ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

М.Е. Салтыков-Щедрин. Штрихи к портрету

Добавлено: 2021.05.13
Просмотров: 25

Самойлова Галина Владимировна, заместитель директора по УВР

Страница первая. Афоризмы М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Старинная мудрость завещала такое множество афоризмов, что из них камень по камню сложилась целая несокрушимая стена.
М.Е. Салтыков-Щедрин

Преподаватели русской литературы при изучении творчества того или иного писателя с большой пользой для себя могут ознакомиться с его афоризмами, которые помогут понять философские, жизненные позиции писателя, осмыслить его мировоззрение, разобраться в сложных проблемах художественного творчества. Учащиеся среди этих высказываний найдут эпиграфы к сочинениям, творческим работам. Также афоризмы писателей и поэтов помогут педагогам наставить на путь истинный наше юное поколение, привить ему устойчивые гражданские понятия любви к Родине, Отечеству и соотечественникам. Также это прекрасный материал для написания сочинений разных жанров, для подготовки к экзаменам.

Патриотизм:

  • Везде, кроме отечества, ты чужой.
  • Идея, согревающая патриотизм, - это идея общего блага….Воспитательное значение патриотизма громадно: это школа, в которой человек развивается к восприятию идеи о человечестве.
  • Идея Отечеств одинаково для всех плодотворна. Честным она внушает мысль о подвиге, бесчестных – предостерегает тот множества гнусностей, которые без неё, несомненно, были бы совершены.
  • Люби, люби своё отечество! Ибо любовь эта даст тебе силу, и всё остальное без труда совершить.
  • Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам своей страны, к судьбам ближнего.
  • Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России.
  • Нельзя быть паразитом и патриотом ни в одно и то же время, ни по очереди, то есть сегодня патриотом, а завтра проходимцем. Всякий должен оставаться на своём месте, при исполнении своих обязанностей.
  • И в торжественные годины и в будни идея отечества одинаково должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном её сознании человек приобретает право назвать себя гражданином.

Любовь:

  • Женщина составляет истинный клад для талантливых натур, которые в семействе любят играть, по преимуществу, роль трутней.
  • Любовь всё-таки слаще. Конечно, дружба имеет достоинства – этого отнять нельзя! Но любовь… это божественное чувство!
  • Любовь милосердна и снисходительна, она всё прощает, всё врачует, всё очищает!..

Молодёжь, Воспитание:

  • Нельзя сразу перевоспитать человека, как нельзя сразу вычистить платье, до которого никогда не прикасалась щётка.
  • При открытом обсуждении не только ошибки, но самые нелепости легко устраняются.
  • С какой изумительной быстротой поселяются в сердце вялость и равнодушие ко всему, потухает огонь любви к добру и ненависть ко лжи и злу!

Столицы и провинция:

  • Москва есть, по преимуществу, город широких русских натур, которые, как известно, любят не столько наслаждаться, сколько разбрасывать Божье добро зря, под стол.
  • О провинция! Ты растлеваешь людей, ты истребляешь всякую самодеятельность ума, охлаждаешь порывы сердца, уничтожаешь всё, даже самую способность желать! Ибо можно ли назвать желаниями те мелкие вожделения, исключительно направленные к материальной стороне жизни, к доставлению крошечных удобств, которые имеют то неоценимое достоинство, что устраняют всякий повод для тревог души и сердца?

Жизнь:

  • Господи! Неужели нужно, чтоб обстоятельства вечно гнели и покалывали человека, чтоб не дать заснуть в нём энергии, чтоб не дать замереть той страстности стремлений, которая горит на дне души, поддерживаемая каким-то неугасимым огнём? Ужели вечно нужны будут страдания, вечно вопли, вечно скорби, чтобы сохранить в человеке чистоту мысли, чистоту верования?
  • Жизнь можно уподобить петербургскому климату: сегодня оттепель, с крыш капает, льёт, на улицах почти полая вода, а завтра двадцатиградусный мороз гвоздит… И, однако ж, живут – ухитряются люди!

Природа:

  • Бессознательная былинка незаметно, но непременно воздействует на окружающую природу.
  • Время это <весна> самое весёлое; вид возрождающейся природы благотворно действует на самого сонливого человека; всё принимает какой-то необычный, праздничный оттенок, всё одевается радужными цветами.
  • Оттепель – пробуждение в самом человеке всех сладких тревог его сердца, всех лучших его побуждений; оттепель же – возбуждение всех животных его инстинктов.

Общество:

  • Действительность представляет такое разнообразное сплетение гнусности и безобразия, что чувствуется невольная тяжесть в вашем сердце… Кто же виноват в этом? Где причина этому явлению?
  • Для преобразования России нужно было, чтоб шалопаи были на глазах, чтоб они не гадили втихомолку, а делали это , буде хватит смелости, в виду всей публики.
  • Необходимо изучить нужды и особенности края, чтобы уметь им управлять с пользою…
  • Нет сомнения, что труд есть то оживляющее начало, которое в каждом благоустроенном обществе представляет собой главный государственный нерв.
  • Стыд есть драгоценнейшвя способность человека ставить свои поступки в соответствие с требованиями той высшей совести, которая завещана историей человечества.

Литература, Слово, Мысль:

  • Литература изъята из законов тления. Она одна не признаёт смерти.
  • Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением.
  • Слово только тогда оказывает надлежаще действие, когда оно высказано горячо и проникнуто убеждением.
  • Ясная для самого произносящего речь является вразумительною и для слушателей.
  • Умение сказать именно то, что нужно и именно так, чтобы нас слушали и понимали, есть великое уменье, которое даётся очень немногим, но которым никто не имеет права пренебрегать.

Пороки:

  • Болтливость – порок, потому что часто скрывает ложь – мать всех пороков.
  • Ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по его поводу уже раздался смех.
  • Самые закоренелые проходимцы и те понимают, что в стыдящемся человеке есть нечто выделяющее его из массы бездельников и глупцов.

Страница вторая. Биографическая строка.

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.
Н.А. Некрасов

При жизни его боготворили и ненавидели. Чернь в любые времена ненавидит обличителей и учителей, т.к. слепа к собственным порокам. Чернь – понятие внеклассовое. Она готова уничтожить всё яркое, оригинальное, самобытное, покушающееся на её сытое спокойствие. Её требования – «хлеба и зрелищ» высмеивал ещё Ювенал.

Всю жизнь ощущал Салтыков смердящее дыхание толпы, обвинявшей его в «весёлонравии», в том, что он «покушается на святая святых России: её историю, традиции, государственность, семью, собственность».

По-разному оценивали современники личность Салтыкова-Щедрина.

«Салтыков-Щедрин составляет коллекцию своих героев»: от его взгляда невозможно спрятаться (худ. А. Лебедев, 1844)

«Лицам, мало его знавшим, он казался человеком злым» (русский общественный деятель, адвокат Алексей Мих. Унковский (1829-1893)

Князь Оболенский В.А., рисуя портрет Салтыкова, отмечал мрачность, нервозность, … а отрывочные фразы… «прпоизводили впечатление скорее рычания, чем человеческие речи».

Николай Конст. Михайловский (1842 – 1904), русский социолог, публицист, литературный критик, соредактор Салтыкова-Щедрина по «Отечественным запискам» вспоминал: «Врагов у него было много… Любезность не оставляла его специальности. Он часто был грубоват, резок, раздражителен, несдержан в выражениях. Внешность… усиливала впечатление его грубоватой манеры…»

Художник Н. Крамской (1879): «Мысль и страдание застыли навеки в глазах человека, чьим оружием был смех».

Современники, хорошо знавшие его, отмечают, что под покровом суровости скрывался «добрый человек».

Этот резкий человек всегда готов был придти на помощь нуждавшемуся. Гнев его был страшен, но он обрушивался на фальшивого и неискреннего.

В осуждении зла непременно кроется любовь к добру: [негодование на общественные язвы, болезни – предполагает страстную тоску о здоровье]
Ф.М. Достоевский

Родился будущий писатель 15 (27) января 1826 года в с. Спас-Угол Тверской губернии в семье столбовых дворян Салтыковых

  • Отец, Евграф Васильевич Салтыков, был отпрыском старинного, но небогатого дворянского рода. Увлекался литературой, механикой и астрономией, в то же время был нерешительным, слабовольным человеком, к тому же плохим хозяином.
  • Мать, Ольга Михайловна Забелина, дочь состоятельного московского купца. Властная, суровая, её отличали природный ум и расчётливость.
  • В семье царила атмосфера страха, грубость, произвол, дети делились на «любимчиков» и «постылых».
  • В 8 лет научился русской грамоте. Любил книги, это и было его спасеньем. Домашнее обучение сопровождалось тычками и подзатыльниками.
  • В 10 лет поступает в 3 класс Московского дворянского института.
  • В 12 лет за отличные успехи переводят в Александровский Царскосельский лицей. Прозвище Салтыкова – «умник» (умничанье не почиталось). В гимназии царил казарменный дух, писать было нельзя, поэтому стихи Михаил прятал в голенище сапога. Стихи появляются в «Библиотеке для чтения», «Современнике». Сильное влияние оказывают статьи В.Г.Белинского, Фурье, Гегеля, Фейербаха, знакомство с Петрашевским.
  • В 1844 г., окончив Лицей, начинает службу чиновником в канцелярии военного министерства, участник кружка «петрашевцев». Салтыков приходит к выводу, что только социализм избавит трудовое человечество от страдания.
  • В 40-е годы становится сотрудником «Отечественных записок» и «Современника», рецензирует детские и учебные издания.
  • В ноябре 1847 г. в «Отечественных записках» появляется первая повесть «Противоречия» под псевдонимом М. Непанов, в марте 1848 г. – «Запутанное дело» с подписью М. С.
  • 21 апреля 1848 г. арест, ссылка в Вятку под надзор полиции (старший чиновник особых поручений; разъезды дают возможность многое увидеть; заступник трудового люда)
  • 1849 г. – угроза нового ареста (допрос Дубельтом по делу петрашевцев). Здесь, в Вятке, знакомится с будущей женой Елизаветой Болтиной (бесприданницей). Освобождению Салтыкова из вятского плена помогла Наталья Николаевна Ланская (Гончарова), точнее её муж, генерал-адъютант.
  • 6 ноября 1855 г. – освобождение.
  • 1856-1857 гг. в журнале «Русский вестник» печатаются «Губернские очерки», главным героем которых стал Николай Николаевич Щедрин. В очерках отражены вятские воспоминания, появляется псевдоним «Щедрин». Истоки смирения крестьян, по мнению писателя, – в крепостном праве.
  • 1858 март – 1860 гг. – в качестве вице-губернатора Рязани, затем Твери пытается защитить мужика.
  • В 1862 г. подаёт в отставку и переезжает в Петербург.
  • В 1857-1863 гг. появляются циклы: «Невинные рассказы», «Сатиры в прозе» В очерках этих годов утверждались особенности стиля Салтыкова-Щедрина: иносказательное повествование; реалистическая фантастика; гипербола; шарж и гротеск; острота оборотов, эпитетов, обобщённых названий.
  • 1864г – сотрудник «Современника», с ноября этого же года в Пензе председатель казённой палаты. 23 мая 1866 г. закрывают «Современник».
  • 14 июня 1868 г. уходит в отставку, с сентября – член редакции «Отечественных записок» (гл. редактор Н.А. Некрасов).
  • 1869-1870 гг. – появление «Истории одного города». В этот период Салтыковым-Щедриным разработаны способы защиты от цензуры: «эзопов язык»; самоцензура; «аккомодация» (приспособление произведения к требованиям цензуры); тактика «троянского коня».
  • 1863-1874 гг. – цикл очерков «Помпадуры и Помпадурши» («внутренний мир» высокопоставленных бюрократов).
  • 1870-1872 гг. – цикл «Господа Ташкентцы» (о наглых исполнителях реакционных приказов).
  • 70-е годы – «Дневник провинциала в Петербурге», «Экскурсия в область умеренности и аккуратности», «Господа Молчалины».
  • Октябрь 1875 г. в журнале «Отечественные записки» печатается цикл «Благонамеренные речи»
  • 1880 г. – «Господа Головлёвы» (форма хроники позволила поставить актуальные социальные проблемы и решить их психологически).
  • 1886 г. – «Сказки».
  • 1889 г. – «Пошехонская старина», начало работы над «Забытыми словами» (написана лишь одна страница).
  • 28 апреля 1889 г. умер М.Е.Салтыков-Щедрин, похоронен на Волковом кладбище рядом с И.С.Тургеневым. на могиле установлен бюст работы Бернштама.

Страница третья. Из истории сатиры.

Сатира создаётся тогда, когда появится писатель, который сочтёт несовершенной текущую жизнь и, негодуя, приступит к художественному обличению её. Полагаю, что путь такого художника будет весьма и весьма трудным.
М. Булгаков

Сатира стара как мир, пришла из античности (в античности – насмешливо-обличительный жанр), но, как и другие жанры, претерпела качественные изменения.

«Satyra» (лат) – «смесь»

  • Сначала это было название стихотворного античного жанра.
    Пример: сатиры Лукиана (II в. н.э., греческий язык), в которых он критиковал современные ему философию, историю, религии.

  • Сатиры наполнены обвинительным пафосом, направлены против произвола императоров и вздорности толпы.
    Пример: сатиры Ювенала (I-II в. н.э, римский поэт). Осмеянию нравов Рима посвящены «Сатирикон» Петрония, «Золотой осёл» Апулея, комедии Плавта.

  • Позже сатира утрачивает жанровую определённость, хотя и сохраняет черты лиризма.

  • Ф. Шиллер рассматривал сатиру как эстетическую категорию. « В сатире действительность как некое несовершенство противопоставляется идеалу как высшей реальности».

  • Далее из жанра литературы сатира превратилась в подобие литературного рода, определяющего специфику многих жанров: басни, эпиграммы, памфлета, фельетона, очерка, романа, драмы. Сатира – способ воспроизведения действительности.

  • Эпоха Возрождения пересмотрела идеологические нормы средневековья.
    Пример: сатирики Эразм Роттердамский, Ф.Рабле, М.Сервантес, Д.Боккаччо.

  • Эпоха Просвещенья даёт своих сатириков.
    Пример: Вольтер, Дидро, Свифт.

  • Классицизм утвердил сатиру в драме.
    Пример: Мольер, Бомарше, Шеридан.

  • Сохранив близость к лирике (как пристрастное выражение оценки жизни), сатира явилась в произведениях романтиков.
    Пример: Байрон, Гофман, Гейне.

  • XIX век – сатира проникает во все прозаические жанры (развитие реализма).
    Сатира в русской литературе отчётливо присутствует с конца XVII века.
    Пример: А. Кантемир, А.Сумароков, Д.Фонвизин, А.Радищев.
    Сатира XIX века – И.Крылов, Г.Державин, А.Грибоедов, Н.Гоголь, М.Салтыков-Щедрин.

Главное направление сатирыборьба против «главного существенного зла» (Добролюбов), против несправедливости и угнетения, против отрицательных черт, формируемых обществом.

Идут годы, меняются формы государственного устройства, но сатирические персонажи переживают своих авторов. Как же велика опасность сил, тормозящих движение к идеалу!

Страница четвёртая. Очень грустные сказки.

У Вас есть всё, что нужно, – сжатый, сильный, настоящий язык, характерность, оставшаяся у Вас одних, не юмор, а то, что производит весёлый смех, и по содержанию – любовь и потому знание истинных интересов жизни народа...
Из письма Л.Н.Толстого

В 1862-1886 гг. М.Е. Салтыков-Щедрин написал целую серию сказок. Форму сказки он выбрал закономерно, так как всегда тяготел к фантастике. Его коньком было иносказание. Он говорит с публикой не открыто, а намёками, ак бы предлагая читателю замысловатую интеллектуальную игру. Но такова и народная сказка. В неё обязательно содержится намёк, который может быть скрыт за безыскусной, простодушной формой.

Салтыков-Щедрин писал сказки для взрослых. Он сочинял невероятные истории не ради увлекательного сюжета. Его сказки – развёрнутые аллегории. Писатель говорит о нравственных и социальных проблемах, облекая свои мыли, раздумья в форму полушутливого повествования о животных, птицах и рыбах.

Цикл состоит из 32 сказок, большая часть опубликована при жизни писателя. Сказки очень разнообразны:

  • Некоторые действительно похожи на народные сказки о животных: в них действуют говорящие, во всём подобные людям животные.
  • Есть во многих сказках и от жанра басни: они поучительные и содержат ясную мораль.Например, здравомысленный заяц из одноимённой сказки постоянно хвалил устройство мира, видел справедливость мира в том, что сильные едят слабых, и почти подружился с лисицей… после игр с нею остались от него «только клочки шкуры да здравомыслие». Мораль: не старайся приспособиться к дурным порядкам – сам от них пострадаешь.
  • Не во всех сказках сатирика действуют животные. Иногда он использует мотивы и образы волшебных сказок. Например, сказка «Добродетели и Пороки». В спор живых существ вмешивается Иван-дурачок. Не добро побеждает, к изумлению Ивана: «Помирились на лицемерии», т.е. зло научилось притворяться добром.
  • Есть сказки, напоминающие рассказы, очерки, притчи.
  • Иногда включаются сказочные приметы: присказки, имена фольклорных персонажей…

Эту литературную форму (сказку) можно условно назвать очерком- фантазией: точная документальность сочетается с невероятной выдумкой, гротеск, овеществление метафоры.

Жанр сказки Щедрин выбрал не случайно. В качестве причин его интереса к этому жанру исследователи называли: условия цензуры; воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции; появление нового читателя, представлявшего демократические слои русского общества; популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы наряду с песней, органическая близость сказки художественному методу Салтыкова-Щедрина.

Сказки, по мнению критиков, отразили особенности идейно-художественных исканий писателя. Можно условно выделить 4 основных тематических блока:

  1. тема власти: её антинародного характера («Медведь на воеводстве»), псевдопросветительской деятельности самодержавия («Орёл-меценат»), взаимоотношений власти и народа («Дикий помещик» и др);
  2. тема народа: его трудолюбия, тяжёлого положения, покорности («Повесть о том…»), стихийности протеста («Медведь на воеводстве»), вечно живущего в народе стремления к правдоискательству («Ворон-челобитчик»);
  3. тема интеллигенции: осуждение её стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти («Вяленая вобла»), осмеяние разных форм подчинения насилию («Самоотверженный заяц»), критического отношения к прекраснодушным мечтателям («Карась-идеалист»);
  4. нравственно-этические темы («Пропала совесть»).

Типы сказок:

  1. направлены против сильных мира сего, высмеивают их паразитизм и самодурство («Повесть о том…»);
  2. расправа с осторожными либералами («Карась-идеалист» и др);
  3. о жизни народа («Коняга»);
  4. лирические, или исповедальные. Автор говорит о себе, подводит итоги жизни и творчества («Приключение с Крамольниковым» и др).

М.Е. Салтыков-Щедрин не умел благословлять. Он был гением проклятий. Фольклорные традиции в сказках Салтыкова-Щедрина.

Главное – опора на пушкинские традиции.

Своеобразие сказок Щедрина (отличие от народных):

  • торжествует зло;
  • волшебство в его сказках – злые силы, чары;
  • наличие двух планов: реального и фантастического;
  • берёт лишь мотивы из сказок, меняются персонажи, переосмысляются традиционные сказочные формы;
  • язык – сочетание разных лексических пластов;
  • рассказчик в сказках многолик;
  • «эзопов язык»;
  • использование гиперболы;
  • авторская ирония и афористичность языка сказок.

Везде литература есть воистину благороднейшая и драгоценнейшая выразительница народного гения.
М. Салтыков-Щедрин.