ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Интегрированное развивающее психолого-логопедическое занятие с учащимися 5-го класса по теме: "Обучение написанию письма"

Добавлено: 2021.05.23
Просмотров: 22

Фирсанова Ольга Юрьевна, учитель-логопед; Ратушняк Елена Анатольевна

Цель: формирование самостоятельной письменной речи по средствам приёмов и методов логопедии и психологии.

Задачи:

  • Развитие саморегуляции, снятие напряжения, развитие эмоциональной сферы, формирование положительного настроя на урок.
  • Развитие связной устной и письменной речи.
  • Развитие зрительной, речеслуховой памяти.
  • Развитие произвольного и непроизвольного внимания.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие ассоциативного мышления.
  • Развитие интереса к приключенческой литературе.

Оборудование: магнитофон, кассеты, плакат со стихотворением, плакат карты, схема, тетради, ручки, листы бумаги.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня на занятии мы с вами попадём в таинственный и загадочный мир приключений, для этого нам нужно хорошо настроиться на работу.

Психогимнастика “Радуга”. (С музыкальным сопровождением). Приложение 1.
Упражнение на внимание. Приложение 2.

- Ребята, обратите внимание на доску.

- Что мы с вами видим? (Надпись)

- Здесь что-то зашифровано.

- Попробуйте её расшифровать.

-Прочитайте внимательно про себя.

- Кто сможет прочитать, что здесь написано?

- А, что здесь лишнее? (Буквы).

- Почему они лишние? (Эти буквы не имеют смысла).

- Прочитаем правильно.

-Кто желает прочитать вслух, что написано на плакате?

- Эти строчки связаны между собой по смыслу? (Связаны).

- Они имеют рифму? (Да)

- А строчки, имеющие рифму и связанные между собой по смыслу, как называются? (Стихотворение)

- Ребята, а кто сочиняет стихи? (Поэт)

- А мы с вами, что можем сочинить, написать? (Рассказ, сочинение, стихотворение, письмо).

II. Основная часть занятия.

- Вы знаете, что такое письмо? (Да)

- Вы писали письма?

- С чего вы начнёте писать письмо?

- Запишем, что письмо мы начинаем писать с приветствия (Запись на доске под пунктом один, дети записывают в тетради).

- Далее вы должны описать события, которые с вами произошли.

- Второй пункт мы назовём – описание событий.

- Если вы хотите попросить в письме о чём-то, то такую часть мы назовём – просьба.

- Затем идёт часть, в которой вы можете, что-то пожелать и такую часть письма мы назовём - пожелания.

- Далее вы можете попрощаться с человеком, пожелав ему что-то, эту часть назовём – прощание.

- Как будет называться человек, которому вы отправляете письмо? (Адресат)

- Запишем, как правильно пишется это слово.

- Итак, посмотрим, сколько частей письма мы выделили:

1. Приветствие.

2. Описание событий.

3. Просьба

4. Пожелание.

5. Прощание.

- В конце вы можете подписать от кого это письмо.

- Расскажите самостоятельно, из каких частей состоит письмо. О чём вы будите писать в этих частях?

III. Физ. минутка.

- Руки сложите в замок.

-Совершаем плавные движения в виде волн. (Под музыку “Шум моря”).

IV. Письмо Робинзону.

- Ребята, посмотрите на доску

- Перед вами находится карта. Приложение 3.

- Представьте, что это карта, за которой охотятся пираты.

- У вас нет возможности самим съездить на остров и найти клад.

- На острове живёт ваш друг Робинзон, и вы можете объяснить ему в письме, где находится клад.

- Постарайтесь написать понятно и точно, используя пункты нашего плана.

- Нужно, чтобы Робинзон понял, где зарыт клад и нашёл сокровища быстрее, чем пираты.

- Ребята, а вы знаете кто такой Робинзон? (Путешественник)

- Как его полное имя? (Робинзон Крузо)

- Запишем, как правильно пишется его имя, чтобы потом не ошибиться в его написании. (Запись имени на доске).

- Для помощи написания письма вам даны семь шагов преодоления препятствий, обозначенных географическими названиями на карте. Приложение 4.

- У вас на столах лежат листы бумаги, на которых вы должны написать свое письмо.

- Итак, приступаем. (Засекается время -15 – 20 минут).

V. Анализ проделанной работы по написанию письма.

- Кто желает зачитать своё письмо?

- Как вы думаете, из письма (имя ребёнка) Робинзон поймёт, где находится клад?

- Кто ещё желает прочитать? (Ответы детей).

- Какие у кого ещё мнения? (Ответы детей).

VI. Итог занятия.

1. Упражнение на развитие мелкой моторики “Конверт”.

- Молодцы, нам очень понравились ваши письма, надеемся, что наш друг Робинзон поймёт, где находится клад.

- Давайте сложим наши письма и отправим их по морской почте.

- Чтобы отправить письмо по морской почте его нужно правильно сложить.

- Возьмите ваше письмо.

- Соединяем верхние уголки листа друг с другом. (Показывается)

- Нижнюю часть, оставшуюся в виде прямоугольника мы сгибаем вверх.

- Оставшиеся уголки сгибаем наружу.

- Складываем треугольник пополам, чтобы наружные уголки оказались внутри.

- Складываем наш треугольник ещё раз пополам.

- Возьмём треугольник так, чтобы кармашек треугольника оказался внизу.

- Верхнюю часть треугольника складываем в кармашек.

- Сложили.

- Наше письмо сложено.

- Теперь можете написать на лицевой стороне ваше имя, от кого письмо.

- Сложите ваши письма в ящик.

- Молодцы, теперь ваши письма дойдут до адресата.

2. Упражнение “Круг”.

- Ребята, встанем в круг и скажем своему соседу справа своё напутствие (пожелание).

- Дружно все улыбнемся друг другу и шёпотом скажем: “До свидания”.

Литература:

газета “Школьный психолог” № 11, 2005 г.,

“Тропинка к своему Я” (уроки психологии в средней школе 5 – 6 кл.) М.; 2005. Генезис,

Е.Н. Российская. “Методика формирования самостоятельной письменной речи”. М.; 2004 г. Айрис дидактика,

Л.Г. Парамонова. Стихи для развития речи, Санкт – Петербург , 1998 г., Дельта.

Приложение 1 (назад).

Релаксация “Радуга”

Тёплое летнее утро. Вы находитесь в очень красивом месте, в лесу. Вы лежите на мягкой траве, над вами чистое голубое небо и ласковое солнце. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите ровно и легко. Вы смотрите в небо и видите большую прекрасную радугу. Она переливается яркими цветами. Это не простая радуга, она волшебная. Она опускается на землю рядом с вами. Радуга светится необычным тёплым светом. Почувствуйте, как этот свет согревает вас. Ваши ручки становятся тёплыми, ножки становятся тёплыми. Вы наполняетесь светом и теплом волшебной радуги (пауза – поглаживание детей). Тебе … (имя) тепло, и тебе … (имя) тепло. С этим теплом вы чувствуете себя сильными, счастливыми, самыми лучшими. Вам спокойно и тепло. Но вот радуга улыбнулась – она прощается с вами. Потянитесь и на счёт “три” откройте глаза. Улыбнитесь волшебной радуге.

Приложение 2 (назад).

КИРЗНАУЛИЦЕСИЛЬНЫЙМОРОЗ

ИЯСНОЕЗВЁЗДНОЕНЕБОНАМЗИМУ

ВОЛШЕБНИКПРИНЁСХОТЯНИКОГДА

ОНЗДЕСЬНЕБЫЛСОЛИР

Приложение 3 (назад).

Карта с условными географическими названиями.

Приложение 4 (назад).

ТОННЕЛЬ – ГОРА – РУЧЕЙ – МОСТ – СКАЛЫ – ДЖУНГЛИ – ОВРАГ