ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Владимир Александрович Киршин "Рассольники". Урок литературы в 10-м классе

Добавлено: 2021.01.21
Просмотров: 8

Кузьминых Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы

Цель урока: создание условий для осмысления учащимися роли семьи в жизни человека и общества, сложности взаимоотношений между родителями и детьми; осмысление необходимости внимания, уважения к личности ребенка; взаимопонимания в семье.

Задачи:

  1. формирование интереса к современной литературе, в том числе к литературе Прикамья;
  2. формирование навыков целостного анализа эпического текста, совершенствование и развитие навыков творческого чтения.

Оформление доски:

  1. Эпиграф к уроку:
    «Мы, кажется, только сейчас, когда многие жизненные уклады в России бездумно и хищно порушены, начинаем по-настоящему постигать такие понятия, как «семья» и «род». Юрий Беликов, соб. корр. газеты «Трибуна»
    (Из рецензии на сборник стихов жителей поселка Майский «Майское небо», 2005 г.)
  2. Выставка сборников современных пермских поэтов и писателей.
  3. Схема, отражающая художественный мир рассказа

Предварительная работа:

  1. чтение рассказа;
  2. знакомство с биографией В. Киршина;
  3. распределение заданий для исследования текста по группам:
    1. Каким Артем был до путешествия с отцом? Его отношение к миру, к близким людям, к себе самому.
    2. Исполняется заветная мечта. Отчего мальчику стало страшно?
    3. Как принимает мальчика мир отца? Обратите внимание на пейзаж и сцену в электричке.
    4. Как складываются отношения с отцом? Понимают ли отец и сын друг друга?
    5. Какие изменения происходят в душе Артема во время этого путешествия?
    6. Обратите особое внимание на финал рассказа. Почему утром после ночевки в лесу отец и сын одновременно вспоминают маму? Какие чувства переживает Артем? Как выражает свое отношение к происходящему автор?
    7. Какова взаимосвязь последних слов рассказа («Это будет твое отечество. И это приказ.» И засмеялся») с названием и идейным содержанием произведения? Найдите еще один эпизод, где упоминается слово «отечество».
    8. Объясните смысл названия рассказа «Рассольники».

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Тема взаимоотношений «отцов и детей», старшего и вступающего в жизнь, юного поколения – тема вечная. Насколько она важна сегодня, говорит эпиграф к уроку.

Эта тема раскрывается и в рассказе современного пермского писателя Владимира Александровича Киршина.

II. Беседа по выяснению восприятия текста.

(Работа по схеме, отражающей художественный мир рассказа, систему образов).

– Мы с вами уже заметили, что на описание жизни Артема до путешествия с отцом (а это 16-17 лет!) автор отводит одну страничку, зато путешествие (день, ночь и утро следующего дня) рассматривается детально. Во что автор так внимательно вглядывается, что ему хочется увидеть и показать читателям?

III. Постановка проблемного вопроса

– Как повлияло на отношения Артема с родителями путешествие с отцом?

IV. Анализ-исследование текста.

  1. Заслушиваем отчеты групп по самостоятельной работе с текстом.
  2. После ответа группы – беседа на углубление понимания содержания.

Что вы считаете главным в отношениях Артема с окружающими в замкнутом мирке?

Автор подчеркивает одиночество Темы рядом с мамой (вечная спешка, приказы, борьба, забота мамы о здоровье сына) и одиночество в школе. Не случайно «членом семьи» становится телевизор, он дает отдых – надежность и покой; можно ни о чем не думать, никто не беспокоит, никто не нужен, кроме отца. Этот замкнутый мирок неинтересен Теме, он мечтает о большом, «отцовском» мире.

«Кажется, это все-таки случилось». Исполняется заветная мечта. Отчего Артему страшно? Что он знал о внешнем мире до путешествия?

Артем знал, что «большой мир» может быть жестким, негостеприимным, как с мамой.

Это мир мечты, мир вымышленный. А вдруг он в действительности совсем не такой?

Отец – хозяин внешнего мира. Так думал Тема в детстве. А каков отец на самом деле? Если Артем разочаруется в нем, то жизнь потеряет смысл; не будет мечты – не будет цели.

Как принял Артема отцовский мир?

Это мир сказочный, необыкновенный, наполненный неодушевленными предметами. Здесь у Артема появляется друг Торба, его понимают и поддерживают в электричке, юноша ощущает вкус победы: «все дочки-матери, что они могут против их мужского корпуса?»

Лес и небо во время ночевки представляются Артему юртой, где надежно и уютно, как в одеяле перед телевизором.

В электричке Тема боится расплакаться от «неправильного счастья». Они с отцом «рассольники» – «вагон наш, вокзал наш, мужской – и лес». Но так ли уж безмятежны взаимоотношения с отцом?

Артем устал, когда заблудились в лесу. В душе растет обида на отца. Он такой же, как мать. Не считается с Артемом, велел сидеть и ждать, ничего не объясняя. «Вообще родители таковы – притащат в жизнь, а зачем и насколько – сами не знают». Снова все то же, что и в отношениях с матерью.

И все-таки изменения происходят. Все самое важное – в финале, в конце рассказа. В счастливейший момент своей жизни Артем оглядывается на прошлое. О чем он думает?

В это утро Артем заново «родился из отцовской куртки ножками вперед». Он смотрит на своих родителей новыми глазами. Он впервые по-новому увидел любовь матери, ее страх за сына, впервые засомневался: «Хорошо это или плохо?»

Отец одновременно с Артемом вспоминает о маме. О каких «новых, удивительных далях» думает он?

V. Выводы. Концептуальное осмысление.

– «Сдвинулись горы у него на душе, сдвинулись с привычного места, и сразу дали себя знать их невероятная тяжесть и гигантские размеры – годы, горы, горе – за что?»

Какое отношение к героям выразил автор этими словами? Кому сочувствует, кого и в чем упрекает?

– Какова основная мысль рассказа?

– Почему рассказ называется «Рассольники»?

Отец и сын впервые почувствовали, что они все (и мама тоже) из одного рода – «рассольники». Они – одна семья. Сможет ли эта семья обеспечить сыну надежность, защищенность, чтобы не было страха перед большим миром или апатии, равнодушия к себе и к жизни?

VI. Рефлексия.

– Что изменилось в вашем восприятии рассказа в ходе урока?

– Какие средства создания образа и выражения авторской позиции помогли в этом?

VII. Чтение стихотворения

пермского поэта А.Ф. Старовойтова «Я не знаю, что такое счастье?» (Приложение).

– В чем стихотворение перекликается с рассказом?

Счастье, когда есть близкие люди и есть общие интересы и желание быть вместе, заботиться друг о друге. Счастье – это полная семья.

VIII. Домашнее задание:

написать отзыв о рассказе.

Список литературы:

  1. Киршин В.А. Дед Пихто: Цикл прозы. Пермь, 2000.
  2. Современный русский рассказ: Хрестоматия по литературе /Составители и авторы статей Н.А. Петрова, В.Е. Кайгородова, В.И. Бурдин, Е.Е. Мамаева. – Пермь: Книжный мир, 2005.