ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок внеклассного чтения в 6-м классе по теме: "Утверждение законов добра в повести В.Астафьева "Последний поклон"

Добавлено: 2021.02.21
Просмотров: 0

Мочалова Валентина Ильинична, учитель русского языка и литературы

Беседа за круглым столом

Цель урока:

  • расширить литературный кругозор учащихся;
  • совершенствовать навыки работы над анализом художественного текста;
  • формировать умение проводить сравнительный анализ двух произведений одного автора;
  • углублять понятие о композиции рассказа;
  • вырабатывать умение самостоятельно составлять план характеристики героя рассказа и план сравнительной характеристики двух героев рассказа;
  • совершенствовать творческие способности учащихся при составлении аннотации к рассказу, при составлении развернутого ответа на вопрос;
  • закреплять навыки работы с дополнительной литературой;
  • учить шестиклассников оформлять свои выводы в виде обобщающей таблицы.

Методы:

  • слово учителя,
  • беседа,
  • самостоятельная работа учащихся с дополнительным материалом,
  • творческая работа учащихся,
  • составление обобщающей таблицы.

Оборудование:

  • портрет В. Астафьева,
  • выставка книг писателя,
  • “Наша портретная галерея” - иллюстрации учащихся к повести.

Ход урока

I. Эпиграф:

Есть мир прекрасный вокруг, и ты, человек, в этом
мире есть сопричастный всему великому и
живому, и назначение твое на земле - творить
добро, понимать добро, утверждать добро. (В. Астафьев)

II. Вступительное слово учителя.

- Сегодняшний урок, ребята, мы проведем в виде беседы за круглым столом, то есть в процессе непринужденного общения постараемся понять, как утверждаются законы добра в повести В.Астафьева “Последний поклон”, а вернее, в тех двух рассказах из повести, с которыми мы только что познакомились. Посмотрите, ребята, на прекрасные слова писателя, взятые в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку. (Читает) Это кредо, жизненный принцип Астафьева, но разве не подходят эти слова каждому из нас?

Астафьев – очень интересный писатель, и открывать его надо для себя постепенно. Он разный писатель, разный даже в пределах одной повести – “Последний поклон”, над которой он работал почти двадцать лет.

Писатель рассказывал, что рождалась она, вдруг, без спросу врывалась в жизнь, заставляя вслушиваться в голос памяти.

А начиналась эта книга с рассказов о детстве. Она родом из детства писателя. И хотя детство его было трудное, пришлось и голодать, и беспризорничать, а потом жить в детдоме, автор сумел взять во взрослую жизнь все ценное, доброе, святое, что его тогда окружало.

III. Автобиография писателя.

Как же формировался писатель?

Что повлияло на его жизненные взгляды?

Сообщение ученицы о ее работе над автобиографией писателя.

- Я рано и навсегда полюбил дивную нашу природу: лес, Енисей, земляничные увалы за селом, звонкие речки, солнце, весенние утра с хрустким ледком, подснежники…

Памятны мне и летние деревенские вечера, когда село, разморенное жарою, почти до полночи не засыпает. Пахнет оседающей пылью, куриным пером, под чугунками дотлевают угли во времянках. Матери с прутьями в руках ищут по селу ребятишек, пропавших еще утром со двора, и чаще всего находят их на берегу, и гонят, как блудных телят, домой, стегая и ругаясь.

Еще очень любил я и люблю цветы. И землю свою люблю, и не устаю удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте.

Рано потерявши мать – она утонула в Енисее, весной 1932 года, я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери - земле.

Жизнь человек выбирает не сам себе, она определяется ему судьбою. Если бы мне дано было повторить жизнь - я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат. И лишь одно я просил бы у своей судьбы- оставить со мной маму. Ее мне не хватало всю жизнь.

Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие- он пережил свою мать…

IV. Беседа на выявление восприятия.

- Понравился ли вам рассказ “Монах в новых штанах”?

- Какое время изображено в рассказе?

- Какие приметы этого трудного времени вы увидели в повести?

- Как бы вы ответили на вопрос, о чем рассказ “Монах в новых штанах”?

- Давайте послушаем, какие аннотации к рассказу составили ученики?

(Например, Рассказ “Монах в новых штанах”, являющийся продолжением рассказа “Конь с розовой гривой”, повествует о заветной мечте мальчика – новых штанах, о воплощении ее в жизнь, а затем о ее крушении. В произведении намечается перелом во взаимоотношениях двух приятелей-соперников - Вити и Саньки Левонтьева, показывается взросление героев. )

- Итак, кто же герои данного рассказа?

- Хорошо они вам знакомы или нет?

- Расскажите, какими вы их увидели своим внутренним взглядом, какие черты вы захотели отразить на своих рисунках?

(Представление портретов героев авторами).

V. Работа над сравнительным анализом рассказов “Конь с розовой гривой” и “Монах в новых штанах”.

1. Ребята, я просила вас, читая рассказ “Монах в новых штанах”, мысленно сопоставлять его с рассказом “Конь с розовой гривой”. Поделитесь своими наблюдениями. Что вы заметили, сходство или различие? Или и то и другое?

- Композиция: сходная.

а) Нет вступления.

(Давайте, чтобы лучше понять своеобразие повести “Последний поклон”, будем заполнять таблицу).

б) Завязкой обоих рассказов является сообщение о заветной мечте мальчика: о прянике конем с розовой гривой и о новых, специально сшитых ко дню рождения штанах.

в) В обоих рассказах очень долго герой идет к своей цели, но:

- в первом рассказе ему мешают достичь ее его собственные проступки, обман,

- а во втором – не зависящие от него причины - болезнь бабушки.

г) В каждом рассказе есть кульминация, но

- в первом - это духовное состояние мальчика, достигшее наивысшей точки раскаяния за содеянный обман,

- во втором - это его пребывание в грязевой луже, чуть не стоившее ему жизни.

д) А вот развязки в рассказах разные:

- в первом- герой приходит все-таки к своей мечте, но при этом получает нравственные уроки доброты, честности, ответственности за свои поступки на всю жизнь,

- во втором – уже сбывшаяся мечта гибнет, но герой приобретает нечто другое - дружбу.

2. Герои рассказа.

- Изменились ли герои рассказа?

- Внешне они изменились или внутренне?

а ) Витя:

- он повзрослел за год, теперь ему 8 лет

- хотя он усвоил урок: обманывать нельзя, он все же, перебирая картошку в подвале, тем самым зарабатывая себе новые штаны, слегка сокращает задание бабушки, передвигая брюкву поближе к себе. Он хоть и маленький, но умеет работать, если увлечется, то работает даже самозабвенно.

- Как рассказывает Астафьев о процессе возникновения штанов? (Как будто о возникновении поэмы или песни).

- Какие чувства охватили героя, когда он надел обновку?

- Попробуйте представить себя на месте героя рассказа. Перескажите от 1-го лица отрывок о том, как он идет по селу в новых штанах.

б) Бабушка Катерина Петровна:

- что мы узнаем о ней из первого рассказа? (Какой она была хозяйкой, как относилась к Вите, к соседям Левонтьевым, каковы ее душевные качества).

- Какие же они? (Огромная доброта, умение понять и простить, незаурядный талант воспитателя).

- А из второго рассказа?

(Мы видим, какая у нее была трудная жизнь, а она тем не менее не разучилась радоваться; узнаем об отношении к ней других людей - родных, соседей, знакомых; видим, что умеет она прощать не только близкого человека, но и чужого - Саньку).

в) Санька Левонтьев:

- Изменился ли Санька?

(Он теперь работает вместе с дедушкой Вити на заимке, помогал ему в “пашенной работе”).

- Каков теперь его характер?

(Нет, он до конца не утратил своей зависти и ревности, а также способности на подлые поступки.)

- Какие примеры?

(Прозвище. Как оно связано с названием книги?)

(Предложение бегать через лужу и опять злорадство по поводу того, что Витя попался на его удочку и пострадал).

- Способен ли он сейчас понять, что совершил ужасный поступок?

(Да, и он даже стремится его исправить).

- Что ему помогает это понять?

- Страх за себя (накажут!) или за Витю, который мог бы погибнуть в этой луже? Подтвердите текстом.

-Зачем автор вводит в рассказ образ букета ярко-красных саранок?

- Поняли ли вы, откуда эти цветы и зачем?

- А Витя понял? Прочитаем эти строки.

- Астафьев в своей автобиографии признавался в любви к цветам: бывало, заваливал избу жарками, медуницами, кукушкиными слезками, венериными башмачками.

Наверное, и Санька об этом знал, поэтому и принес ему цветы. А почему же не признался?

VI. Домашняя творческая работа.

Ответ на вопрос:

- Каковы отношения между героем рассказа и Санькой? Можно ли их назвать дружбой?

- Может быть, кто-то из вас сможет рассказать, как дальше развивались взаимоотношения между Санькой и Витей?

(Дополнение о рассказе “Фотография, на которой меня нет”).

VII. Индивидуальная творческая работа.

План сравнительной характеристики Вити и Саньки.

I. Мальчики - соседи, живущие в небольшой сибирской деревне.

II. Очень разные семьи героев:

  1. Витя остался сиротой;
  2. Бабушка и дедушка Вити - честные, добрые и трудолюбивые люди, их влияние на мальчика;
  3. Санька - беспризорник при живых родителях;
  4. Уклад жизни семьи Левонтьевых.

III. Характеры ребят:

  1. доверчивость Вити;
  2. вредность и злость Саньки;
  3. друзья или враги?

IV. Как изменились характеры мальчишек с возрастом?

VIII. Наблюдения над языком рассказа.

- Прочитайте материалы словарика диалектизмов, которыми вы дополнили предыдущие наблюдения.

- Верен ли автор своему стилю?

Составление обобщающей таблицы.

“Конь с розовой гривой” “Монах в новых штанах”
1. Композиция Нет вступления

Хронология иногда нарушается : автор пускается в воспоминания

Часто встречаются лирические отступления

Завязка - высказывается заветная мечта героя

Развитие действия - преодоление трудностей на пути к мечте

Кульминация:

Внутреннее состояние героя, муки совести Угроза физическому существованию, опасность для жизни
Развязка
Нравственные уроки Зарождение дружбы
2. Герои
3. Язык

X. Итоги урока.

- Итак, ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами, надеюсь, увидели главное в творчестве Астафьева: каждый человек неповторим на земле, и ему назначено природой иметь свой характер, но характер развивается не сам по себе, а под влиянием многих факторов, и прежде всего, под влиянием добрых людей.

А добрых людей, по убеждению писателя, было, есть и будет всегда больше, чем плохих и злых.

Д/з. К следующему уроку внеклассного чтения - повесть А. Лиханова “Последние холода”.