионов - советских людей, причем мирных граждан, умерших от голода и болезней - около19 миллионов). Наш народ назвал эту священную войну Великой Отечественной. Защищать Отечество поднялись все и стар и млад.

Да, отношение к войне нынешнего поколения неодинаково. Одни считают, что о войне говорить нужно, ведь это наша история. Другие никаких глубоких ощущений не переживают, третьи (есть и такие) о войне ничего не знают, в лучшем случае - что-то слышали.

В наше сложное время, когда много мнений, оценок, трудно правильно оценить, сформулировать своё отношение.

Выступление учащегося (чтение стихотворения Ю. Воронова "Опять война")

А может, нам о них забыть?
Опять война, опять блокада:
Я слышу иногда:
"Не надо, не надо раны бередить
Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне.
И о блокаде полистали стихов достаточно вполне".
И может показаться: правы и убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда - не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как правда, нам нужна.

Это прозвучало мнение поэта Юрия Воронова. Я тоже считаю важными вопросы, связанные с Великой Отечественной войной и не только с этой войной.

За каждым событием этой страшной войны стояли люди. Разные. И те, кто с оружием в руках защищал свой народ, и те, кто стоял у станка, работал на фронт.

Сегодня у нас необычный урок - урок-размышление. Мы попробуем поразмышлять над рассказом нашего современника Б. Екимова "Ночь исцеления". С этим рассказом вы познакомились дома. Что несёт война мирным людям, которые не участвуют в вооруженном конфликте? Мне бы хотелось, чтобы этот урок был и уроком-открытием, чтобы никто из вас не ушел с пустым сердцем.

Итак: Маленькая будничная история.

2. Краткий пересказ произведения.

3. Выявление восприятия и постановка задачи.

  • Какое впечатление произвел на вас рассказ?
  • Какие эпизоды показались наиболее яркими? Почему?
  • Какова тема произведения? Какие проблемы затронуты в нём?
  • Кого бы вы назвали главным героем произведения? Почему?

(на доске делаются соответствующие записи)

Чтобы убедиться, что ваши определения темы произведения, его проблематики, главного героя рассказа верны, обратимся к тексту. Затем снова вернёмся к записям и либо оставим их без изменения, либо внесём необходимые уточнения.

4. Аналитическая работа по тексту.

  • Как чувствует себя баба Дуня в дни приезда внука? ("А баба Дуня, разом:")

По этим фразам можно предположить, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество. В этом отрывке встречаются однокоренные слова, попробуйте найти их ("одна" - "одиночество"). А какое ещё однокоренное слово можно к ним подобрать ("одинокий")?

  • Есть ли какие-либо отличия в значениях этих слов? (одна - без других, в отдельности от других, в одиночестве;

одинокий - 1. находящийся, пребывающий где-либо отдельно от других; 2. не имеющий семьи, родственников, близких; 3. имеющий мало общего с окружающими, чуждый им, далёкий от них; 4. проходящий, протекающий без семьи, родных, близких, исполненный одиночества;

одиночество - состояние одинокого человека)

  • Почему баба Дуня нечасто гостила у Гришиных родителей? Они её не любили? Как они относились к её "болезни"? ("Конечно,:::::: Хорошего мало.)
  • Одного понимания "болезни" бабы Дуни оказалось недостаточно для того, чтобы помочь ей.
  • Что для этого делали родители Гриши? ("Водили::::::.., не помогало")
  • Что же из этого следует? (Лечить "болезнь" бабы Дуни нужно было не лекарствами)
  • Какой способ воздействия был найден? (окрик "Молчать!", именно так советовала поступить Гришина мама)
  • Как сама баба Дуня относилась к происходящему с ней? Найдите в тексте слова, которые наиболее точно передают отношение героини к своим недугам. (":совестясь:чувствовала себя такой виноватой:горевала")
  • Что же пришлось пережить бабе Дуне? Какие детали помогают представить происходившее много лет назад?

Бабе Дуне часто снится, что она потеряла карточки.

  • Что для мирных людей во время войны означали карточки? Почему так страшно было их лишиться (карточка - это бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов, хлеба в том числе, о котором так горюет бабушка, при нормированной системе их распределения)

Неужели так много хлеба давали на эти карточки?

Я предлагаю вам посмотреть кадры хроники Великой Отечественной войны, это о Ленинграде, но то, что вы увидите, происходило по всей стране.

Видеозапись

(паузу на кадре с хлебом, пауза на кадре с банками)

Жительница города Елена Кочина записала в своём дневнике: "Надвигается голод! Развилась своеобразная кулинария: мы научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея"

Обратите внимание, ребята, что хлеб готовили из целлюлозы, т.е. бумажных отходов, и олифы (это варёное масло для изготовления масляных красок и лака). Ежедневная норма хлеба для рабочих составляла 250 гр., для служащих, иждивенцев и детей - вдвое меньше, т.е. 125гр.

Из дневника Елены Кочиной: "Это совсем маленький кусочек: тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержит всякую дрянь и лишь немного муки"

Продолжение видеозаписи

Страшные кадры:

Вернёмся к рассказу. Теперь, наверное, понятно, почему так жутко переживает баба Дуня, когда пропадает синий платочек с карточками.

  • Сколько детей было во время войны у бабы Дуни? Кто из них впоследствии упоминается в рассказе? ("Ребятишки:Петяня, Шурик, Таечка" "А Петяня - это отец:)

Конечно, трудно было прокормить троих ребятишек.

  • А для чего бабе Дуне нужны были желуди? ("Хлебца не хватает, и желудками обойдёмся:")

Вспомните дневник Е. Кочиной, готовили из всего, что было более-менее съестного под рукой.

Всё, что происходило с бабой Дуней, мы узнаём через её сны, они дают нам возможность понять, что последствия войны или любого вооруженного конфликта могут причинять не только физический и материальный ущерб, но также могут явиться причиной психологических страданий человека спустя долгие годы после окончания войны.

Ребята, давайте попробуем проследить, как Гриша приходит к мысли, что он должен помочь бабушке.

Обратим внимание на каждый эпизод, посвященный сну героини (найдите их).

Сравните реакцию Гриши на увиденное, услышанное сразу после пробуждения бабушки и спустя некоторое время.

(чтение эпизода 1 сна)

  • Каковы впечатления Гриши от первого сна? Подтвердите текстом. (Поначалу то, чему он стал свидетелем ночью, не слишком занимает мысли Гриши "Стало думаться об утре, о рыбалке:")

(чтение эпизода 2 сна)

Затем Гришу поражают слёзы бабы Дуни. Если после первого бабушкиного кошмара мальчик смутно представляет себе, что именно из прошлого тревожило её, то после второго сна представление о том, что пережила бабушка, принимает конкретные очертания.

Гриша поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слёз, сны реальны для бабы Дуни ("Снится, и было")

  • Итак, каково же отношение Гриши к снам? (Прошлое бабушки, воспринимаемое вначале Гришей несколько отстранённо, стремительно приближается к мальчику, становится его собственной болью)

На доске записаны фразы, как они взаимосвязаны между собой?

"- Ты вправду плачешь? Так ведь это всё сон.

- Плачу, дура старая. Во сне, во сне:"

"Сердце мальчика облилось жалостью и болью"

"Слёзы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё: Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далёких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать"

Важная роль в создании образа бабы Дуни отводится совокупности мотивов, мотивным линиям "сна - сердца", которые на протяжении всего рассказа слиты воедино.

  • Что символизирует мотив сердца? (душевную боль, страдание)
  • А мотив сна? (воспоминание, проживание заново давно прошедших событий)

Гриша удивлён, что настоящие слёзы могли быть вызваны чем-то нереальным, увиденным во сне ("Ты вправду:.." стр. 24)

Воспоминание о бабушкиных слезах "резануло по сердцу мальчика", "сердце мальчика облилось жалостью и болью".

В финале рассказа всё то, что не понимал Гриша про бабушку, происходит с ним самим ("слёзы катились:" стр. 27)

  • ":сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё:" Как вы думаете, кого?
  • Почему в конце рассказа Гриша принимает решение не говорить бабе Дуне о том, как он ей помог?

(сон для бабы Дуни - реальность)

5. Итоговые задания.

  • Рассказ называется "Ночь исцеления". Подберите к слову "исцеление" синоним (выздоровление).
  • Как вы понимаете заглавие рассказа? О каком и чьём исцелении идёт речь в произведении? (исцеление душ)
  • Чтобы помочь бабушке, Гриша приходится выбирать один из двух способов. Чем они отличается?

Давайте обратимся к записям на доске, которые были сделаны в начале урока. Перечитайте формулировки темы рассказа, его проблематики. Внесите коррективы.

(тема: как внук помог бабушке; проблемы: гуманное отношение к страдающему человеку, последствия войны для мирных людей, выбор линии поведения в обращении с другими людьми, нравственное взросление; главный герой произведения - Гриша, именно этот образ дан в развитии)

Давайте вернёмся к самому началу урока и его теме - "Эхо войны".

  • Как связана тема урока и проблематика рассказа Б. Екимова?
  • Что значит слово "эхо" (отражение звука, воспринимаемое ухом, инструментом как повторение первичного звука)

В рассказе затрагивается проблема последствий войны ("эха войны"), которые испытывает героиня спустя многие годы после её окончания.

  • Так что же такое война для людей, в том числе и мирного населения? Попробуйте одним словом ответить на этот вопрос. (на доске записать слово "война")

(могут быть записаны слова горе, слезы, смерть и т.д.)

6. Выводы по обсуждаемой проблеме.

Мирные люди, уязвимые и беззащитные в ситуации вооруженного конфликта, могут страдать от его последствий (как физических, так и психологических) на протяжении многих лет после окончания войны.

В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей, когда мы не хотим остановиться, подумать, Б. Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужны наша помощь, поддержка, понимание, чтобы и мы исцелились благодаря нашей доброте и участию.

Ребята, на уроке мы обратились с вами к рассказу, героиня которого пережила Великую Отечественную войну. Но ведь это было так давно. Может быть, проблематика этого произведения сегодня уже не актуальна?

(Вспышки военных действий во всём мире, мирные люди, которые пытаются спрятаться от войны. Чечня - Беслан. Вспомните свой первый в жизни школьный день. Праздник - мальчишки в строгих костюмах, девочки с большим белым бантом, букеты цветов, такие большие, что из-за них не видно первоклассников. И вдруг всё это в один миг пропадает, перед глазами только люди в черных масках, пояса, начиненные взрывчаткой, бомбы под ногами террористов, готовые в любой момент разрушить всё вокруг. А потом несколько дней кошмара:

Освобождение и жизнь: Смогут ли забыть ужасы этих нескольких дней люди, пережившие это? Это не забывается: Это та же болезнь, требующая исцеления.

Способны ли мы с вами на зрелое сочувствие к таким людям, и не просто так, на словах, а в конкретном действии, негромком поступке?

Домашнее задание.

Подумайте над этим вопросом дома и напишите мини-сочинение, в котором попытайтесь раскрыть ваш взгляд на эту проблему.

Я хотела бы закончить наш урок сегодня строками из стихотворения школьницы Михайловой Любы (выступление учащегося):

Сегодня в этом мире - прекрасном и опасном -

Есть множество конфликтов - гражданских, мировых,

Которые впоследствии могут оказаться

Не только вспышками костра:

Примером для этого послужит война.

"Вторая Мировая" - названа она.

Люди! Раскройте глаза, дайте запрет войне навсегда!

Хватит смертей на земле!

Жизнь дана не для зла, жизнь дана для творенья добра!

Список литературы

  1. К.Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гоголев, Н.Н.Кубышкина, Т.Н.Пискунова. Влкруг тебя - мир:: Книга для ученика. 7 класс./ К.Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гоголев, Н.Н.Кубышкина, Т.Н.Пискунова.//М.: ООО "Гендельф", 2000.
  2. К.Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гоголев, Н.Н.Кубышкина, Т.Н.Пискунова. Влкруг тебя - мир:: Методические рекомендации к книге для ученика. 7 класс./ К.Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гоголев, Н.Н.Кубышкина, Т.Н.Пискунова.//М.: ООО "Гендельф", 2000.
  3. Л.И.Гришина, Л.А.Файнштейн, Г.Я.Великанова. Памятные места Ленинградской области./ Л.И.Гришина, Л.А.Файнштейн, Г.Я.Великанова.//Л., "Лениздат",1973.