ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Программа элективного курса для учащихся 10-го класса "Информационное обеспечение лингвокраеведческой исследовательской работы

Добавлено: 2021.01.18
Просмотров: 6

Юдина Светлана Максимовна, учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка

Актуальность: В условиях модернизации образования, введения НРК в учебную деятельность методы, приемы и формы организации обучения должны идти по пути рационализации и возрастания эффективности процесса обучения, гарантировано обеспечивая планируемые результаты. В этих условиях внедрение в практику личностно-ориентированных педагогических технологий весьма своевременно. Одна из таких технологий – исследовательская деятельность. Это наиболее эффективный путь познания и целый ряд исследовательских методов и подходов является универсальными, общими для любого вида деятельности и, следовательно, знание их поможет учащимся, какой бы дальнейший путь они не выбрали.

Вид программы: надпредметная.

Предмет (предметная область), на которую нацелен курс: лингвокраеведение

Время, затрачиваемое на обучение: 36 часов.

Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся системы ЗУН в сфере лингвотопонимики через развитие навыков исследовательской работы и информационной культуры личности.

Цель требует решения следующих задач:

  • сформировать умения и навыки исследовательской деятельности по лингвотопонимике;
  • научить работать с различными источниками и базами информации;
  • формировать информационную компетенцию учащихся.
  • содействовать становлению личности учащихся через исследовательскую деятельность, развивать потребность к саморазвитию в овладении диалоговой культуры с окружающими людьми, миром.
  • приобщать подростков, склонных к научной деятельности, к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат этой деятельности (к самостоятельному добыванию знаний).

Критерии успешности программы.

Предполагается, что в результате изучения курса учащиеся будут знать:

  • Направления исследовательской работы в области лингвокраеведения;
  • Структуру исследовательской работы;
  • Виды исследовательских работ (доклад, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научный отчет, научная статья, реферат);
  • Основные понятия: аспект, гипотеза, дедукция, идея, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, научная тема, научное исследование, объект исследования, предмет исследования, проблема, теория, умозаключение;
  • Источники и базы информации НПР и Красноярского края;
  • Электронный поиск информационных ресурсов.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять план исследования по лингвокраеведению;
  • оперировать понятийным аппаратом,
  • работать с источниками и базами информации;
  • пользоваться алгоритмами поиска необходимой информации
  • составлять библиографию информационного источника;
  • выполнять различные виды исследовательской работы;
  • оформлять исследовательскую работу,
  • представлять результаты авторефератом.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • нахождения и применения информации, включая лингвокраеведческие информационные системы и ресурсы интернета;
  • готовности к исследовательской деятельности (наличие определенных знаний и умений);
  • обучения в высших учебных заведениях.

Критерии оценок: Для учёта достижений обучающихся выставляются оценки в диапазоне от 1 до 3 баллов в соответствии с программой курса.

1 балл выставляется, если посещено не менее 65% занятий и усвоена теория курса;

2 балла выставляется, если посещено не менее 80% занятий, обучающийся знает основные направления лингвокраеведческой работы, структуру исследовательской работы, основные источники и базы информации, владеет основными алгоритмами поиска необходимой информации, умеет правильно оформить собранный материал.

3 балла выставляется, если курс обучения завершен исследовательской работой по лингвотопонимике и представлен авторефератом.

Учебно-тематический план программы

Дата

Тема

Кол-во часов

Формы организации учебной деятельности

1

Введение.

Содержание и особенности курса.

Понятийный аппарат исследования.

2

Лекция с элементами презентации; работа по сайтам ИНТЕРНЕТа.

Концептуальный модуль “Основные рабочие понятия лингвотопонимической исследовательской деятельности” (9 часов)

1

Понятие ведущих направлений лингвотопонимического исследования.

1

Лекция с элементами презентации.

2

Целеполагание как конструирование исследовательского процесса. Понятийный аппарат исследования.

1

Лекция с элементами практикума

3

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования.

1

Лекция с элементами практикума

4

Обоснование актуальности выбора темы исследования.

1

Лекция с элементами практикума

5

Цель и задачи исследования

1

Лекция с элементами практикума

6

Требования к научной гипотезе.

1

Лекция с элементами практикума

7

Индивидуальная карта лингвотопонимического исследования с учетом выбранного направления работы, темы, цели, задач исследования.

1

Практикум

8

Общее представление о методологии научного исследования. Группы методов лингвокраеведческой работы.

2

Деловая игра

Методический модуль “Информационные ключи и базы исследовательской работы по лингвотопонимике” (16 часов)

1

Виды источников лингвокраеведческой информации. Метод библиографирования.

2

Практикум

2

Письменные источники. Группы письменных источников.

2

Экскурсия отдел краеведения НПБ

3

Группы письменных источников: периодическая литература. Специфика работы с периодикой.

2

Практикум в читальном зале НПБ

4

Работа с архивными документами

2

Экскурсия в городской архив

5

Вещественные источники.

2

Виртуальная экскурсия по заповеднику, тематическое занятие в первом доме Норильска

6

Устные памятники лингвокраеведения

2

Анализ первоисточников

7

Библиотеки по назначению и тематическому охвату литературы, краеведческие фонды

2

Экскурсия в техническую библиотеку

8

Архивы - общие и специализированные. Архивная терминология.

2

Практикум в архиве

Универсальные и отраслевые музеи, содержательный и формальный характер хранящихся в них экспонатов.

Экскурсия в музей освоения НПР

Практический модуль “Алгоритмы поиска и использования источников лингвокраеведческой информации” (8 часов)

1

Лингвокраеведческий тематический поиск в библиотеке, архиве, музее.

2

Практикум

2

Систематизация научной информации.

2

Практикум

3

Применение информационных технологий. Способы формирования данных.

2

Практикум

4

Компьютерная обработка данных лингвокраеведческого исследования.

2

Практикум

5

Итоговое занятие: Рефлексия по модулям курса.

Круглый стол

Представление авторефератов исследовательских лингвокраеведческих работ.

Содержание программы.

I. Введение в элективный курс (2 часа).

1. Теоретический блок: Содержание и особенности курса. Требования к учащимся. Назначение курса, его связь с другими дисциплинами школьного плана, с работой школьного научного объединения. Роль курса в достижении образованности учащегося профильного естественно-научного класса. Понятийный аппарат исследования. Единая терминология. Тезаурус

2. Практический блок: Составление терминологического словаря; Интернет-путешествие по Всероссийским и региональным конкурсам научно-исследовательских работ (“Первые шаги”, конкурс им. Вернадского, ВСШ и др.).

II. Концептуальный модуль “Основные рабочие понятия лингвотопонимической исследовательской деятельности” (9 часов)

Занятие №1 (1 час)

Теоретический блок: Понятие ведущих направлений лингвотопонимического исследования: ономастика; топонимика: годонимы, ойконимы, оронимы, гидронимы; зоонимы: орнитонимы, ихтионимы, терионимы; литературное краеведение; региональная лексика; анализ живой разговорной лексики; фольклористика, этнография – этнонимы и др.

Практический блок: Определение уровня развития языковой личности школьника, выбор направления исследовательской работы по лингвокраеведению.

Занятие №2 (1 час)

Теоретический блок: Целеполагание как конструирование исследовательского процесса. Практический блок: Определение возможных отклонений от намеченных программ исследований по лингвотопонимике, от прогнозируемого развития исследования.

Занятие №3 (1 час)

Теоретический блок: Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта субъектного исследования по лингвотопонимике.

Практический блок: Выбор темы исследования по лингвотопонимике, определение предмета, объекта исследования.

Занятие №4 (1 час)

Теоретический блок: Обоснование актуальности выбора темы исследования. Обоснование основных путей решения собственной лингвотопонимической проблемы.

Занятие №5 (1 час)

Теоретический блок: Цель и задачи исследования.

Практический блок: Постановка и определение цели и задач собственного исследования по данному курсу.

Занятие №6 (1 час)

Теоретический блок: Требования к научной гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска.

Практический блок: Выдвижение гипотезы собственного лингвотопонимического исследования.

Занятие №7 (1 час)

Теоретический блок: Индивидуальная карта лингвотопонимического исследования с учетом выбранного направления работы, темы, цели, задач исследования.

Практический блок: Составление индивидуальной программы исследования по выбранной теме.

Занятие № 8 (2 часа)

Теоретический блок: Общее представление о методологии научного исследования. Группы методов лингвокраеведческой работы.

Практический блок: отбор необходимых для собственного исследования методов, исходя из цели, задач и проблематики работы.

III. Методический модуль “Информационные ключи и базы исследовательской работы по лингвотопонимике” (16 часов)

Занятие №1 (2 часа)

Теоретический блок: Виды источников лингвокраеведческой информации: письменные, вещественные и устные. Признаки специфики источников. Основные элементы библиографического описания. Метод библиографирования: общий библиографический анализ источника, библиографическое описание, индекс, библиографическая группировка.

Практический блок: Определение видов источников лингвокраеведческой информации, работа по развитию навыков библиографирования источников.

Занятие №2 (2 часа)

Теоретический блок: Письменные источники. Элементы библиографического описания: область заглавия, область выходных данных, сведений об авторе, область издания, область серии, область применения. Группы письменных источников: справочная литература (энциклопедии, словари – типы словарей); библиографические пособия и материалы (указатели, каталоги: алфавитный, отраслевой, тематический персональный, предметный, систематический, электронный, МБА и ее возможности. Технология работы с ними.

Практический блок: занятие в отделе краеведения НПБ.

№1: Знакомство с библиотечным ресурсом по лингвокраеведению; оформление библиографии.

Занятие №3 (2 часа)

Теоретический блок: Группы письменных источников: периодическая литература. Специфика работы с периодикой.

Практический блок: №2: консультация-практикум

Занятие №4 (2 часа)

Теоретический блок: Работа с архивными документами:

  1. документы местных организаций, учреждений и предприятий;
  2. 2) документы местных деятелей;
  3. 3) письменные памятники истории, права, искусства, художественной литературы, кинофотофонодокументы.

Практический блок: знакомство с фондом норильского городского архива

Занятие №5 (2 часа)

Теоретический блок: Вещественные источники: памятники природы (природный заповедник “Большой Арктический”), строительные сооружения, памятники скульптуры, орудия труда, предметы быта.

Практический блок: виртуальная экскурсия по заповеднику, тематическое занятие в первом доме Норильска.

Теоретический блок: Устные памятники лингвокраеведения:

1) источники документального содержания (повседневная речь людей, фразы, реплики, ответы, вопросы, содержание бесед, интервью, монологов, диалогов, выступлений и т. п.);

2) источники литературно-художественного содержания: жанры народной прозы (сказки, легенды, предания, былины, сказы, рассказы, анекдоты, суеверья, предрассудки, загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, поверья, считалки и др.); песенные жанры (песни, колядки, причитания, частушки и др.).

Практический блок: анализ первоисточников, введение приемов блокнота, дневника, записи живой речи на диктофон с последующей расшифровкой и анализом.

Занятие №6 (2 часа)

Теоретический блок: Библиотеки по назначению (научные и массовые) и тематическому охвату литературы (универсальные и специальные), краеведческие фонды – норильской публичной библиотеки, научной библиотеки музея освоения НПР, научно-справочной библиотеки городского архива, технической библиотеки на Ленина,1, профессиональных библиотек города (на примере фонда ЦИТа).

Практический блок: занятие в технической библиотеке.

Занятие № 7 (2 часа)

Теоретический блок: Архивы - общие и специализированные. Понятие архивного дела, архивного фонда организации (учреждения, предприятия), архивного фонда личного происхождения, объединенного архивного фонда, архивной коллекции; шифр архивного документа и его составных частей.

Практический блок: занятие в городском архиве.

Занятие №8 (2 часа)

Теоретический блок: Универсальные и отраслевые музеи, содержательный и формальный характер хранящихся в них экспонатов. Музеи НПР и Красноярска.

Практический блок: путешествие по ИНТЕРНЕТу: сайты региональных музеев. Самостоятельная практическая работа №2: определить по собственному исследованию необходимые источники и базы информации.

IV. Практический модуль “Алгоритмы поиска и использования источников лингвокраеведческой информации” (8 часов)

Занятие № 1 (2 часа)

Теоретический блок: Лингвокраеведческий тематический поиск в библиотеке, архиве, музее. Варианты алгоритмов поиска краеведческой книги, статьи, адресного поиска в архиве и музее.

Практический блок: самостоятельная практическая работа № 3: поиск литературы по теме и подбор книг одного автора.

Занятие № 2 (2 часа)

Теоретический блок: Систематизация научной информации. Личная картотека исследователя – лингвокраеведа, опыт накопления, этап осмысления. Библиографические ссылки. Цитирование.

Основные приемы сохранения информации: аннотация, реферат, конспект, тезисы, специфика и назначение каждого из видов сохранения информации. Технология работы над рефератом, виды рефератов. Тезирование.

Практический блок: составление аннотации, тезисов собственной работы.

Занятие № 3 (2 часа)

Теоретический блок: Применение информационных технологий. Способы формирования данных.

Занятие № 4 (2 часа)

Теоретический блок: Компьютерная обработка данных лингвокраеведческого исследования. Оформление исследовательской работы. Электронная презентация: требования к содержанию, оформлению, длительности.

Итоговое занятие (2 часа): Рефлексия по модулям курса. Представление авторефератов исследовательских лингвокраеведческих работ.

Формы проведения занятий: лекции; практикумы; презентации; экскурсии; библиотечные, музейные, архивные занятия; работа с источниками, информационными ресурсами.

Форма отчетности по по элективному курсу: разработка собственного лингвокраеведческого исследования и защита автореферата..

Программно-техническое сопровождение курса: компьютер, проекционная система, телевизор, DVD; программные продукты (Microsoft Windows XP, Microsoft Office).

Методическое обеспечение:

  1. Соловьева Н.И. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов. М: АПКиПРО, 2001.

  2. Чечель И.Д., Новикова Т.Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. Серия “Библиотека Федеральной программы развития образования”. – М.: Изд. Дом “Новый учебник”, 2003.

Система оценивания: в конце прослушанного курса текущим баллом в рейтинге будет оценка:

  • Прослушал курс
  • Разработана исследовательская работа
  • Разработана и защищена авторефератом исследовательская работа

Литература основная

  1. Исследовательская работа школьников”. Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция “Народное образование”. Изд. 4 раза в год.

  2. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

  3. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.

  4. Чечель И.Д., Новикова Т.Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. Серия “Библиотека Федеральной программы развития образования”. – М.: Изд. Дом “Новый учебник”, 2003.

Литература дополнительная:

  1. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.

  2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе// “Вербум-М”.- М., 2001.

  3. Карпов А.О. Научные исследования молодежи // Вестник РАН. 2002, том 72, №12, с. 1069-1074.

  4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М., МГДД(Ю)Т, 2002. 110 с., библ. 98.

  5. Научно-исследовательская деятельность учащихся. Московские конференции исследовательских работ школьников. – М., 2002.

  6. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Школьные технологии, 2001, №5, с. 26-35.