ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Развитие творческих способностей на интегративных уроках

Добавлено: 2021.05.12
Просмотров: 24

Сивцева Ирина Витальевна

Существует одно распространение заблуждение: большинство педагогов уверены, что способность к творчеству (креативность) – качество врожденное. Другое дело – интеллект, ум, его можно и нужно развивать. Образование дает, конечно, умение, решать задачи, опыт их решения, но никак не влияет на способность к этому.

А вот креативность, напротив, зависит от условий, в которых формируется человек. Ребенок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким уродился, а потому, что в детстве получал мало эвристического, то есть способствующего развитию познавательных способностей, материала. У него не было развивающих игрушек, с ним мало разговаривали, ему редко предоставляли право выбора, ему не давали пробовать и ошибаться, его не хвалили за самостоятельность и независимость. Но если креативность так зависит. От внешних условий – значит, меняя эти условия, её можно развивать, растить практически всех детей креативными. Не талантами и гениями – это и в самом деле от Бога, а просто творчески людьми, умеющими найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в новом свете, просто получать удовольствие от творчества. Даже очень “тусклые” дети, если начать с ними регулярно играть, фантазировать, побуждать их думать и принимать решения, достаточно быстро меняются, начинают мыслить, искать, придумывать. Их креативность растет. Но главное – появляется вкус к творчеству, уверенность в свои способности быть создателем нового. Заодно дети обретают и опыт творчества, и умение, а при серьезном подходе даже мастерство.

Творческие способности можно и нужно развивать – в этом убеждаются на собственном опыте, кто решился попробовать. Конечно, особая цель требует и особых средств. Главное – учащиеся должны быть уверены, что их фантазии будут встречены доброжелательно и с интересом.

Метод, словно специально созданный для развития творческих способностей, известен давно – это рисование. Рисование развивает воображение, смекалку, раскрепощает мысль, заставляет посмотреть на вещи свежим взглядом. Рисунок наглядно демонстрирует разницу между противопоставлениями “это возможно сделать – это невозможно сделать” и “так делают – так обычно не делают”. Рисование производит огромное впечатление на ребят и дает много для опыта нахождения неожиданных решений.

Одна из важнейших составляющих креативности – изобретательность, умение добиваться результата теми средствами, что есть в распоряжении.

Игра-рассказ по опорным словам, по фотографии – неплохая альтернатива сочинению по картине.

Глава 1. Организация интегративных уроков

Интегративные уроки занимают все более прочное место в учебно-воспитательном процессе. Они приносят в школу дух творчества, возвращают детям радость учения, успеха, веру в себя, в жизнь. Сегодня имеющиеся в школах средства обучения далеко не адективны потребностям и возможностям времени. А эти уроки в какой-то мере компенсируют их недостаток.

На наш взгляд, за этой методикой большое будущее. Благодаря ей в сознании учащихся формируются более объективная и всесторонняя картина мира, ребенок активно применяет знания на практике.

Ведь на практике часто встречаем у детей фрагментарное, разрозненное восприятие литературных произведений, истории, музыки… Учебный материал по истории, творчества писателя – с социально-политическими особенностями исторической эпохи.

Преодолеть подобную “разорванность” гуманитарных знаний необходимо и важно. Это позволит развить у школьников способность и потребность аналитического подхода к учебной деятельности в целом, умения сопоставлять и оценивать разные точки зрения.

Прежде всего, нужно анализировать уровень подготовленности учащихся. Затем разработать соответствующую технологию интегративного обучения. Обязательным и основным требованием интегративных уроков является повышение роли самостоятельной работы учащихся.

Отличительная особенность интегративных уроков от традиционных заключается в предоставлении учащимся арсенала средств, которые позволяют ему разрешить самостоятельную сложную проблему.

Главнейшим условием целесообразности проведения интегративных уроков является целевое единство. Это не может быть ни в коем случае механическим соединением двух.

Главнейшим условием целесообразности проведения интегративных уроков является целевое единство. Это не может быть ни в коем случае механическим соединением двух разнородных педагогических задач, когда учитель литературы преследует свою цель, а учитель выполняет свою задачу.

Только целевое единство, взаимообогащение знаний учащихся по различным предметам может служить основанием проведения интегративных уроков.

Интегративное обучение учебным дисциплинам в общеобразовательной школе встречает ряд препятствий как:

- ограниченное время урока;

Момент финиша у каждого ученика свой, а организующий их деятельность учитель один.

Каковы формы интегративных уроков?

Урок обмена знаниями. Работа идет в группах и парах.

Урок творческого поиска. Дети самостоятельно ищут решения поставленной проблемы. Методы продуманы на предыдущих уроках. Такая форма может иметь высокую эффективность и значимость.

Урок-издание газеты. Группе учащихся даются задания поискового характера по определенным темам.

Контрольные уроки-защита творческих работ или зачет. Может быть собеседование по проблеме.

Глава 2. Урок-сочинение по картине

Тайна знаменитого пейзажа Саврасов А.К. “Грачи прилетели

Цели:

  • знакомство с картиной и приобщение к русской культуре,
  • воспитание любви к природе,
  • развитие творческого воображения

Выразительное чтение стихотворения Н Рыленкова “Все в тающей дымке” на фоне музыкальной пьесы П.И. Чайковского “Песня жаворонка” из цикла “Времена года.

- Как вы думаете, почему поэт говорит, что русскую природу “мало увидеть/ Здесь нужно всмотреться, Здесь мало услышать,/ Здесь вслушаться нужно”?

- Русская природа сама по себе неброская, неяркая, не поражает неожиданным: нет в ней неэффектных горных вершин, вулканов, ни экзотических ярких растений, ни крикливых красок. Все краски и звуки как бы приглушены, но таится в них скрытая могучая сила, которую может почувствовать только чуткое любящее сердце.

1. Рассматривание картины-пейзаж А.К.Саврасова “Грачи прилетели”

Предлагается молча рассмотреть картину, вывешивается плакат со словами, необходимыми для разбора картины:

Картина, пейзаж, художник, село, план, задворки, участок, центр, береза, забор, церковь, грачи, живопись, колокольня.

2. Рассказ о художнике.

Что мы знаем об этом художнике? (биография, история создания картины)

3. Беседа по картине.

- Какое настроение создает картина?

(лирическое, светлое)

- Есть ли в этом пейзаже что-то необычное?

(нет, ничего необычного)

- А что же тогда заставляет людей уже второе столетие стоять перед этой картиной?

(Говорят, что есть у него “душа”)

- Что делает картину полной какой-то своей внутренней жизнью?

(птицы, деревья, снег)

- Вы слышите, как звучит эта мелодия? Вслушайтесь, что вы слышите?

(Звон капели, журчание талой воды, хруст талого снега. Нежная мелодия весны-мелодия обновления и возрождения).

- Послушайте пьесы П.И. Чайковского “Подснежник” и “Песня жаворонка” из цикла “Времена года”

- Есть ли созвучие между музыкой и картиной?

- Открылась ли вам тайна знаменитой картины?

(Тайна саврасовских грачей-в любви к родине, к жизни, в умении в самом простом и привычном находить свет души, открывать его людям, заставляя их вслушиваться всматриваться в “прелесть застенчивой природы” и любить ее нежно и трепетно, как любят мать, семью, родных).

3. Проведение словарно-стилистической работы.

Грачи - вестники весны, суетятся над своими гнездами, кружатся в небе, радуются возвращению на родину и началу новой жизни.

Снег - сырой, грязный, но не мертвый, а живой, потому что под ним жизнь.

Пруд - маленький, уже освободился от снега, вода холодная, но скоро согреется.

Солнце - пока не видно, но оно где-то рядом. Лучи освещают деревья.

Церквушка с колоколенкой- высвечена солнышком, старая, покосившаяся.

Картина - голубое сияние, облака прозрачные и тонкие, воздушность, деревянный забор, сизый дымок над трубой дома, уродливо искривленная береза.

4. Написание сочинения на тему “Тайна знаменитого пейзажа”

В качестве примера приведем отрывки из ученических сочинений.

В селе Молвитино(ныне Сусанино) родился знаменитый пейзаж “Грачи прилетели”. Здесь он искал тайны силы русского пейзажа. Картина создает лирическое, светлое настроение. В пейзаже нет ничего необычного, наоборот, все просто, обыкновенно. Деревянный забор, маленькие домики, сизы из домов трубы, даже березы не очень красивые, а кривые..

…Но главное – птицы! Они кричат, кружатся в небе, приводят в порядок свои старые гнезда. Они радуются, что возвратились на свою родину. Они счастливы!..

…В картине звучит нежная лирическая мелодия весны. Это веселый гомон грачей, журчание воды, шелест ветра хруст тающего снега, запах дыма…

Тайна знаменитой картины в любви к родине, к жизни…

Сочинения показывают, что учащимся доступно описание картины. Они без особого труда находят главные предметы и неплохо передают настроение. В большинстве случаев описания детей эмоционально окрашены, так как они рассказывают о том, что им хорошо знакомо.

Заключение

Использование произведений живописи способствует лучшему усвоению учащимися программного материала, более глубокому пониманию художественного произведения.

Работа с произведениями живописи не является самоцелью, а входит в урок как его составная часть.

Начиная с 5 класса, останавливаемся на основных понятиях, определяющих содержание картины. Это дает возможность учащимся воспринимать картину как произведение искусства, в котором содержание и форма представляют целостный художественный образ. При этом мы опираемся на знания учеников, приобретенные на уроках изобразительного искусства. Считаем целесообразным записывать новые понятия в тетрадях, с тем, чтобы учащиеся повторили их и могли грамотно использовать при описании картины.

Во время работы с картиной не дается задание использовать определенные стилистические приемы, потому что построение сочинения, его стилистические особенности во многом зависят от содержания картины, и от восприятия его учеником - автором сочинения. Направлять определенным заданием стиль сочинения по картине – значит затруднить объективное описание её, отвлечь внимание от главного–проникновения в суть произведения живописи. Однако это не значит, что сочинение учащихся по картине не способствуют повышению грамотности. Работа с картиной – это работа по развитию речи, когда приходится думать над тем, как, какими средствами языка лучше выразить ту или иную мысль. Кроме того, во время анализа сочинений у учителя есть возможность остановиться на сильных и слабых сторонах работ учащихся.

Программы по литературе рекомендуют учителю развивать “интерес учащихся к художественной литературе и к другим видам искусства”, предусматривают на работу над сочинениями по картинам.

Выбор картины определяются возрастными особенностями учащихся, программным материалом по литературе, художественным уровнем произведения изобразительного искусства.

Раскрытие тех или других тем средствами разных искусств способствует более глубокому проникновению в суть произведений, как литературы, так и живописи.

Кроме того, при изучении материала во взаимосвязи каждый учитель представляет, на какие знания и умения учеников, полученные на других уроках, он может опереться, чтобы достичь поставленной цели.

Что касается иллюстрирования литературных произведений, предусмотренного программами и учебниками по литературе, а также программами по изобразительному искусству, то успешно проводить эту работу учителя названных предметов могут лишь в тесном контакте.

Когда учащиеся на уроке литературы получают задание нарисовать иллюстрацию к художественному произведению, они могут это задание выполнять на уроке рисования с квалифицированной помощью учителя рисования.

В свою очередь учитель рисования при таком контакте с учителем литературы получает возможность работать с учениками более целенаправленно: рассмотренные на уроках литературы художественные образы доступнее пониманию учащимся, легче пробуждать жизненные ассоциации, вызывают большую активность в работе, интерес к ней, а это в свою очередь, способствует большей выразительности рисунка.

Урок должен быть интересным и увлекательным. Это несомненно. Если же он лишен названных качеств, то дети быстро утрачивают “чувства добрые” к предмету, а порой и к учителю, его ведущему.

Именно поэтому всякий уважающий себя и детей учитель старается оживить урок, привлекая для этой цели различные средства: и жизненный опыт, и знания по другим предметам. И никакой беды нет в том, что начавшийся со стихотворений русских поэтов о родной природе урок русской литературы закончится рисованием.

Использование произведений изобразительного искусства на уроках способствует формированию у школьников необходимые коммуникативные умения. При работе развивается и совершенствуется речь учащегося.

Произведения живописи являются не просто иллюстративным материалом на уроках, а представляет собой средства, связанные с предметом и целями обучения естественно и органично, средство, стимулирующее и активизирующее речемыслительную деятельность школьников.

Доступный для понимания, информативный, стилистически безупречный текст позволяет показать школьникам, как описать то, что видишь на картине, как выразить свои мысли, чувства, эмоции, настроения, какие языковые средства использовать.

Презентация

Список использованной литературы:

  1. Вертаньянц А.Д. Мы читаем и говорим о русских художниках. М: “Русский язык”, 1989.
  2. Волков Н.Н. Восприятие картины. М: 1976.
  3. Глущенко Е.Л., Полуянов В.П. Картина и иллюстрация на уроках литературы. М: “Просвещение”, 1985.
  4. Жуков Н.В. Счастье творчества. М: 1970.
  5. Ипполитова Н.А. О живописи на уроках русского языка. Русский язык № 6, 2001.
  6. Петрановская Л.В. Игра и обучение творчеству. Русский язык № 12, 2001.
  7. Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство. М: 1972.
  8. Ходякова Л.А. Живопись на уроках русского языка. М: Флинта-Наука, 2000.
  9. Уроки литературы в школе № 6, 2006.