ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Молодежные СМИ "Обратная связь"

Добавлено: 2020.12.16
Просмотров: 15

Шнайдер Надежда Михайловна, учитель начальных классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вашему вниманию представляется программа дополнительного образования учащихся. Эта программа призвана сопровождать деятельность детской общественной организации, и направлена на оживление деятельности школьной газеты.
На современном этапе развития общества все большее влияние на социальные, экономические, культурные процессы оказывает информация. Многие исследователи сходятся во мнении, что сегодня именно она стала главным товаром и главным рычагом управления общественными изменениями.
Основным источником знаний о мире становятся не книги или слова учителя, как прежде, а средства массовой информации (телевидение, радио, периодика или Интернет). Одним из главных залогов успешности человека теперь является то, насколько он способен ориентироваться в информационном пространстве, перерабатывать значительные объемы сведений, оценивать, анализировать их и извлекать необходимые для себя.
Информационная компетентность рассматривается как основной результат реализации программы со школьниками. Под компетентностью понимается приобретаемое в процессе обучения новое качество, связанное со способностью школьника на основе знаний, умений, опыта, ценностных ориентаций решать жизненно-важные задачи и проблемы. В данном случае задачи, связанные с поиском, анализом, применением и оформлением информации, с использованием медиатехнологий.
Программа рассчитана на 34 часа и рассчитана для учащихся 7-11 классов (13-17 лет) в рамках ДОО, или же может быть использована как программа элективного курса.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель: становление информационной компетентности учащихся через развитие умений, связанных с поиском, анализом, применением и оформлением информации, с использованием медиатехнологий.

Задачи:

  • обучить приёмам составления различных видов текстов (хроника, зарисовка, заметка, статья, репортаж, интервью, отчёт, фельетон, реклама/антиреклама и др.);
  • сформировать рефлексивное критическое отношение к восприятию и анализу информации;
  • формировать ценностное отношение к своей жизни, краю и стране;
  • обеспечить становление и развитие навыков работы с цифровыми образовательными ресурсами (поиск, обработка, оформление информации, создание презентаций, работа на страницах сайта);
  • развивать творческие и коммуникативные способности учащихся (умение аргументировано отстаивать свою позицию, умение вести диалог, владение разнообразными техниками общения).

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на школьников в возрасте от 13 до 17 лет. Она реализуется в рамках годовой стационарной программы в объеме 34 часа (1 час в неделю).
Особенностью ведения данного курса является объединение теоретической и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. На некоторых занятиях может быть выбран дедуктивно-индуктивный путь, когда учащиеся сначала прослушивают доклад-сообщение о каком-либо из газетных жанров, а затем анализируют работы, связанные с изучаемой темой. Другие занятия, напротив, могут быть построены на основе индуктивно-дедуктивного способа. В этом случае проводятся практические занятия, на которых анализируются соответствующие газетные публикации, а затем изучается теоретический материал.

Необходимо учитывать, что при организации работы учащихся над сочинениями в жанре газетной публикации важную роль играет умение писать на заданную тему и подчинять свои высказывания определённой мысли, собирать и систематизировать материал, пользоваться черновиком, редактировать написанное и т.п.

Достижению поставленных целей поможет составление рабочих материалов, использование записных книжек, блокнотов корреспондента. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов, следует записывать слова, фразеологические сочетания, которые могут понадобиться для раскрытия темы. Можно предложить школьникам сделать синтаксические заголовки: словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора; предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль или подведены итоги высказывания. Особое внимание учащихся следует обратить на вопросы взаимосвязи жанра и стиля.

Следует помнить, что существуют газетные жанры, с которыми дети знакомятся непосредственно на занятиях. Это жанры так называемой информационной группы: хроника, краткая расширенная информация, интервью, отчет, зарисовка, путевые заметки, репортаж. В методическом аспекте очень важно показать юнкорам возможность предоставления одного и того же материала в различных жанрах.

Участники программы знакомятся с основами журналистики, изучают технологии разработки и реализации информационных проектов, участвуют в работе групп, тренингах, работают в качестве корреспондентов и редакторов школьной газеты, участвуют в конкурсах различного уровня.

По окончании обучения школьники должны иметь представление о роли информации в современном обществе, о функциях и значении различных видов текстов, используемых в журналистике. Иметь представления об элементарных техниках, необходимых для выстраивания коммуникаций. Иметь навыки работы с компьютером. Одним из важнейших итогов работы становится самоопределение учащихся по отношению к программе и по отношению к собственной профессиональной деятельности.

Логика разворачивания программы предусматривает три этапа.

На этапе подготовки учащиеся знакомятся с основными понятиями курса, теоретическими положениями, изучают технологии и планируют свою работу на модуль, проводят сбор информации и актуальных социальных проблем для разработки и оформления информационных проектов.

На втором этапе – этапе деятельности школьники разрабатывают, оформляют и реализуют информационные проекты, выстраивают отношения с партнерами по продвижению и распространению созданных продуктов, участвуют в работе школьного информационного центра. Задача педагогов в это время – обеспечить выполнение проектов до конца, помочь учащимся отследить и восполнить свои образовательные дефициты.

В течение третьего этапа происходит демонстрация и рефлексия опыта, полученного участниками программы.

Методы обучения, используемые в программе, это методы деятельностного и проблемно-ориентированного обучения: метод проектов, дискуссии, имитационно-ролевые игры, исследования.

В рамках образовательного процесса по программе большое внимание уделяется организации содержательной рефлексии как одного из важнейших методов присвоения полученного опыта и развития информационной компетентности учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 модуль – теоретический. Здесь учащиеся знакомятся с основными жанрами публицистического стиля в устной и письменной речи: хроника, заметка, статья, очерк, фельетон, интервью, репортаж, анкетирование; а также с основными видами газетных иллюстраций: снимок, рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции). (17 часов)

2 модуль – практический. Создание и реализация учащимися мини-проектов («Школьная газета», «Сельская газета», «Моя рубрика», «Общественная реклама/антиреклама», «Школьное радио», «Школьная телестудия» и др.) (17 часов)

Планирование занятий


п/п
Тема Кол-во часов
1 1 модуль (теоретический) 17 часов

Вводное занятие. Тренинг по сплочению группы.

1
2 Стили и типы текстов. Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной речи. 1
3 Лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля. 1
4 Диспут-клуб «Моя любимая газета». 1
5 Виды газетных и журнальных публикаций. 1
6 Хроника. Организация работы корреспондентов-хронекёров. Расширенная информация. 1
7 Заметка. Заметка информационного характера. Заметка типа делового описания, заметка типа художественного описания с элементами повествования, информационная заметка с отрицательным содержанием, заметка на дискуссионную тему, заметка-благодарность, заметка-вопрос, заметка-просьба. 1
8 Фельетон. 1
9 Интервью. Интервью-монолог интервью-диалог, коллективное интервью, интервью-зарисовка. 1
10 Тренинг-практикум «Я беру интервью». 1
11 Анкетирование. 1
12 Путевые заметки. 1
13 Репортаж. Событийный репортаж. Тематический репортаж. Постановочный репортаж. 1
14,15 Статья. Передовая статья. Статья, обобщающая опыт работы, проблемная статья, критическая статья. 2
16 Газетная иллюстрация. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции).
17 Тестирование. 1
18 2 модуль (практический) 17 часов

Экскурсия в редакцию районной газеты «Вперёд».

1
19-20 Самоопределение с темой и видом проекта. 2
21-30 Подготовка проектов. Индивидуальные консультации. 10
31-34 Пресс-конференция. Презентация и защита проектов. 4

РЕСУРСЫ

  • Кадровое обеспечение. В школе имеются подготовленные учителя преподаватели русского языка и информатики, которые в состоянии организовать процесс данного направления дополнительного образования.
  • Материально-техническая база. Компьютеры, принтер, сканер и ксерокс, фотоаппарат.
  • Партнёры:
    • Краевой молодёжный Медиа-центр; Краевой Дворец Пионеров и Школьников с программой «Новый взгляд».
    • Редакция районной газеты «Вперёд».
  • Информационные:
    • КДПиШ Программа «Новый взгляд», материалы газет, журналов, справочная литература, Интернет.
    • Краевые конкурсы различной направленности.

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ

  • Учащиеся получат элементарные представления о видах текстов, используемых в средствах массовой информации и владеть приёмами по их составлению и редактированию;
  • станут проявлять критическое отношение к анализируемой информации, проявляя при этом своё ценностное отношение к своей жизни, школе, краю;
  • научатся пользоваться в своей деятельности цифровыми образовательными ресурсами;
  • будут готовы участвовать в дискуссиях, аргументировано отстаивая свою точку зрения, стремится к содержательному общению;
  • будут интересоваться социальными проблемами общества, и принимать участие в их решении

ФОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ

  • Анкеты, тесты, психологические диагностики.

  • «Зачётная книжка», в которой помещены результаты обучения.

  • «Портфолио». Создание портфолио предполагает оценку учащимся своих достижений и дефицитов. Эта форма оценки результата позволяет выявить уровень владения понятийной и теоретической базой, умениями и технологиями, трудности в работе с материалом, степень интереса к программе, мотивацию учащегося и пр. Существует три типа портфолио: дневник достижений (включает в себя работы учащегося, выполненные во время обучения), дневник-отчет (содержит индивидуальные текущие работы на занятии, эссе, списки литературы, ответы на задания; структура дневника формируется педагогом), дневник-самооценка (состоит как из работ учащегося, так и из заметок, комментариев, оценок педагога). Портфолио, созданное в рамках программы «Обратная связь», может содержать: письменные тексты участника, его видео- и фотоработы, сценарии или записи радио- и телесюжетов, описания информационных проектов и отчеты об их проведении, комментарии к занятиям, групповой работе, анкеты и пр.

  • «Проект». Эта форма оценки результативности программы привязана к реальной деятельности участника. Она включает в себя наблюдение за учащимся на протяжении всего процесса работы над проектом: появление идеи, ее разработка и описание, реализация, привлечение партнеров, позиция учащегося, презентация результатов, рефлексивное отношение к деятельности.

  • «Презентация». Презентация отражает коммуникативные навыки учащихся, их способности к предъявлению и анализу своей деятельности, владение теоретическими знаниями. Ее объектом могут быть: идея или результаты проекта, деятельность учащегося или группы учащихся, итоги групповой работы. Формы презентации: доклад, стенд, игровое действие и т.п.

Достижения учащихся можно фиксировать в рефлексивной таблице.

Знания и умения. освоил освоил частично не освоил
1 Знает основные виды текстов, используемых в журналистике.
2 Умеет отличать виды текстов, называть их.
3 Умеет:
- составить хронику
- написать заметку
- написать интервью
- провести анкетирование
- сделать репортаж
- написать статью
4 Отбирать нужный материал.
5 Иллюстрировать свой материал.
6 Оформлять материал с использованием компьютера.
7 Отстаивать свою точку зрения.
8 Презентовать себя
9 Вести диалог
10 Оценивать свою деятельность.
11 Создавать проект.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Герцик Ю.В, Устюжанина Д.А., Калашников Ю.Б.Школа молодёжных СМИ «Новый взгляд». Краевая образовательная программа – КГОУ КДПиШ. Красноярск, 2006
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М. – 2002
  3. Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов. // Практика административной работы в школе. - № 6, 2005
  4. Щербакова М.В. Элективный курс для учащихся 9 классов «Основы журналистики». // Практика административной работы в школе № 5, 2006

Презентация