ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок по русскому языку в 5-м классе "Правописание корней с чередующимися гласными корня"

Добавлено: 2020.07.02
Просмотров: 7

Сидоревич Светлана Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Разработка урока по русскому языку для учащихся 5 класса. Это первый урок по теме “Правописание корней с чередованием гласных А-О”. Особенность данного урока в том, что в нее используется опорный блок. Задача опорного блока – облегчить понимание новой информации и закрепить ее в долговременной памяти. Ведь при такой системе обучения работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. Основной элемент – опорного блока, который наглядно представляет сжатую информацию в условном виде, подлежащую усвоению. К блоку предлагается разработанный дидактический материал.

Тема: Правописание корней с чередованием гласных А-О.

Цель: познакомить учащихся с чередованием гласных а-о в корне слова; формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению; работать над опознавательными признаками и графическим обозначением орфограммы “ Буквы а-о в корныя с чередованием -лаг- , -лож-, -кас-, -кос-. -гар-, -гор-, -зар-, -зор-, -раст-. -ращ-, -рос- “ развивать у учащихся орфографическую зоркость.

Оборудование: опорные конспекты, дидактический материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

– Обратите внимание, у вас на столах лежат листочки с дидактическим материалом. Первое задание – разминка.

3. Разминка “Третий лишний”

  • Выделите корень, найдите лишнее слово, разберите его по составу.

Растить, зарастать, выросли.
Предложить, сложить, располагать.
Касаться,
прикосновение, коснется.

(К доске вызываются учащиеся, которые разбирают лишние слова по составу.)

  • Запишите название терминов по его лексическому значению.

а) …… – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.
б) …… – это самые маленькие значимые части слова.
в) Часть слова без окончания это – ….
г) Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение это – …
д) …. – это значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов.

(Ребята дают название терминам.)

4. Объяснение нового материала.

Работа с блок-схемой: объяснение, повторение, дополнение, закрепление.

– Ребята, откройте учебник на стр. 145 № 51. Внимательно просмотрите его и скажите, все ли орфограммы мы отметили в данном конспекте? Ничего не упустили?

– Дополните свой опорный конспект.

(Работа с учебником, дополнение ОК.)

(Физпауза.)

5. Закрепление нового материала.

– Ребята, а где мы уже встречались с данной орфограммой?

(В разминке.)

– А сейчас я вам даю 1 минуту. Просмотрите еще раз ОК. кто попробует повторить данный ОК?

Работа с дидактическим материалом

  • Распределите на группы данные ниже слова, запишите, объясните ваш выбор.

Птицы, аттестат, касаться, поросль, цыпленок, теннис, кульминация, прикоснуться, отращивать, шоссе, растение, возраст, прилагательное, изложение.

  • Спишите предложения, найдите слова с чередующимися гласными А-О в корне слова, выделите корень.

4.

а) Утром пришли загорелые люди с топорами и лопатами.
б) Сильно разрослись и глушили другие деревья тополь и черемуха.
в) Когда топор касался молодых росточков, мне становилось жалко их.
г) Я полагал, что ростки вытягивают сок из старого тополя.
д) Молодые ростки быстро разрастались.

  • Игра “Угадай – ка!”
  • Газ, образующийся при сгорании. (Угарный.)
  • “Сбежавшее” из кастрюли молоко. (Подгоревшее.)
  • Образуется от пребывания на солнце. (Загар.)
  • Пирог только что из печки. (Горячий.)
  • Птица, поющая на заре. (Зарянка.)
  • Спишите словосочетания, обозначьте изученную орфограмму.

Отл..жить газету, вишенка р..сла, ул..жить куклу, уютно распол..житься, к..саюсь стены, легкое прик..сновение, предл..гать чашку чая, закончить изл..жение, русая к..са.

  • Ответьте письменно на вопросы, используя в них слова с пропусками букв, выделите орфограмму.
  • Какие комн..трые р..стения есть у вас или у ваших р..дных и зн..комых?
  • Сколько раз в день пол..гается пол..вать эти р..стения?
  • На сколько сантиметров ты выр..с(выр..сла) за последний год?
  • У кого среди девочек в кла(с, сс)е самая дли(н,нн)ая к..са?
  • Прочитайте и дайте толкование нижеуказанным высказываниям.
  • Прил..гай труд к справедливому делу. (Биас.)
  • Не отл..гайте до завтраго, что нынче можете сделать. (Б. Франклин)
  • … ум заключается не только в знании, но и в уменьи прил..гать знание на деле…
    (Аристотель)
  • Испокон века книга р..стит человека. (Пословица.)

6. Рефлексия. Незаметно на доске поставить “5” и написать “ Молодцы!”

– Ребята, обратите внимание на доску. Что нового вы видите? С каким настроением вы уйдете с урока?

7. Домашнее задание:

  • Выучить ОК.
  • Упр. 488.

Приложение 1. Приложение 2.