ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

"Суровая правда" Константина Воробьева. Урок внеклассного чтения по рассказу К.Д. Воробьева "Немец в валенках"

Добавлено: 2020.06.28
Просмотров: 5

Арсеньева Надежда Алексеевна, учитель русского языка и литературы

Кто помнит, тот не знает пораженья,
Кто помнит, тот беспамятных сильней!
(Ник. Грибачев)

I. Литературно-музыкальная композиция

1-й Чтец:

Весь под ногами шар земной
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу.
Что умерли они?

1-й Ведущий:Мы хотим сегодня пристально всмотреться в лица писателей-фронтовиков, которые вышли навстречу врагу, когда началась война, и сделали все, что смогли. В произведениях Дмитрия Ковалева, Константина Симонова, Александра Межирова, Ольги Берггольц, Семена Гудзенко, Юлии Друниной, Николая Майорова, Дмитрия Кедрина и многих других отразилась суровая правда войны.

2-й Чтец:

Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война шагает по России,
А мы такие молодые!

2-й Ведущий: В ярком созвездии блестящих имен горит особым светом звезда Константина Дмитриевича Воробьева. Трудной была его судьба. Он родился 24 сентября 1919 года в крестьянской семье в селе нижний Реутец Медвенского района курской области. У Константина было 5 сестер и брат. С детских лет пришлось будущему писателю выполнять почти все крестьянские работы. Пришлось пережить и голод, и раскулачивание, и нищету. Но все беды не заслонили в его душе красоту родной курской земли.

3-й чтец:

Где река словно лента,
Где отчизны исток,
Поле дышит легендой
У развилки дорог.
Здесь трава, словно повесть,
Здесь княжна-тишина.
Поклонюсь тебе в пояс,
Красных зорь сторона.
Здесь вечерней порою
Ты не раз проходил
Здесь о русских героях
Ветер песню сложил.

1-й Ведущий: Окончив сельскую школу, поступил Константин Воробьев в сельскохозяйственный техникум в Мичуринске. Но после учебы стал киномехаником и 6 месяцев разъезжал по деревням с кинопередвижкой.

В 1935 году начал писать стихи и небольшие корреспонденции о сельской жизни.

Затем стал литературным инструктором в Медвенской местной прессе. Но его уволили за недозволенные стихи. Тогда он и уезжает в Москву, где работает в редакции фабричной газеты.

С 1938 по 1940 год служит в Красной Армии, работал литературным редактором газеты Академии красной Армии имени Фрунзе. Оттуда Константин Воробьев был направлен на учебу в Кремлевское краснознаменное пехотное училище.

Звучит музыка (песня “Священная война” или тема нашествия из “Ленинградской симфонии” Шостаковича)

2-й Ведущий: В октябре 1941 года в составе роты кремлевских курсантов Константин Дмитриевич был отправлен на фронт. В декабре 41-го под клином его рота была почти полностью уничтожена. Подвиг этих ребят писатель изобразил в повести “Убиты под Москвой” (1963г.)

1-й Чтец:

Перебирая наши даты,
Я обращаюсь к тем ребятам,
Что в 41-м шли в солдаты
И в гуманисты в 45-м.
В них были вера и доверье.
А их повыбило железом,
И леса нет – одни деревья.
А я все слышу, слышу, слышу,
Их голоса припоминая,
Я говорю про Павла, Мишу,
Илью Бориса, Николая.

2-й Ведущий: Повесть “Убиты под Москвой” выделялась своей правдивостью, дерзостью, остротой. Автор хочет понять, почему так бессмысленно гибнут без 5-ти минут офицеры, которые, казалось бы, должны побеждать…

2-й Чтец:

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели.
На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
Пусть живые запомнят и пусть поколенья узнают
Эту, взятую с боем суровую правду солдат.

Звучит песня “У деревни Крюково”

1-й Ведущий: В декабре 1941 года под Клином Константин Воробьев был контужен и в бессознательном состоянии попал в плен. Прошел Саласпилсский и Шауляйский лагеря для военнопленных. За эти два года пережил самые кошмарные, нечеловеческие мучения. Правду о пребывании в плену он описал в повести “Это мы, Господи!” Уже в самом названии слышится стон измученных…

3-й Чтец:

Вновь заря над колючим забором.
Я жив и поэзия не умерла:
Пламенем ненависти исходит
Раненое сердце орла.

1-й Ведущий: Из плена Воробьеву удалось бежать. Он попал в партизанский отряд и продолжал бороться.

Печататься Константин Дмитриевич Воробьев начал в 1954 году. Его рассказы и повести – это биография современника, участника борьбы против фашизма.

Константин Дмитриевич Воробьев умер 2-го марта 1975 года в Вильнюсе. Наиболее известен стал писатель только в последние годы. Раньше его имя и книги не были популярны. Может быть, потому, что слишком суровая, горькая правда заключается в них.

II. Беседа по тексту рассказа К.Д.Воробьева “Немец в валенках”.

Рассказ предварительно прочитан дома учащимися по книге для учеников 6-го класса “Вокруг тебя – мир”. Тексты находятся у каждого из ребят на столе. Анализируем текст “вслед за автором”. “Медленное чтение” сочетается со словарной работой.

- Рассказ К.Д. Воробьева “Немец в валенках” переносит нас во времена Великой отечественной войны. В центре этого произведения непростые взаимоотношения пленных и фашистов. В основе рассказа – реальные факты из лагерной жизни.

- Интересно ли было читать рассказ?

- Были ли моменты, когда вам хотелось прервать чтение? Почему?

- Когда и где происходит действие рассказа? (Весна, Прибалтика, лагерь штрафников)

Словарь: - Как вы понимаете выражения “проклевывалась трава и засвечивались одуваны”?

- Найдите и прочитайте описание внешности Вили.

- Обратите внимание на сравнения “как подсолнух”, “как деревенский кот”. Если бы вместо этих сравнений были, например, “как апельсин”, “как тигр”, повлияло бы это на ваше впечатление об охраннике?

- Как воспринимают сначала этого охранника пленные?

- Почему пленные смотрят на ноги немца? (Он обут в валенки)

- Что это означает для пленных? (Он побывал в сражениях под Москвой)

- А почему важно, что немец воевал под Москвой? (Жестокий. Опытный. Мстительный)

- Что сразу понимает герой рассказа, когда видит, как морщится при ходьбе фашист? (У него отморожены пальцы)

- Чего он ожидает от немца?

- Почему не признается, что и у него ноги болят?

Словарь: Кто такие доходяги, почему их так называют?

- Какие чувства испытывает Вилли к Александру вначале? (удивление, неверие, растерянность)

- Зачем, по-вашему, подходит к другу Иван Воронов? (выручать)

- Что означает протянутая охранником сигарета? (Немец хочет показать расположение)

Словарь: Кто находится в бараке? (штрафники)

- Кого называли штрафниками?

- Кем был Вили Броде до войны?

- Почему он говорит об этом пленному доходяге, штрафнику? Что их объединяет.

Словарь: Кто такой конвоир?

- Почему пленный думает о смерти? Ждет ли он чего-нибудь хорошего от фашиста?

- Что необычного в том, что охранник отпустил доходягу? (Вспомните, что в бараке собраны те, кто уже бежал, и не единожды).

- Понял ли пленный, зачем приходил охранник?

- Ждет ли он его снова?

- Как Вилли обращается к пленному, придя второй раз?

- Важно ли, по-вашему, как обращаться к человеку? А к пленному? Знаете ли вы, как обращались к заключенным в лагере? (по номеру)

- Какое сравнение, мало сочетающееся с образом врага, использует писатель?

- О чем в первую минуту встречи думает Александр, глядя на немца? (броситься)

- Ожидает ли пленный, что охранник принесет хлеб? А вы? (исходя из логики раскрытия характера героя, да)

- Прочитайте, как описан хлеб.

Словарь: Как вы понимаете эпитеты изнурительный запах, невесомая важность, скрыто-живая телесная теплота хлеба?

- Как в тексте показано, что охранник осознает: он рискует, принося заключенным хлеб? (он оглядывается, отбирает обертку, торопит съесть)

- Почему немец не сразу уходит? (он видит в пленном человека, общается с ним)

- А что именно позволило охраннику увидеть в заключенном человека? (так же, как и у него, отмороженные ноги)

- Ждет ли теперь Александр немца в валенках? Докажите текстом (“С этой минуты я стал ждать…”)

- Как собирается он поступить с хлебом?

- Что означает для доходяг этот “разовый укус” хлеба?

- Понимает ли военинженер Тюрин, что происходит между Вилли и Александром?

- Как вы относитесь к Тюрину?

- Как воспринимается финал рассказа?

- Хочется ли вам, чтобы Вилли остался жив? Почему?

- Всякий ли пленный может рассчитывать на сострадание?

- А какого обращения заслуживает любой пленник?

III. Викторина по рассказу К.Д. Воробьева “Немец в валенках”.

Викторину проводит один из ребят с помощью учителя. Вопросы викторины составлены учениками под руководством учителя и записаны на карточках.

Узнай героя.

- Это пленный штрафник. Он идет, балансируя то правой, то левой рукой. У него отморожены пальцы ног. (Александр).

- У него голубые глаза, опушенные белесыми ресницами. Он носит меховую куртку под мундиром. Он бывший Бауэр. (Вили Броде).

- У него отморожены пальцы ног. Он сидит, держа ноги на весу. Он носит валенки несмотря на теплую погоду. (Вили Броде).

- Он коренастый. Широколицый и рыжий. На нем сибирские валенки с отрезанными голенищами. Он ступает мягко и врозваль. (Вили Броде).

- Он был доходяга. Он остался жив, перенеся ужас плена. Он идет, будто плывет. (Иван Воронов).

Вспомни сравнение.

- 20 пар глаз смотрят на Александра исступленно и гневно, как… (у святителей на иконах).

- Немец махнул рукой на Воронова, как… (кот лапой).

- Воронов лежит животом вниз, как… (собака).

- Его глаза блестят, как… (угли).

- Иван позвал Сашу, как… (из-за горизонта).

- Вили Броде был рыжий как… (подсолнух).

- Он ступает мягко и врозваль, как… (деревенский кот).

- Немец стоял у дверей, как… (одуван в запретной черте).

- Александр приподнял ноги, как… (немец).

- Александр подравнял углы бутерброда, и бутерброд округлился, как… (коржик).

- Бенк обрушил на затылок Александра что-то тяжкое и кругло-тупое, как… (бревно).

Вспомни, сколько

- штрафников в бараке? (46)

- шагов должно разделять конвоира и пленного? (6)

- удается пробежать пленному по прямой? (10 шагов) влево? (15) вправо? (20)

- лет Александру? (22)

- Вили Броде? (он старше Сашу на целое детство)

- Раз приходил немец к доходяге? (3)

- % сигареты Саша оставил другу? (20)

- лет Тюрину? (под 40)

- ярусов нар в бараке? (3)

- шагов надо было преодолеть Александру, чтобы подойти к немцу? (4)

- хлеба оставил Саша Ивану? (половину в первый раз, половину половины – во второй)

- хлеба намеревался Саша дать первым двум доходягам? (по разовому укусу)

Ответь, что

- есть и у немца-охранника, и у доходяг в бараке? (вши)

- заставило немца выругаться? (отсутствие у пленных воды)

- вызвало у Саши сочувствие к Вили? (общая беда)

Назови

- песню, которую поет Тюрин (“Вы жертвою пали…”)

- какую теплоту хлеба ощущает Саша? (скрыто-живую)

- какой запах хлеба он чувствует? (изнурительный)

- каким образом немец подзывает пленного в первый раз? Во второй? (пальцем; по имени)

- довоенное занятие вили (Бауэр)

- военную специальность Воронова (воентехник)

- армейский чин Тюрина (военинженер)

- “ремесло” Александра (шумахер, сапожник)

- кем служил Вили в лагере? (охранник)

- звание конвоира Бенка (унтер)

- звание конвоира Кляйна (Фельдфебель).

Объясни значение слов

  • Нары
  • Яруг
  • Доходяга
  • Штрафник
  • Колдобина
  • Табанить
  • Остолбенеть
  • Конвоировать
  • Ступать врозваль

Объясни эпитеты

  • Трудная тишина
  • Изнурительный запах
  • Моровой лагерь
  • Западающий голос
  • Залагерная прогулка

Объясни метафоры

  • Проклевывалась тишина
  • Засвечивались одуваны
  • Коротал последний градус жизни
  • Окно лепилось у потолка
  • Глотать бесстрастно.

За каждый правильный ответ ассистенты вручают звездочки.

IV. Подведение итогов.

- В каком документе закреплены права военнопленных? (3-я Женевская конвенция 1949 года)

- А что вы знаете о том, как в настоящее время порой обращаются с пленными?

- Так почему же нам так важно знать настоящую, “суровую правду” о войне, помнить, что было?

- Об этом замечательно сказано в стихотворении Н. Грибачева:

Гремят истории колокола,
Взывая к памяти моей,
И в них набаты
Жестоких битв и созиданий даты
И праздники, чья ширь и даль светла.
И позабытый вновь встает рассвет,
И кто-то в травы падает сраженный,
И город, артиллерией сожженный,
От дыма черен и от пепла сед.
Они гремят, в них отзвук прежних дней,
Намек, подсказка, предостереженье.
Кто помнит, тот не знает пораженья,
Кто помнит, тот беспамятных сильней.