ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Словарная работа на уроках русского языка и литературы

Добавлено: 2021.04.21
Просмотров: 30

Сатдарова Гульсиня Зиннатулловна, учитель русского языка и литературы

Словарная работа на уроках русского языка и литературы является одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися русского языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.

1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.
2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).
3. Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).
4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку и литературе.

Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.

Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов.

Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.

Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме.

С новыми словами учащиеся знакомятся и во время вступительной беседы, иногда в процессе чтения или анализа произведения.

Какие слова отбирать для активного усвоения? Ведь по литературе, например, к тексту даётся много слов и в сносках, и под рубрикой «Объяснение слов и выражений», слов для перевода и т.д. Отбираются те слова, которые помогают раскрыть идейный смысл произведения, понять характер героя. Не надо брать слова, вышедшие из употребления, т.е. архаизмы. Так при чтении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» отбираются такие слова и выражения, как хамелеон, речь отрывиста, думает о своих интересах.

Слово «хамелеон» иногда объясняю после чтения рассказа, на втором уроке, когда уже составлена характеристика Очумелова. Показываю рисунок ящерицы, говорю об особых ее свойствах и спрашиваю:

– А в рассказе вы встречали такую ящерицу?
– Нет.
– А почему произведение называется «Хамелеон»? Учащиеся говорят о том, что свойства хамелеона перенесены на черты характера человека.

Выясняется, что у слова хамелеон, кроме прямого значения, есть еще и переносное: так называют людей, которые легко меняют свои взгляды и убеждения в зависимости от собственной выгоды.
Таким образом, объяснение новых слов, раскрытие их переносного смысла можно проводить на разных этапах урока.
Не всегда стараюсь раскрыть учащимся при первом же знакомстве со словом все его переносные значения. Так, в 5-м классе учащиеся встречают слово глушь (лесная глушь) при изучении темы «Существительные женского рода с нулевым окончанием». Объясняю, что глушь – это место в густом лесу, куда солнце почти не проникает, и умышленно не говорю о переносном значении слова. Школьники вновь встречаются с этим словом при чтении стихотворения А. С. Пушкина «Няня»:

… одна в глуши лесов сосновых
Давно-давно ты ждешь меня.

Вспоминаем, что такое «лесная глушь». Спрашиваю, действительно ли няня Пушкина жила в глухом лесу. Вот здесь уже при словарной работе учащимся даётся переносное значение этого слова: деревня, в которой жила няня, расположена среди лесов, далеко от больших городов.

Отбор слов для активного усвоения зависит и от уровня подготовленности класса. Если учащиеся знают слова, данные в учебнике, то на них не заостряется внимание, а берутся другие слова или выражения, которые также помогают раскрытию идейного содержания произведения.

Напечатанные на листках новые слова помогают в проведении словарной работы. Они остаются висеть в классе некоторое время, чтобы учащиеся зрительно запомнили правописание новых слов.

Словарную работу стараюсь проводить разнообразными методами. Использую наглядность: картины, слайды, раздаточные материалы, рисунки небольшого формата, иллюстрации.
Использую и графическое изображение предметов, схем. Например, при объяснении смысла слов отвесная скала, утес – поможет рисунок на доске, крутой поворот – дорожный знак (дети изучают «Правила дорожного движения» и поэтому знают знаки).

Многие слова объясняются подбором синонимов (врезаться в память – запомниться; с наслаждением – с удовольствием, с большим желанием; изящно - красиво), антонимов, (например, слово пологий (берег) учащимся незнакомо. А крутой берег они знают).

Нужно отметить, что ребята любят и активно выполняют работу с синонимами, антонимами. Она очень полезна, так как обогащает словарь учащихся, воспитывает внимательное отношение к слову и учит точному употреблению его в устной и письменной речи.

И, конечно же, основным методом является толкование слов.

Объясняю слова и путем разбора по составу: подоконник, подстаканник, наушники, многоэтажный и т.д. Разбор по составу помогает учащимся уяснить структуру слова, т.е. писать правильно и понять его лексическое значение.

Новые слова сначала несколько раз произношу сама, интонацией подчеркиваю ударный слог. Затем повторяют ученики.

Иногда не все слова объясняю. По ходу чтения рассказа предлагаю детям обратить на них внимание, потом вместе выясняем их значения.

Необходимо, чтобы новые слова вошли в активный словарный запас учащихся. В этих целях провожу закрепление: ученики, отвечая на вопросы по содержанию, употребляют в своей речи новые слова или составляют рассказ, используя их.

Практикую и коллективное составление рассказа.

Большое значение имеет и проверка усвоения новых слов. Выборочная проверка: как ты понимаешь это слово или выражение (способность принять правильное решение; огромная внутренняя сила и т. д.); или: к кому из героев относятся эти слова (стойкость в решительную минуту; способность к учению и т. д.). Индивидуальная проверка (по карточкам): написать объяснение данных слов; подобрать синонимы, антонимы к данным словам (устно); записать объяснение данных слов; составить рассказ, употребляя изучаемую категорию.

Работа над словом сложна и многообразна, но очень интересна и полезна.

Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса. Но в силу того, что все в языке связано со словом и проявляется в слове, решение этой задачи совмещается с изучением всех разделов науки о языке, с обучением правописанию и развитием навыков связной речи, т.е. словарная работа проводится на каждом уроке, являясь важным элементом его структуры. Практической словарной работе на разных этапах урока отводится не менее 5-7 минут.

Собственно словарная работа, ограниченная временными рамками, требует выхода на внеурочной уровень и может быть продолжена на факультативах.

Важно только помнить, что тщательно планируемая и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать у них орфографическую грамотность, развивать их речь и в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребенка внимания, уважения и любви к родному языку.

Таким образом, только при систематической работе над новыми и малознакомыми словами будет решена задача воспитания мыслящего ученика и вдумчивого читателя.