ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок литературы в 11-м классе по теме "Человек должен быть с грехом, иначе он не человек" (В.Распутин "Живи и помни")

Добавлено: 2021.05.07
Просмотров: 18

Болотина Ольга Фёдоровна, учитель русского языка и литературы

Цель урока: через сравнительную характеристику героев, путем филологического анализа текста прийти к пониманию авторского замысла повести.

Задачи:

  • Развивать умение учащихся анализировать текст;
  • Создание условий для вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность посредством выбора заданий;
  • Раскрыть нравственную проблематику произведения;
  • Помочь учащимся выйти на самостоятельное видение жизненной ситуации.

Ой, зачем ты,
солнце красное,
все уходишь -
не прощаешься?
Ой, зачем
с войны безрадостной,
сын,
не возвращаешься?
Р. Рождественский

"Себя судить куда трудней, чем других.
Если сумеешь правильно судить себя,
значит, ты поистине мудр".
А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц".

Вступительное слово учителя.

Чтение первого эпиграфа. Произведение, о котором пойдет речь сегодня на уроке, затрагивает нравственные проблемы, ищет ответы на жизненно важные вопросы. Попытайтесь сформулировать вопросы, которые возникают после прочтения эпиграфа и ответы на которые вы хотели бы услышать.

  • война и мир;
  • смысл в жизни;
  • истоки патриотизма;
  • тема молчания и страдания;
  • любовь и ожидание

- Бывают такие моменты, когда человек оказывается в жизненном тупике, обстоятельства складываются так, что выйти из них кажется невозможным. Именно такова жизненная ситуация, к которой обращается писатель Валентин Распутин.

- Определите тему произведения (Столкновение человека с трагическими сторонами жизни).

- Каковы сюжетные линии повести?

(Андрей Гуськов - Настена

Настена - родители

Настена - односельчане )

Итак, автор подробно представляет нам события последних месяцев 1945 года. Война еще не кончена; ее дыхание слышно и здесь, на Ангаре.

- Приведите примеры военного времени? (подписка на заем; лесозаготовки, на которых одни бабы; фронту отдают все продукты).

- Почему Андрей Гуськов, воевавший до 1944 г. удачно, оказался вдали от линии фронта? (ранение - госпиталь - отлучка домой - дезертирство).

- Как восприняла его появление Настена?

- Попробуйте восстановить историю жизни Гуськовых.

(Настена, сирота, вышла замуж не мешкая, устав гнуть спину на чужую семью. Но получилось так, что из работниц попала в работницы. У свекрови характер несладкий, но с годами с Настеной она свыклась. Одно не могла ей простить, что не было у Настены ребятишек. С Андреем поначалу жила душа в душу, а позже стал хвататься за кулаки. Настена терпела. Но Настена твердо верила: сошлись - надо жить).

- Обычные вехи человеческой жизни. Мечта о счастье. Но судьба распорядилась иначе. Тайна, которую носит в себе Настена, изменила ее жизнь. Что помогает нам постичь всю глубину несчастья молодой женщины? ( внутренние монологи).

Обратимся к тексту. Выделите слова, передающие переживание, отчаяние Настены.

"Теперь и толочься-то придется по тому же кругу, но словно бы в сторонке. Подглядывать, как живут другие, и жить наособь, под секретом. Смотреть в оба глаза и говорить впол-языка. Работать вдвое больше и спать вдвое меньше. Хитрить, изворачиваться, врать и знать наперед, чем это кончиться".

"Не вынести Андрею этой вины, ясно, не вынести, не зажить, не заживить никакими днями. Она ему не по силам".

"Так как же теперь от него отказаться? Это совсем надо не иметь сердца:"

"Живые там, он - здесь. Господи, научи, что делать! Тяжко, смутно и в то же время просторно, оглядно было на душе Настены - как в доме, из которого вынесли вещи".

Настена сделала свой выбор - быть рядом с мужем, помогать ему и словом и делом.

- Обратимся вновь к тексту. Посмотрите на композиционное оформление повести. Какова ее особенность? (главы, посвященные то Настене, то Андрею).

- Верно. Мы с вами становимся свидетелями жизни то Настены, то Андрея.

- Легко ли дался выбор Андрею Гуськову? Какую определил он себе судьбу? (гл. 4).

"Мысли Гуськова путались, терялись, он не знал, что делать".

"Так, в самый последний момент, посадив своего нового товарища, Гуськов запрыгнул вслед за ним в поезд, идущий на восток. Будь что будет".

"Но, проехав до Иркутска больше трех суток, Гуськов не на шутку перепугался".

"Он не мальчишка, должен был понимать, на что идет".

"Расхлебывай - не расхлебать, кайся - не раскаяться".

"Хоть на смерть, но дальше".

"Дороги назад теперь ему не было, дорога оставалась одна - домой".

- Посмотрите, вот мысли Гуськова до определения своего решения. Могло ли быть все иначе? Где он, тот момент, когда все можно было изменить?

- Почему выбор Гуськова оказался в пользу возвращения домой? (хотелось остаться в живых; никто не предостерег).

Да, в трудную минуту человек остался один. Одиночество станет для него родным, "серый волк" - родным братом. Человек живет, терзается, радуется внешне, но внутри он уже не человек.

С момента возвращения домой начинается нравственная смерть Гуськова. ":едва притворив за собой дверцу, он упал навзничь на пол и долго лежал неподвижно, как мертвец".

- Давайте посмотрим на другие сюжетные линии. Если Гуськов всегда один, то Настена показана в окружении односельчан, родителей Гуськова. Какие проблемы решаются в этой части повествования? Сформулируйте их в форм вопроса. (Почему Настена не открылась Михеичу? Права ли она? Может ли быть ложь во спасение? Кто мог помочь Настене? Что делать в ситуации, которую нельзя исправить? )

Выберите вопрос, который вас заинтересовал и поразмышляйте над ним письменно.

- Кто вам ближе из героев? Кому вы сочувствуете и почему? - Обратимся к названию повести? Какова ваша интерпретация? - Согласны ли вы с фразой В. Распутина, которой озаглавлен наш урок? - Обратимся к финалу. Практически обрывается жизнь Настены. А что сталось с Андреем? Почему автор не упоминает о нем? (гл. 22)

На наших глазах произошло духовное становление человека (Настена) и нравственная гибель (Андрей), хотя физически погибла Настена, а Андрей остался жив.

Попробуем выстроить ступени духовного роста человека:

  • восприятие беды
  • понимание
  • сострадание
  • слияние (осознание чужого горя как собственного)

- Перед нами движение души, этапы духовного становления личности. - Когда это становится возможным? Как вы считаете, от чего зависит духовный рост человека? (письменный ответ) - Как вы определите роль страдания в жизни человека? - Чувства героев повести обострены до предела, мы чутко улавливаем любой их нюанс. За счет чего это достигается? (речевая характеристика: внутренний и внешний монологи; роль пейзажа). - В характеристике какого персонажа пейзаж играет главную роль? Почему? - Как вы думаете, проблемы, поднятые Распутиным в повести, злободневны сегодня? Что вы почерпнули из этого произведения?

Вывод: Дух протеста и надежды витает над всей прозой Распутина. Страшен первый шаг, труден первый путь. Героиня повести Настена - образ женщины с ее природным пониманием добра, жертвенностью, всепоглощающим состраданием. Своей смертью она бросает вызов односельчанам, не понявшим ее, не принявшим и удивляет их своей преданностью. Потому и хоронят ее на общем кладбище.