ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка в 7-м классе "Привет из далекого прошлого..."

Добавлено: 2020.07.01
Просмотров: 7

Третьякова Алла Викторовна

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (11,31 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Слайд 2

Цели:

  • дать учащимся представление об эпистолярном жанре, об эпистолярном наследии смоленского обывателя, познакомить их с правилами написания письма, показать значение переписки в жизни человека;
  • развивать навыки логически последовательной устной и письменной речи, обогащать словарный запас;
  • воспитывать интерес к предмету и эпистолярному жанру, бережное отношение к слову.

Ход урока

Письма, написанные от руки, теперь уже выглядят как поздравления из прошлого века.
Торнтон Уайлдер

I. Слово учителя. Слайд 3

XX-XXI век принято называть веком технического и научного прогресса, а я бы назвала его веком, в котором перестали писать письма.

А ведь письма – одно из средств человеческого общения, они имеют разное назначение: содержат размышления, наблюдения, несут всевозможную информацию, выражают эмоции, удовлетворяют настоятельную потребность человека в самоотчете.

“Письма, написанные от руки, теперь уже выглядят как поздравления из прошлого века”. Они простые и трогательные, официальные и сугубо личные. А главное - то, что и сто лет назад люди думали, переживали и писали о том же, что близко и понятно нам сейчас, в XXI веке.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, в рамках знакомства с разными стилями и жанрами сегодня мы познакомимся с эпистолярным жанром.

- Что такое эпистолярный жанр? (Это жанр письма)

- Существовали исторические периоды, когда письма приобретали огромную значимость. Например: переписка “в духе сентиментализма”, дружеское письмо, философско-исповедальное письмо.

III. Изучение нового материала.

1. Словарно-орфографическая работа. Слайд 4

Эпистолярное искусство (с гр. - “эпистола” - письмо, послание) существует с древних времен. Давайте проведем лингвистическую разминку и вспомним значение и правописание слов: эпистола, конверт, почтальон, адрес, адресат, адресант, письмо. (Ответы учащихся. Слайд 5–11)

- Какова композиция писем? (Ответы учащихся. Слайд 12)

2. Что нам известно сегодня об эпистолярном наследии смоленского обывателя?

Рассказ “историка”. Слайд 13-14

С началом использования почтовых марок в России наряду с конвертами стали применять и “немаркированные открытые письма”, или почтовые карточки. В 1894 году Министерством внутренних дел были разрешены “бланки открытых писем частного изготовления”.

Это привело к появлению большого количества открыток с иллюстрациями. К 1918 году было издано более двух тысяч карточек с видами городов Смоленщины.

До 1918 года было издано два набора почтовых карточек с видами Смоленска. Первый набор выпустил Николай Соколов – смоленский фотограф и издатель открыток. Второй набор вышел в издательстве “Центропечать” под редакцией Алексея Суворина.

3. Слово учителя. Слайд 15-22

Некоторые открытки-письма сохранились и сегодня. Они представляют исключительную ценность. Ведь на обратной стороне – письма к родным и близким, женам и сестрам, друзьям. В них – частичка личной жизни простого обывателя, которая сегодня спустя десятилетия стала достоянием истории Смоленска.

Вот, например, письмо в Петроград, адресованное Ольге Борисовой. Ее муж, пытающийся выехать из Смоленщины, всеми силами успокаивает Ольгу и уверяет в скорейшей встрече.

Читает “исследователь”. Слайд 23

“Любимая, родимая моя Ляля. Господь нам помогает с тобой. Все устраивается хорошо. Сегодня свидетельствовал в комиссии, там только посмотрели мне свидетельство и постановили эвакуировать в распределенный пункт. Вечером пойду к главному врачу пункта и, надеюсь, что отправлюсь в Петроград. Похоже, санитарные поезда не ходят. К 1 марта надеюсь быть там и узнаю свою судьбу. Ты довольна за меня, Ляля моя. Спасибо, хороших людей я нашел. Это лучший пункт. Целую, голубка моя”.

- Что вынесли вы для себя, слушая это письмо? Слайд 24

(Читая это письмо, я понимаю, что даже в вихре революций, войн и политических потрясений люди оставались людьми. Они учились, влюблялись, женились и воспитывали детей…)

- Да, ребята, такие письма чудом уцелели, сохранились до наших дней. Они непосредственно отражают исторические процессы, а также позволяют нам судить о нравах и обычаях того времени.

- Это письмо из далекого прошлого. Что вы узнали, прослушав его? (Идет Гражданская война. По-видимому, автор письма стремится быстрее попасть в Петроград и узнать о своем назначении. Он тоскует по своей любимой жене и мечтает о скорой встрече)

- Какие формы приветствия и прощания использует автор письма? (“Любимая, родимая моя…”, “Ляля моя”, “целую, голубка моя”)

- Взволновало ли вас это письмо? (Да, оно очень эмоциональное. В каждом слове, в каждой строке чувствуется отношение к жене, которую молодой человек боготворит. Он ждет встречи с ней, очень рад, что его дела наконец-то устроились и скоро он будет дома)

4. Слово учителя. Слайд 25

Читает “исследователь”:

- В этом году мы отметили 70 лет со дня начала Великой Отечественной войны. Время было тяжелое, страшное. Кто первым догадался сложить солдатское письмо в треугольник? Молодой паренек, вчерашний школьник, вырванный войной из родительского дома? Взрослый мужчина? Отец? Девушка? Мать, сердце, которой ныло от разлуки с ребенком? Вряд ли мы когда-нибудь узнаем… А как их ждали, эти заветные фронтовые треугольники, пахнущие порохом, окопной глиной, броней танка! Как бережно хранились, перечитывались много раз эти весточки с поля боя или из родного дома…

Эти маленькие “треугольники”, как частички человеческой души, разлетались по стране, вселяя надежду на лучшее и веру в победу. Потому-то и дороги нам эти послания, как память о прошлом, о людях, которые, возможно, уже не с нами. Через многие годы, наткнувшись на пачку пожелтевших писем, хочется почувствовать и пережить те эмоции, которые испытывали давно авторы этих писем.

5. Работа по картине С.С. Сафаряна “Письма-треугольники”. Слайд 26

- Обратите внимание на картину художника Армянской ССР С.С. Сафаряна “Письма-треугольники”. Что мы знаем об этом художнике?

Рассказ “историка”. Слайд 27

Искусство армянского художника Сурена Саркисовича Сафаряна непосредственно связано с увиденным и пережитым на фронтовых дорогах. В мирное время военная тема стала одной из главных в творчестве художника. И, несмотря на то, что в дальнейшем им были созданы произведения и в историческом, и в портретном, и пейзажном жанрах, Сафарян постоянно возвращался к работе над тематической картиной, воссоздающей летопись войны.

Самые известные картины, посвященные Великой Отечественной войне, - “Родные мелодии”, “Освободители”, “Весной 1945 года”, “На безымянной высоте”, “Письма-треугольники”.

6. Слово учителя. Слайд 28

- Что сближает героинь картины?

- Как вы думаете, удалось ли художнику передать внутреннее состояние женщин, читающих письма с фронта?

- Рады ли они этим известиям или огорчены?

- Важны ли для них письма-треугольники?

- Послушайте, в каких условиях создавались эти письма.

Читает “исследователь”:

Война гремела днем и ночью,
Бедой стучалась в каждый дом,
Где ожидали наших строчек,
Пропахших дымом и огнем.

Мы их как музыку писали,
Листок лежал на котелке,
И карандаш дрожал в усталой,
Задетой пулею руке.

Не знаем слов светлей и выше.
А как любили в те года!
Такие письма никогда,
Наверно, больше не напишем!

(Рядовой Пшеницын. Письмо с фронта сестре Нелли)

“22 июня 1941 года.

Здравствуйте, дорогие мама и Реня!

Первым делом сообщаю, что жив, здоров. Сегодня ночью на наш Союз напали проклятые зарвавшиеся немцы. Мы должны показать им, что можем себя защитить. Будет очень трудно, но мы все вынесем. Мама, пока это письмо дойдет до тебя, мы с братом Николаем, может быть, уйдем на фронт, так знай, что за нас тебе краснеть не придется. Я уверен, что мать, пославшая на войну двух сыновей воевать, сумеет выдержать все невзгоды. Не волнуйся, волноваться сейчас некогда, нужно работать… Береги себя, еще будем праздновать победу, тогда и выпьем всей семьей”. (Письмо рядового Франца Белинского, погибшего в 1942 году в бою под Ярцево)

7. Слово учителя.

- Вы не могли не обратить внимание на дату. Письмо было написано в первый день войны. Что привлекает наше внимание? (Уверенность автора в завтрашнем дне, в том, что враг будет разбит и что победа будет за нами).

- Какие черты характера присущи Францу Белинскому? (Смелость, решительность, уверенность, мужественность…)

(Он патриот своей Родины, бережно относится к матери, любит ее, успокаивает, не хочет огорчать, верит в победу).

- Как вы думаете, что случилось с автором этого письма? (Он погиб, раз мы читаем его письмо…)

- Да, вы правы. Франц Белинский погиб в 1942 году в бою под Ярцево. Похоронен там же в братской могиле.

-Что объединяло и сближало людей в годы войны? (Письма)

- Да, весточки с фронта и на фронт объединяли и сближали всех в годы войны. Послушайте письмо, в котором мать гордится своей дочерью, желает ей и всему народу скорой победы над врагом.

Читает “исследователь”:

“Да, родная моя, ты теперь далеко, -
Между нами не только снега и поля –
Между нами – забыть нелегко! –
Напоенная кровью земля…

И из детства, из дома, со школьной скамьи,
Из горячих объятий моих,
От подруг, от друзей, от тепла, от семьи
Ты ушла в вихрь дней огневых.

Властно звал тебя, юную, голос войны –
Стоны братьев, плач женщин, детей –
Сердце, мысли твои были гневом полны
Против гадов в обличии людей.

Ты ушла, чтоб страданья бойцов облегчать,
Истекающих кровью спасать из огня,
И гордится тобой твоя старая мать,
Ненаглядная, милая дочка моя!

Пусть же славный, нелегкий, суровый твой путь
К Дню Победы тебя приведет!
И спокойно тогда можешь ты отдохнуть,
А тебя и всех вас не забудет народ!”.

(Письмо дочке, Лене Ихновской, на фронт)

8. Слово учителя.

- Как вы думаете, важны ли письма из прошлого? (Несомненно, ведь, перечитывая письма, мы вспоминаем близких и дорогих людей, видим через призму времени былое, учимся любить, надеяться и верить)

- Можно ли заменить письмо телефонным разговором? (Нет, так как разговор по телефону требует краткости, а в письме можно продумать каждое слово, проникнуться той атмосферой, в которой они были созданы)

(Работая над письмом, надо обдумывать, подбирать каждое слово).

- Итак, мы подошли к стилю письма. В каком стиле вы бы хотели написать письмо? (В разговорном, потому что письмо – это беседа)

- Вы прослушали сегодня несколько писем. В каком стиле они были написаны? (Два первых письма – в разговорном, последнее – в художественном)

9. Словарно-лексическая работа.

- В письме надо всегда думать о том, какое настроение создает ваше письмо, у адресата – адресанта. Скажите, что объединяет прочитанные письма? (Они начинаются с приветствия)

- В письмах мы не должны стыдиться нежных чувств, не должны быть пренебрежительными к тому, кому пишем. Помните, письмо – это отражение вашей культуры. В древние времена издавались специальные письмовники, с помощью которых учились составлять письма.

Работа со словарем. Слайд 29

- Что означает слово “письмовник”?

- Жанр письма принято называть эпистолярным. В настоящее время не издаются рекомендации, как писать письма. Но, в первую очередь, вы должны написать о том, что вас волнует, затем – обо всем остальном.

- Должны ли мы указывать дату в письме? (Конечно, очень важно знать, в какой момент написано письмо)

- А если вы забыли сообщить какую-то информацию? (Мы напишем Р.S. (Постскриптум – после написанного))

10. Советы тому, кто пишет письмо. Слайд 30

IV. Подведение итогов. Слайд 31

Стремительно летит время, несущее перемены в жизни, в науке и технике. XXI век отмечен бурным техническим прогрессом, который отражается на всех сторонах деятельности людей. Все чаще люди пишут друг другу электронные письма. И все-таки приятнее получить конверт с красивой почтовой маркой, подержать в руках бумажный листок, который хранит тепло близкого человека.

Д/з: написать письмо (См. Приложение 1, Приложение 2)