ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Использование приемов модульного обучения в системе коллективных учебных занятий

Добавлено: 2021.01.11
Просмотров: 6

Кабанова Татьяна Викторовна, учитель русского языка

По мнению Г.К.Селевко, “любая технология имеет средства, активизирующие и интенсифицирующие деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и причину эффективности результатов”. Именно такой является технология коллективных учебных занятий, при освоении которой основное внимание уделяется не столько знаниям, умениям и навыкам, сколько способам деятельности по их получению.

А что же предполагает модульное обучение?

  • четкое определение целей обучения, а его содержание представлено в объеме, достаточном для достижения этих целей;
  • учет потребностей обучаемых;
  • организацию процесса обучения в соответствии с подготовленностью обучаемых;
  • возможность выбора той или иной программы обучения;
  • применение различных форм и методов обучения, подчиненных общей цели учебного предмета (возможность работать в парах, группах, общаться с товарищами, целенаправленное формирование и развитие приемов учебной деятельности и т. д.);
  • использование дидактически целесообразных средств обучения;
  • ориентацию учащихся на усвоение не только учебного содержания, но и приемов учебной деятельности;
  • коррекцию знаний учащихся после проверки успешности реализации частных и интегрированных целей обучения.

Модульная технология позволяет организовать изучение тем упорядоченно, целенаправленно, без больших отставаний, потому что модульное обучение — это управляемое самообучение.

Сущность модульного обучения состоит в том, что

  • учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения,
  • учитель управляет деятельностью обучаемых посредством заложенных в модульных программах указаний, методических рекомендаций, а также мотивирует их деятельность.

Как оказалось, оно хорошо сочетается с технологией коллективных учебных занятий. Начинать лучше с отдельных модулей или даже с их учебных элементов, постепенно переходя на целую модульную программу.

Почему у меня возникла необходимость соединить эти две технологии?

Дело в том, что этому способствовали индивидуальные особенности детей, на занятиях с которыми я и опробовала в этом учебном году технологию. В начальных классах они довольно успешно осваивали методики коллективных учебных занятий, но вывести их на 3-ю фазу никак не получалось. Видимо, дело в том, что дети слишком разные по способностям и разрыв общего фронта в рамках года приводил к тому, что между первыми и последними учащимися образовывался очень значительный промежуток. В 5 классе это привело к тому, что с некоторыми детьми пришлось заниматься летом. Поэтому в 6 классе я попробовала перестроить работу следующим образом.

Всю программу 6 класса я разбила на 5 тем: словообразование, причастие, деепричастие, местоимение и числительное. Разрыв общего фронта решила осуществить только в рамках одной темы. Уже не было такой необходимости обращать внимание на умения учащихся работать коллективно, в группе и индивидуально, оценивать работу как свою, так и товарищей, работать с учебником и дополнительной литературой, т.к. эти важные умения ребята приобрели ещё в начальных классах, но напоминать об алгоритмах работы следует постоянно.

Модульная технология основана на укрупненном структурировании учебного материала, которое позволяет учащимся выбирать вариант изучения темы (полный, сокращенный или углубленный), т.е. на изучении программы с помощью модулей- целевых функциональных узлов, в которых учебное содержание и технология овладения им объединены в целостную систему.

Модули состоят из 2-х частей: инвариантной и вариативной.

  • Инвариантная часть:
    • Блок “вход”;
    • Блок “теория”;
    • Блок “практика”;
    • Блок “выход”.
  • Вариативная часть:
    • Блок актуализации;
    • Блок “история”;
    • Блок “обобщение”;
    • Блок “углубление”;
    • Блок “ошибки”;
    • Творческий блок.

У каждого блока есть свои определенные функции. Назову некоторые из них.

Основной дидактической функцией блока “вход” является осуществление актуализирующего контроля, т.е. вопросы и задания предполагают актуализацию тех опорных знаний и способов действий, которые потребуются для усвоения всего модуля и формирования познавательного интереса. Пример такого блока модуля “Причастие” приведен ниже.

Вопросы и задания блока “Вход”

  1. Дайте характеристику имени прилагательному как части речи.
  2. Как изменяется прилагательное?
  3. Как проверить окончание прилагательного?
  4. Какие формы имеет прилагательное? Чем они отличаются?
  5. Дайте характеристику глаголу как части речи.
  6. Какие времена есть у глагола?
  7. Как различить глаголы совершенного и несовершенного вида?
  8. Какие спряжения есть у глаголов? Как их определить?
  9. Какие глаголы называются возвратными?
  10. Могут ли глаголы иметь при себе зависимые слова? Приведите примеры.
  11. Упр. 215 (учебник М.М.Разумовской. Русский язык. 6 класс):
    • выпишите имена прилагательные вместе с главным словом, определите род, число, падеж, обозначьте окончания прилагательных;
    • выпишите глаголы вместе с зависимыми словами, определите вид, время, обозначьте суффикс –СЯ(СЬ), определите спряжение глаголов, обозначьте окончание.

В теоретическом блоке располагается основной учебный материал модуля.

Для прохождения этого блока были разработаны маршруты: “Вход” —> Т-1 “Что такое причастие” —> Т-2 “Причастный оборот” —> Т-3 “Разряды причастий” —> Т-4 “Полные и краткие причастия” —> Т-5 МИП “Морфологический разбор причастий” —> “Выход” (контрольная работа).

Для освоения теоретического материала использовались методики коллективных учебных занятий: методика изучения правила (МИП), взаимопроверка знаний (ВПЗ), взаимотренаж (ВТ).

Структурно-учебный элемент блока – таблица – фрейм, включающая ячейки-слоты:

  • источник информации;
  • дидактическая цель;
  • формулировка проблемы с помощью вопросов или др.;
  • обоснование и решение проблемы с помощью практических заданий;
  • домашнее задание.

Пример одного из фреймов в блоке “Причастие. Теория” приведен в таблице 1.

Таблица 1

СЛОТ 1 Полные и краткие причастия

§ 27 стр. 146-149

СЛОТ 2 Знать, чем отличается краткая форма причастия от полной. Знать, как она изменяется, каким членом предложения является. Уметь образовывать краткую форму, изменять её по родам и числам. Уметь находить в предложении составное сказуемое, выраженное краткой формой причастия.
СЛОТ 3
  1. Какие причастия имеют только полную форму?
  2. Каким членом предложения они являются?
  3. Какие причастия имею полную и краткую формы?
  4. Какими членами предложения являются эти формы?
  5. Сколько Н пишется в краткой форме причастий?
СЛОТ 4*
  1. № 341
  2. № 343
  3. № 344
СЛОТ 5* № 342, 345

Содержание теоретического блока полностью соответствует содержанию программы по русскому языку.

Большое значение имеет практический блок, который активизирует познавательную деятельность учащихся. Задания этого блока ставят ученика перед необходимостью применять полученные знания на практике, вырабатывать умения и навыки, решать нестандартные задачи, развивают умение ориентироваться в новых условиях. В модуле “Причастие” эту функцию выполнял блок “Правописание”. Прохождение этого блока было организовано с помощью методик взаимообмена заданиями (ВОЗ), индивидуальных заданий (ИЗ) и тестового контроля.

В вариативной части модуля “Причастие” было 4 блока. “Актуализация” предполагала повторение учебного материала. “Обобщение” – формирование новых понятий. “Ошибки” – ликвидацию пробелов в знаниях и умениях. “Творческий” – углубленное изучение темы и использование знаний в нестандартных ситуациях.

Теперь о том, как технологически была организована работа в модуле.

Класс был разделен на постоянные отряды, которые выполняли функции целеполагания и рефлексии. По мере необходимости создавались сводные отряды для работы над определенной проблемой. У каждого из этих отрядов был командир, функционирующий на постоянной или временной основе, который вел табло учета своего отряда.

Какие преимущества я заметила, работая по-новому?

Для учителя:

  • содержание представляется в законченных самостоятельных комплексах (модулях), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью;
  • максимальное время отводится на самостоятельную работу ученика;
  • основная часть учебного процесса посвящена групповой и индивидуальной работе, есть возможность индивидуализировать работу с отдельными учащимися;
  • учебный материал рассматривается в рамках целой учебной темы.

Для ученика:

  • дидактическая цель содержит в себе указание: объем материала + уровень его усвоения
  • каждый учащийся получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т. д.;
  • ученик обучается целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
  • форма общения учителя и ученика на субъект-субъектной основе.

Чего же удалось добиться благодаря такой организации изучения учебного материала? Повысился интерес к предмету, возросла познавательная активность. У некоторых учащихся проявилась склонность к исследовательской деятельности. Изменилось качество мыслительной работы учащихся в сторону самостоятельности в суждениях, критичности в отборе доказательств, логичности и требовательности в принятии решений.