Преподавание русского языка
Интерактивная лингвистическая интеллектуальная игра из серии "Три И: интеллект, интеграция, информация" "Калейдоскоп слов: от А до Я"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2025.12.27
Просмотров: 0
Саренко Ольга Эдуардовна, учитель русского языка и литературы В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно. Н.В. Гоголь. Интерактивная лингвистическая интеллектуальная игра "Калейдоскоп слов: от А до Я" строится по принципу "снежного кома" - одна информация наслаивается на другую: мною отбирается интересный познавательный материал по географии, литературе, истории, астрономии, биологии и т.д. Серия таких игр позволяют достичь главного результата - осуществление развития ученика в процессе учебной деятельности через его активность, интерес к выполнению познавательных и практических задач, разноплановую мыслительную деятельность. Ученики работают в группах из пяти человек, они выбирают название команды и решают, какую фигуру из цветных фигур они будут проектировать. Правила игры просты: участникам предлагаются задания и вопросы, ответы на которые помогает дать знание алфавита. Игра строится по следующему алфавитному принципу: после каждого блока из 5 слов ученики на цветном треугольнике записывают слова и на магнитной доске начинают конструирование фигуры. В алфавите 33 буквы, но слов у нас 30, так как на Ъ, Ы, Ь слова не начинаются, поэтому участникам игры предлагаются 3 блиц-вопроса. За каждый вопрос игры команда получает жетон, оцениваемый 1 баллом. За дополнительные вопросы в игре (отмеченные как бонусные) и блиц-вопросы команда получает особые жетоны, оцениваемые в 2 балла. Оборудование игры: - "Толковый словарь" Ожегова и Н.Шведовой у каждой группы.
- "Школьный орфографический словарь" у каждого ученика.
- Наборы из цветных треугольников для проектирования фигуры из слов калейдоскопа, фломастеры.
- Мультимедийная презентация.
Цели игры: Обучающие: - активизировать ранее усвоенные знания по различным темам учебных предметов (истории, математике, географии, литературе, английскому языку и т.д.),
- совершенствовать навык работы со справочной литературой (орфографическим и толковым словарями),
- расширить лексический запас слов учащихся,
- актуализировать собственный языковой опыт учащихся.
Развивающие: - повысить интеллектуальный уровень учащихся,
- развить интерес к русскому языку и лингвистике,
- расширить кругозор учащихся.
Воспитательные: - продолжать обучать работе в группах.
1 ТУР (разминка) Проводится для того, чтобы узнать, в какой последовательности будут играть команды. 1. Какая мышка от кошки не прячется? (компьютерная) 2. Что будет с красным платком, если его отпустить на 5 минут в Северное море? (станет мокрым) 3. Электропоезд шел с севера на юг, ветер дул с юга на север; в какую сторону шел дым от поезда? (у электропоезда дыма быть не может) 4. Сын академика разговаривает со своим отцом. При этом академик в разговоре не участвует. Как такое может быть? (академик - мать) 5. Когда барыня становится рабыней? (поменять буквы) 6. Чем отличается малина от калины? (первой буквой) 7. Что в России на первом месте, а во Франции на втором? (буква Р) 2 ТУР (блок слов из 5 слов от А до Д) | Загаданное слово. | Задание. | Вопрос. | Бонусный вопрос. | | АЛФАВИТ. | Прочитайте стихотворение В.Я Брюсова. Алый бархат вечереет, Горделиво дремлют ели, Жаждет зелень, и июнь Колыбельной лаской млеет. | В чём заключается необычность стихотворения В.Я. Брюсова? (Первые буквы каждого слова стихотворения соответствуют порядку букв русского алфавита). | | | БРИГАНТИНА. | | Как называется лёгкое морское двухмачтовое судно? | | | ВОДОПАД. | Самое высокое творение природы было обнаружено американским пилотом, когда он занимался разведкой золота. Он летел на своем маленьком самолете и заметил стрелу воды, устремляющуюся с высоты 979 метров. | О каком творении природы идёт речь? | Назовите стрелу воды как средство художественной выразительности (метафора) | | ГЛАГОЛЬ. | Вспомним нашу русскую азбуку. 1-ая буквица называлась аз, 2 - буки. 3 -веди, 4 - добро. | Как называлась 5-ая буквица? | | | ДИНАМИТ. | Шведский изобретатель Альфред Нобель заработал на изобретении этого взрывчатого вещества 33 миллиона крон. Нобель говорил о нём так: "Изобретение, созданное во имя человека, направлено против человека" | О каком взрывчатом веществе идёт речь? | Назовите русских или российских лауреатов Нобелевской премии (И.Бунин, М.Шолохов и т.д.) | После этого блока вопросов группа проверяет написание слов по орфографическому словарю, вносит исправления и капитан на магнитной доске начинает проектирование строительство фигуры. 3 ТУР (блок слов из 5 слов от Е до И) | Загаданное слово. | Задание. | Вопрос. | Бонусный вопрос. | | ЕДИНИЦА. | | В математике действительное число, от умножения на которое любое число не меняется | | | ЁМКОСТЬ. | Назовите одним словом - банка, бутылка, цистерна, контейнер | | | | ЖУРАВЛЬ. | В Японии эта самодельная бумажная птичка является символом памяти о погибших во время атомных бомбардировок После атомной бомбардировки Хиросимы больная лейкемией девочка Садако Сасаки в больнице складывала фигурки. По легенде, для исполнения желания их надо было свернуть тысячу. Врач сказал девочке, что, сделав тысячную, она поправится. Садако успела сделать 644... | Что эта за птица? | Как называется искусство бумажных фигур? (оригами) | | ЗАПИСКА. | Среди альпинистов существует традиция: взошедшие на вершину оставляют там предмет как свидетельство своего достижения. В этом предмете сообщается информация о руководителе и участниках группы, маршруте, дате и времени восхождения. | Какой предмет можно найти на вершине горы? | | | ИЕРОГЛИФ. | Китайцы при исправлении никогда не зачеркивают этот фигурный знак прямыми линиями, только кружком: боятся добавить лишнюю черту, что может привести к путанице. | Как называют фигурный знак в древнеегипетском, китайском и некоторых других языках? | | После этого блока вопросов второй участник группы проверяет написание слов по орфографическому словарю и продолжает строительство фигуры 4 ТУР (блок слов из 5 слов от Е до И) | Загаданное слово. | Задание. | Вопрос. | Бонусный вопрос. | | ЙОГУРТ. | Он может быть охлаждённым, клюквенным, разрекламированным витаминизированным, обезжиренным. | | | | КЕНГУРУ. | У этого самого необычного и интересного животного, животного всё необычно. Задние ноги в несколько раз больше передних. Животное передвигается, делая прыжки до 12 метров в длину и 3 - в высоту, подавая ударами ног о землю сигналы друг другу. Но самое необычное - его детёныши, которые рождаются величиной с грецкий орех. | Что это за необычное животное, название которого с местного языка означает "Я не понимаю"? (Кен- гу-ру) | Кенгуры обитают в самом красивом и удивительном континенте. Назовите родину кенгуру. !Австралия) | | ЛАБИРИНТ. | Как назывались в древности постройки и подземные сооружения с многочисленными проходами и с одним лишь входом и выходом? | | !Назовите самый известный лабиринт древности. (Минотавра) | | МАТЕРИК. | Посмотрите на географическую карту и назовите одним словом - Африка, Америка, Австралия, Европа, Азия | | | | НАТЮРМОРТ. | Посмотрите внимательно на картины. | Что объединяет картины художников? | С какого языка пришло в русский язык слово "натюрморт". (с французского) | После этого блока вопросов второй участник группы проверяет написание отгаданных слов по орфографическому словарю и продолжает проектирование фигуры. 5 ТУР (блок слов из 5 слов от О до Т) | Загаданное слово. | Задание. | Вопрос. | Бонусный вопрос. | | ОЛИМПИОНИК. | Внимательно посмотрите на слайд и закончите логическую цепочку. Олимпия (юг Греции) - место игр, "олимпийцы" - 12 греческих богов, Олимп (гора на севере Греции) - место обитания греческих богов. | Как в древности назывались победители олимпийских игр? | | | ПИРАНЬЯ. | Эти небольшие рыбы (до 30 сантиметров в длину) - одни из самых прожорливых и опасных. Они нападают на любое существо, оказавшееся на их пути. Стая этих рыб способна за несколько минут обглодать быка или тапира, оставив лишь один голый скелет. | | !Назовите популярный фильм, в названии которого упоминается эта рыба. ("Охота на пиранью") | | РЕБУС. | Как называется загадка, в которой искомое слово изображено комбинацией фигур, букв или знаков? | | Каждой команде предлагается разгадать понравившийся из ребусов и получить дополнительный балл. | | СЕКУНДАНТ. | Вы видите иллюстрацию дуэли, на которой запечатлены не только дуэлянты, но и их посредники. | Как называются свидетели дуэли? | Кто из русских поэтов погиб на дуэли? (М.Ю.Лермонтов) | | ТАБУН. | Много коров - это стадо, много овец - это отара, много тигров - это тайд | Как называют много лошадей? | | После этого блока вопросов четвёртый участник группы проверяет написание слов по орфографическому словарю и продолжает строительство фигуры 6 ТУР (блок слов из 5 слов от У до Ч) | Загаданное слово. | Задание. | Вопрос. | Бонусный вопрос. | | УРАВНЕНИЕ | | Математическое равенство с одним неизвестным. | Решите уравнение 2х+156= 234 | | ФАРАОН | Вы, конечно же, узнали одно из семи чудес Света - Египетские пирамиды. | Кто мог быть погребён в этом большом каменном сооружении? | !Назовите ещё одно любое из семи чудес Света. (Висячие сады Сирамиды, Колосс Родосский и т.д.) | | ХАЛВА | | Как называется кондитерское изделие из растёртых орехов, семян, смешанных с карамельной массой? | | | ЦИЛИНДР | Назовите одним словом геометрическое тело и головной убор - высокая твёрдая шляпа с небольшими полями | | | | ЧАЙНВОРД | Существуют различные виды кроссвордов - сканворды, филворды и т.д.. | Как называется кроссворд, где слова располагаются по цепочке и никогда не пересекаются? | Слово word переводится как слово, переведите с английского слово chain (цепочка) | После этого блока вопросов пятый участник группы проверяет написание слов и продолжает строительство фигуры. СЕРИЯ БЛИЦ-ВОПРОСОВ. 1. Решите пропорцию ГРАНАТ = ___?____= ПИРОГ ? ЛАВРА ? Решить пропорцию - значит найти в ней недостающие члены, а для этого понять, какие отношения между её членами. Игра развивает гибкость мышления, способствует видеть связи и соотношения между разными вещами, в том числе неочевидные и скрытые. Оказывается, что, прибавив или убрав букву а, мы получаем слова, совершенно различные по смыслу. 1) Гранат - южное дерево или плод этого дерева, а также полудрагоценный камень Граната - разрывной снаряд 2) Лавр - вечно - зелёное южное дерево с пахучими листьями Лавра - большой монастырь 3) Пирог - печенье с начинкой Пирога - узкая длинная лодка 2. Продолжи ряд. 2.1.кок, потоп, поп :. Дети без особого труда видят, что это слова, которые справа налево читаются одинаково, так называемые палиндромы или перевёртыши и продолжают ряд словами из 5-ти букв (казак, шалаш и т.п.) 2.2.Максим Горький (Пешков), Ал. Грин (Гриневский), К. Чуковский (Корнейчуков) :. Для подсказки: пусть вспомнят урок "Чуккокала" и историю слова "псевдоним", тогда поймут, что это писатели, которые взяли псевдоним. Для продолжения: Демьян Бедный (Придворов), В.Каверин (Зильбер), Даниил Хармс (Ювачёв), А.Платонов (Климентов) и т.д. 3. Говорящие фамилии. Известно, что фамилии наших предков нередко отражали род занятий человека. Дан ряд фамилий: 1) Плотников, 2) Скорняков, 3) Сыромятников, 4) Пономарев, 5) Гончаров. Чей предок служил в церкви, чей выделывал кожу, чей шил тулупы, чей лепил горшки, чей рубил избы? 7 ТУР (блок слов из 5 слов от Ш до Я) | Загаданное слово. | Задание. | Вопрос. | Бонусный вопрос. | | ШАХМАТЫ. | Выдающийся математик Харольд Харди заметил однажды, что решение проблем этой игры есть не что иное, как математическое упражнение, а сама игра - насвистывание математических мелодий | | | | ЩЕКОЛДА. | Род дверного запора - металлическая пластинка с рычажком. | | | | ЭКЗАМЕН. | "Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году. Я прочёл моё стихотворение, стоя в двух шагах от Державина", - вспоминал А.С.Пушкин. | О каком важном событии в жизни лицеиста Пушкина идёт речь? | !Какое стихотворение читал А.С.Пушкин на экзамене? ("Воспоминания в Царском Селе") | | ЮБИЛЯР. | ТОТ, КОМУ 20, 30, 40, 50, 55, 60 и т.д. | | | | ЯБЛОКО. | Шарада-загадка в стихах, в которой слово распадается на несколько частей представляя собой отдельное слова. Вы узнаете последнее слово, разгадав шараду. Местоимение, предлог, Меж них - фамилия поэта. А целое - известный плод. Что зреет на исходе лета. | | Как яблоко трижды изменило жизнь людей? (Адамово яблоко, яблоко раздора "Прекраснейшей", Ньютоново открытие) | После этого последнего блока группам предоставляется возможность закончить проектирование задуманной в начале игры фигуры, а капитанам проверить правильность написания каждого слова на её элементе по орфографическому словарю. Во время этого подводятся итоги - подсчитываются жетоны за игру - 1 балл, и особых - 2 балла.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|