ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Праздник фразеологизмов

Добавлено: 2021.01.06
Просмотров: 9

Шейко Виктория Викторовна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • расширить представления учащихся о фразеологизмах;
  • совершенствовать коммуникативные умения у учащихся;
  • повысить словарный запас учащихся 5 класса.

Оборудование: плакаты, рисунки учащихся, афоризмы писателей, крылатые слова.

Подготовка команд: подготовить небольшой юмористический рассказ, используя только фразеологизмы, крылатые выражения, пословицы описав неудачного певца, музыканта, актера.

Как он близок, как понятен,
Как народ к нему привык,
Звонких песен, ярких пятен
Выразительный язык!

И. Уткин

ВЕДУЩИЙ: Не случайно наш турнир я начала со слов И. Уткина, так как обогащение нашей речи, красота русского языка, зависит от того, какие слова мы произносим. А что может сделать наш язык выразительным и прекрасным?

(Дети отвечают)

Знания фразеологии, умелое использование ее - неотъемлемая часть речевой культуры человека. Поэтому сегодня мы будем говорить о фразеологизмах, крылатых выражениях, пословицах. Они кратки, выразительны, легко запоминаются. Эти маленькие поэтические произведения, полные ярких образов, построены, нередко, на прекрасных созвучиях и рифмах. Они приносят радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, учат ценить в жизни честность и справедливость.

Капитаны, представьте свои команды. Помните, что название команды должно быть строчкой фразеологического оборота.

(Представление команды.)

(На сцену выбегает два друга Знай и Незнай. Ударяются друг об друга. Чешут лбы.)

ЗНАЙ: Ты зачем на меня наскочил? Видишь, что ты наделал…

НЕЗНАЙ: А что я такое наделал?

ЗНАЙ: Уронил пословицы. Все перепутал?

НЕЗНАЙ: Да ладно тебе, сейчас через минуту все соберу.

ЗНАЙ: Да как ты соберешь?

НЕЗНАЙ: Не знаю?

ЗНАЙ: Ах, не знаешь. Сейчас как дам(показывает кулаки) за то, что не умеешь вести себя на людях.

ВЕДУЩИЙ: Не ссорьтесь, не ссорьтесь. Нам помогут в этом ребята, которые пришли к нам на праздник. Соберите карточки и раздайте участникам.

(ЗНАЙ и НЕЗНАЙ раздают карточки. На карточках 12 пословиц, участники должны найти пару)

1.Под лежачий камень, 1) и вода не течет.
2. Без дела жить- 2) только небо коптить.
3.Дружба дружбой, 3) а служба, службой.
4. Слово - не воробей, 4) вылетит – не поймаешь.
5. За двумя зайцами погонишься- 5) ни одного не поймаешь.
6. Нет друга- ищи, 6) а найдешь береги.
7. Дружба как стекло, 7) разобьёшь - не сложишь.
8. Маленькое дело, 8) лучше большого безделья.
9. Не зная броду, 9) не суйся в воду.
10. Что посеешь, 10) то и пожнешь.
11. Правду как ни прячь - 11) наружу выйдет.
12. Умный себя винит, 12) глупый своего товарища.

(Когда команды собрали пословицы, то подходят к Знаю и Незнаю. Они, в свою очередь, обменивают пословицу на жетон)

ВЕДУЩИЙ: Первый конкурс мы назовем условно «Разминка». Я вам буду читать крылатые выражения из литературных произведений, а вы должны будете назвать героя, о котором говорится и объяснить, что эти выражения обозначают.

  • Блоху подковать. (Н. Лесков «Левша»)
  • Мартышкин труд. (И.А. Крылов «Обезьяна»)
  • А король-то голый! (Х.К. Андерсен «Новое платье для короля»)
  • С ветряными мельницами сражаться. (М. Сервантес «Дон-Кихот»)
  • Живинка в деле. (П. Бажов «Живинка в деле»)
  • У сильного всегда бессильный виноват. ( И.А. Крылов «Волк и Ягненок»)
  • На блюдечке с голубой каемочкой. (И. Ильф и Е. Петров «Золотой теленок»)
  • В сердце льстец всегда отыщет уголок (И.А. Крылов «Ворона и лисица»)

ЗНАЙ: Вижу хорошо, вы размялись. А теперь следующий конкурс: Фразеологические загадки. Правило в игре такое, я читаю первое высказывание, если вы отгадываете, переходим к следующей загадке, если нет читаю второе высказывание. У вас три- четыре попытки. И так начнем.

1.
  • Его вешают, приходя в уныние.
  • Его задирают, зазнаваясь.
  • Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

НОС

2.
  • Не цветы, а вянут.
  • Не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают.
  • Не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные

(Незнай подбегает к командам и спрашивает, что это за слово)

УШИ
3.
  • Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека
  • его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез;
  • на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
ВЕТЕР
НЕЗНАЙ: Ты такие трудные загадки загадываешь, что нельзя что-нибудь полегче загадать? Вечно ты все усложняешь. Даже мне трудно отгадать.

ЗНАЙ: Ты, Незнай, не хочешь учиться, поэтому и загадки отгадываешь с трудом. А загадки очень легкие. Продолжаем?

4.
  • Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело.
  • Её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться.
  • Её «просит» рваная обувь.
  • Она в голове у путаников.
КАША
5.
  • Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.
  • Её набирают в рот, когда молчат.
  • Ей нельзя разлучить неразлучных друзей.
  • В неё прячут концы несчастные люди, иногда выходят из неё сухими.
ВОДА
6.
  • Его проглатывают, упорно не желая говорить.
  • Он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко.
  • За него тянут или дергают, заставляя высказаться.
  • Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
ЯЗЫК

ВЕДУЩИЙ: Пора жюри подвести итоги

НЕЗНАЙ: Теперь моя очередь. (Кричит)

ЗНАЙ: Да тебе никто не мешает, так что не кричи, а загадывай.

НЕЗНАЙ: Угадайте, среди представителей каких профессий появились эти фразеологические обороты. Я задаю вопросы, а вы по одному отгадываете.

Стричь под одну гребенку. (Парикмахер)
На живую нитку. (Портной)
Сложить оружие. (Военный)
Брать на прицел. (Охотник)
Закидывать удочку. (Рыбак)
Играть первую скрипку. (Скрипач)
Петь с чужого голоса. (Певец)
Открывать Америку. (Путешественник)
Ждать у моря погоды. (Моряк)
Сгущать краски. (Художник)
Ход конем. (Шахматист)
Очки втирать. (Окулист)

ЗНАЙ: Ребята прекрасно справились с заданием.

ВЕДУЩИЙ: Знай, Незнай, по-моему, пришло время проверить, как наши команды справились с домашним заданием.

НЕЗНАЙ: (радостно) Да они не справились! Ха-ха-ха.

ЗНАЙ: Не мерь ребят по себе. А какое домашнее задание они должны были выполнить?

ВЕДУЩИЙ: Должны были составить юмористический рассказ, описав певца, актера, музыканта, используя только фразеологизмы, крылатые выражения, пословицы.

ЗНАЙ: Какое интересное задание у наших участников. Проведем жеребьевку, кто первый будет выступать.

(Выступление команд)

НЕЗНАЙ: Хочу еще один конкурс провести. (Дергает ведущего) А то все Знай, да Знай. Я тоже хочу быть умным.

ВЕДУЩИЙ: Проводи. (Гладит по голове)

НЕЗНАЙ: Сейчас я вам буду показывать рисунки, а вы должны будете догадаться, какие фразеологизмы изобразил художник.

(Показывает рисунки)

ЗНАЙ: А когда же свою смекалку покажут капитаны?

ВЕДУЩИЙ: Пришло время и для капитанов.

ЗНАЙ: У капитанов следующие задания: за определенное время (5 мин) каждый из вас должен записать как можно больше устойчивых оборотов со словами: нос, зуб, язык, ноги.

НЕЗНАЙ: 1,2, 3 начинай….

НОС ЗУБ
Задирать нос.

Вешать нос.

Водить за нос.

Зарубить на носу.

Клевать носом.

Держать нос по ветру.

Остаться с носом.

Встретиться нос к носу.

Не видеть дальше собственного носа .

Попасть на зуб.

Зуб на зуб не попадает.

Око за око, зуб за зуб.

Говорить сквозь зубы

Иметь зуб.

В зубах навязло.

Положить зубы на полку.

Ни в зуб ногой.

Скалить зубы.

ЯЗЫК НОГИ.
Язык без костей.

Острый на язык.

Тянуть за язык.

Язык проглотить.

Найти общий язык.

Язык не поворачивается.

Держать язык за зубами.

Язык до Киева доведет.

Не сходить с языка.

Со всех ног.

Встать на ноги.

Падать с ног.

Потерять почву под ногами.

Сбиться с ног.

Идти в ногу.

Путаться под ногами.

Ног под собой не чуять.

Одна нога здесь другая там.

ЗНАЙ: Проведем это задание по такому правилу: устойчивые фразеологические обороты не повторять.

ВЕДУЩИЙ: Проведем заключительный конкурс, который называется «Доскажи словечко». Я вам читаю стихотворение, а вы должны будете закончить строчку.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой (не разольешь).

Мы исходили городок

Буквально вдоль и (поперек)

И так устали мы в дороге,

Что еле (волочили ноги).

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес, (кто по дрова)

Ребята слушать их не станут;

От этой песни (уши вянут).

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь (медвежью услугу.)

ВЕДУЩИЙ: Знай и Незнай, соберите жетоны у наших команд, отдайте жюри, чтобы могли подвести итоги турнира.

(Собирают жетоны, отдают жюри)

ЗНАЙ: А пока проведем конкурс болельщиков.

НЕЗНАЙ: А что могут знать болельщики о фразеологизмах.

ЗНАЙ: Я тебе второй раз говорю, чтобы ты не мерил людей по себе.

НЕЗНАЙ: А у меня и линейки нет. Как я могу мерить.

ЗНАЙ: Ну, ты и того (вертит пальцем у виска)

НЕЗНАЙ: Вместо того, чтобы объяснить, ты меня еще и оскорбляешь.

ЗНАЙ: Вот и пусть тебе объяснят болельщики, что значить «мерить людей»

(Объяснение болельщиков.)

ЗНАЙ: Молодцы! Ответьте мне на вопросы-шутки.

1) Есть ли ноги у газеты, книги? (Наверное, есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу (газету) вверх ногами)
2) В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения? (Ясно как дважды два)

ЗНАЙ: Все-таки молодцы, ребята, умеют говорить красиво и точно употреблять в речи каждое слово. Учись, Незнай.

НЕЗНАЙ (кивает головой)

ВЕДУЩИЙ: Итоги нашего конкурса подведены, жюри сейчас огласят результаты, но как не печально, а в игре есть победившие и проигравшие. Но вы, друзья, не останавливайтесь на достигнутых результатах. Учитесь правильно и в нужный момент употреблять то или иное слово. Обогащайте свой лексический запас. Читайте больше книг. И не забывайте заглядывать в словарь! В «умелых руках и в опытных устах русский язык становиться красивым, певучим, послушными выразительным».