ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Вопросы изучения антропонимики на уроках русского языка

Добавлено: 2021.03.30
Просмотров: 4

Столярова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы

В современном русском языке существуют сотни тысяч нарицательных слов, обозначающих предметы и их свойства, явления природы и другие реалии нашей жизни. Кроме них существует и другой, особый мир слов, выполняющих функцию выделения, индивидуализации и представляющих собой разнообразные имена и названия: Александр Сергеевич, Сашка, Петр Первый, Есенин, Тулун, Ермаки, Иркутский педагогический государственный университет, улица Мичурина, Млечный Путь, Кащей Бессмертный и т.п.

Имена собственные издавна привлекали внимание простых обывателей и профессиональных исследователей. Сегодня имена собственные изучают представители самых разнообразных наук (лингвисты, географы, историки, этнографы, психологи, литературоведы). Однако в первую очередь собственные имена пристально исследуются лингвистами, поскольку любое наименование вне зависимости от того, к какому объекту живой или неживой природы оно относится (к человеку, животному, звездам, улице, городу, селу, реке, ручью, книге или коммерческой фирме) - это слово, входящее в систему языка, образующееся по законам языка, живущее по определенным законам и употребляющееся в речи.

В науке о языке существует специальный раздел, целое направление лингвистических исследований, посвященное именам, названиям, наименованиям - ономастика.

Ономастика (от греч. onomastikos - относящийся к наименованию, onyma - имя, название): Раздел языкознания, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием в другие языки.

Ономастика имеет ряд разделов, которые традиционно выделяются в соответствии с категориями собственных имен, в соответствии с характером называемых объектов.

Антропонимика – раздел ономастики, изучающий антропонимы, т.е. собственные имена людей, происхождение, изменение этих имен, географическое распространение и социальное функционирование, структуру.

Каждый из вышеназванных разделов приобрел в наше время огромный интерес среди населения. Рожающемуся малышу родители выбирают имя уже опираясь на происхождение этого имени.

Мы никак не можем прийти к единому мнению о переименовании улиц и городов.

Даже кличку своему четвероногому другу мы выбираем с установкой на его будущее.

Но вот школьной программы эта актуальность пока еще не коснулась. Но пройти мимо этой темы уже невозможно.

Антропонимы выполняют важную роль в жизни каждого человека. Собственное имя – отличительный знак его в обществе.

Разговор об имени собственном можно вести с ребятами чуть ли не на каждом уроке, как русского языка, так и литературы.

Своей работой я предполагал заинтересовать своих учеников с антропонимической системой русского языка

Нет меж живущих людей, да не может и быть, безымянных:
В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает…

Вот какими звучными стихами повествовал когда-то о человеческих именах великий старец Гомер. Ну что же? Прошли тысячелетия, а сказанное им и сейчас остается правдой. И сегодня человек проносит имя через всю жизнь, берет его с собой даже в могилу. Бывает и так: кости усопшего рассыплются в прах, а его имя все еще живет. Как выбирают старшие младшим, новорожденным, их имена? Выбирается для новорожденного только имя, отчество и фамилия передаются по наследству. У мужчин чаще всего пожизненно, а у женщин изменяется на фамилию мужа.

Я начала поиски по журналам, газетам, книгам того, что могло бы заинтересовать ребят. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивный, фактологический, описательно-поисковый или творческий. Ведя ученика по ступеням от одного вида деятельности к другому, мы развиваем познавательный интерес школьника.

            Можно выделить частные задачи, которые решаются в процессе такой деятельности:

  • воспитание коммуникативной культуры школьников;
  • расширение и углубление запаса знаний учеников;
  • выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;
  • поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
  • развитие совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно этой работы. Это принцип добровольного участия школьников, принцип самодеятельности, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности.

Методы, которые используются в работе, отличаются не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, самостоятельная работа ученика. Все эти методы используются в непринужденной обстановке. К сожалению, той необходимой литературы, которую я хотела иметь, так и не нашлось. Это были либо серьёзные научные статьи, написанные людьми уважаемыми, компетентными, но недоступными для понимания моих ребят. С другой стороны были книги, в которых полностью отсутствовал принцип научности. Литература, в которой значение имени соседствовало с праздничными поздравлениями и тостами. Где же она, золотая середина?

Разговор об имени собственном мы начали с первых дней знакомства. Чтобы больше узнать о детях, даю домашнее задание, написать небольшое сочинение «Давайте познакомимся». В нем ребята рассказывают, как из зовёт дома мама или бабушка, как обращаются друзья? Какое их названных имен нравится им больше других? Что обозначает его имя? Почему его назвали именно так? Вот некоторые из них.

Меня назвали Ирина в честь моей бабушки. В детстве меня все называли Ёрушка, а сейчас зовут Арина, Рина, Рюша, Ируська. Имя от греческого, обозначает «мир». Я считаю, что мне подходит это имя.

Дома меня все зовут Саня, но в школе только Саша. Мне не нравится, когда кто-нибудь, кроме мамы, называет меня Шура. А ещё у меня есть второе имя. Его мне дали в Церкви, но его нельзя никому говорить, чтобы не случилось ничего.

Бабушка очень любит меня и брата, но в последнее время она стала очень ворчливой. Однажды я залила цветок, она назвала меня Наськой. Не знаю почему, но мне такое имя понравилось.

Меня назвали в честь прабабушки. Если бы она была жива, то ей было бы очень приятно, что её внучку назвали её именем. Дома меня называют Асей, раньше я обижалась, но теперь привыкла. Но мне больше нравится, когда меня называют Настей.

Сочинения были добрыми, откровенными. Ребята с удовольствием рассказывали о своих именах. В некоторых чувствовалось присутствие взрослых, это тоже порадовало. Всегда приятно вспомнить о хорошем. Хотя не все знали происхождение своего имени. Над этим стали работать.

Приложение 1

Очень результативна работа по созданию имен-иллюстраций. Когда ребята поймут сам принцип работы, то они с удовольствием включаются в творческий процесс. Но принцип добровольности должен быть обязателен. Если у кого-то не выходит эта работа, то не стоит его наказывать. Даже пользуясь результатами работы своих одноклассников, он прочно усваивает значение имени. Объем работы и время его исполнения стараюсь не ограничивать. Чаще всего задание дается в начале учебного года, а материалом для работы являются любые имена, которые нравятся. Просматривая словари, выбирая интересный вариант, дети уже автоматически запоминают их значение. И вот слово выбрано, придуман символ, но не все дети умеют хорошо рисовать. Если им помогут родители, это очень хорошо. Мамы и папы иногда радуются полученной «пятерке» не меньше ребенка. Просто нужно не забывать сказать им спасибо за помощь. Выставка из самых интересных работ оформляется в классе, рисунки очень хорошо смотрятся и ценность этой работы большая. Когда эта работа входит в систему, ребята сами приносят рисунки, если придумали что-то интересное, уже без напоминаний. Дети любят, когда об их достижениях становится известно другим. Поэтому результаты всех конкурсов обязательно должны быть гласными.

Традиционные личные имена издавна называли календарными в связи с православным обычаем нарекать новорожденного по святцам. Поздравить новорожденного всегда приятно.

Приложение 2

К святцам обращаюсь в течение учебного года, предлагая ребятам предложения для разбора, они вызывают живой интерес в классе. Приведу примеры на мартовские дни.

Тринадцатое марта.
Именины: Доминика, Кира, Марина, Николай, Василий.
Николай (гр.) – победитель народов.
Василий (гр) – царский.Ср. «василиск»- царек.
При длинных сосульках родится самый долгий лен.

Четырнадцатое марта.
Именины: Антонина, Евдокия, Нестор.
Евдокия (гр) – доброслава.
На Евдокию погоже – все лето пригоже.

Пятнадцатое марта.
Именины: Арсений, Савва, Федот.
Арсений (гр) – мужественный, мужской.
Федот, Феодот (гр) – богоданный или отданный, посвященный богам.
На Федота ожидается последняя оттепель. Частенько вместо оттепели приходит мороз.
«Федот, да не тот», - говорят в народе.

Конечно данные «шедевры» не сравнятся с поэтическими текстами, данными для разборов в методической литературе. Но здесь, главное не переборщить. Я использую их только тогда, когда именинник есть в классе или примета больно уж интересная. Работа эта не может стать постоянной хотя бы потому, что расписание меняется, приходят другие классы, а в них дети с другими именами.

За свою практику вы, наверное не раз сталкивались с просьбами пятиклассников и шестиклассников дать имя героям сочинений.

Сейчас выбор имянаречения мы пробуем обосновать. Вот один из видов работы в шестом классе, про Стёпу, который дрова колет. Стёпа в переводе с греческого «венок, венец». Может быть, поэтому он так высоко себя возосит?

Изучение ономастики на уроках русского языка способствует развитию речи, мышления, познавательных интересов учащихся, открывает перспективы интеграции широкого круга дисциплин.

Продолжалась эта тема на внеклассных занятиях. Советские праздники уходят из нашей жизни, истинного принятия праздников духовных ещё не осознали. Вот и кидаемся от Китайского Нового года до Дня Сурка. Классное руководство у меня в классе компенсирующего обучения, когда мои пятиклашки стали усиленно готовиться ко Дню Влюбленных, решила ознакомить ребят с происхождением и значением этого имени.

Валентин (лат) – здоровый, сильный, от «валерэ» - быть здоровым.

Здесь были уместны задания связанные с именами людей, их происхождением, а также спортивные задания.

После этого было знакомство Верой, Надеждой, Любовью и их матерью Софией. Напутствие в мир знаний должна дать, конечно, мудрость со своими дочерьми. Татьянин день стал традиционным почти в каждой школе, здесь нужна только небольшая ссылка на учредительницу этого праздника.

К сожалению, та литература, которая доминирует на прилавках наших книжных магазинов далеко не лучший образец для уроков. Частенько это перемешенные стишки, песни, тосты и т.д. Лучшим образцом для работы по этой теме остается книга Успенского «Имя дома твоего».