ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Литература. 5-й класс. "Первые слова о лирике"

Добавлено: 2021.05.21
Просмотров: 18

Мельман Ирина Леопольдовна, учитель русского языка и литературы

Цель: вырабатывать навыки анализа поэтического текста.

Задачи:

- учить читать стихотворное произведение;

- учить видеть в стихотворении слова-образы, слова-звезды;

- выявить ритмическую структуру стихотворения;

- учить заполнять клише стихотворного произведения.

Оборудование: доска, иллюстрированная наглядность (картины, рисунки), компьютер.

Оформление доски.

1. Эпиграф:

Всякое стихотворение – “покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды”. А.Блок.

2. Картины русских художников-пейзажистов с изображением четырех времен года, отражающих содержание анализируемых стихотворений.

3. Рисунки учащихся.

4. Разноцветные осенние листочки, с обратной стороны которых написаны четверостишия с изобразительно-выразительными средствами.

Схема урока

Этапы урока Время Содержание Приложение
1. Оргмомент 0,5 мин. Приветствие
2. Слово учителя 0,5 мин Ребята! Мы продолжаем с вами серию уроков по лирике. Сегодня вы будете анализировать стихи самостоятельно, вырабатывая навыки анализа поэтического текста. В каждой группе назначен ответственный, который будет защищать вашу совместную работу. Каждый получит задание, от успешности выполнения которого будет зависеть результат в целом.
3. Беседа. 3 мин. - Вспомним, что мы знаем о лирике?

-Какие темы характерны для лирики?

- Какие жанры лирических произведений мА знаем?

- Что характерно для лирического произведения?

- Как люди творческих профессий могут выразить настроение?

- Например, музыкант – музыкальным произведением, художник – картинами, т.е. люди творческих профессий создают музыкальные и художественные образы.

- А как выражает свое настроение поэт?

Обратимся к нашему эпиграфу. Действительно, слова в стихотворном тексте – это звезды, которые надо увидеть и понять

- Что же использует поэт для создания своих поэтических образов, чтобы получились слова- звезды?

- Ребята, чем отличается стихотворная речь от прозаической речи?

4. Работа в группах. 10 мин. Ответственные в группах получают конверты с заданием. Ученики, не попавшие в группы (слабоуспевающие) получают индивидуальное задание.

- Ребята! Чтобы вы настроились на эмоциональную работу, я предлагаю послушать музыку Петра Ильича Чайковского “Времена года. Июнь”. Как только закончится музыка, вы закончите свою работу.

Приложение 1 (стихотворения для анализа)

Приложение 2 (план анализа стихотворения)

Приложение 3 (пример задания к стихотворению Ф.Тютчева.)

Приложение 4 (клише анализа стихотворения)

5. Защита выполненных работ. 14 мин. Отработка навыков выразительного чтения стихотворений наизусть участниками других групп. Ответственные докладывают о проделанной работе, анализируют стихи.
6. Слово учителя 2 мин. - Ребята, вы прослушали четыре стихотворения. Скажите, что их всех объединяет?

Русская природа – неисчерпаемый, бесконечный источник творчества. В поэзии издавна осень, зима, весна, лето всегда означают нечто большее, чем обычные времена года. Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил, настроением радости и веселья, грусти и печали. Родная природа привлекала поэтов своей скромной простотой. В ней нет показной красоты, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия.

Обратимся к иллюстрациям на доске. Мы видим картины известных художников и картины, которые нарисовали большинство из вас. Посмотрите внимательно на картины и соотнесите их со стихами, которые звучали на уроке. Воспользуйтесь строчками из стихотворений.

Приложение 7 (перечень картин художников)

Листы со строчками из стихотворений лежат на столе

7. Игра. 10 мин. Поиграем с осенними листочками. Я предлагаю вам задание повышенной сложности. Если у вас есть желание заработать “5”, вы выходите к доске, выбираете листочек, зачитываете четверостишие на обратной стороне листочка и определяете троп. Курсивом выделен троп, его надо назвать. Приложение 5 (задание повышенной сложности)

Приложение 6 (проверочный лист)

8. Домашнее задание 1 мин. 1. Выучить наизусть стихотворение, анализируемое в своей группе.

2. Написать сочинение-миниатюру: “Какие стихотворения, анализируемы на уроке, тебе понравились и почему”.

На выбор одно из заданий.

9. Итог. 4 мин. В конце урока я бы хотела узнать, какое настроение у вас сейчас.

Вам понравилось или нет работать на уроке?

Наклейте листочек под личиком, символизирующим ваше настроение.

Ребята подходят к доске и клеят соответственно красные, желтые или зеленые стикеры

На доске изображены три смайлика.

Результаты.

Обучающиеся…

1. Научились понимать стихотворный текст.

2. Начали постигать законы построения художественного образа.

3. Научились определять ключевые слова в стихотворении.

4. Научились анализировать стихи по данному плану.

5. Научились заполнять клише анализа стихотворения.

6. Закрепили знания по теории литературы.

7. Получили навыки работы в парах, в группах.