|
Преподавание литературы Сергей Есенин - певец земли русскойNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.12.27 Просмотров: 0 Дмитриева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы Цель урока: показать, что тема Родины – основная в поэзии Есенина, и проследить, что включает поэт в это понятие; анализируя стихотворения, попытаться понять художественный мир поэта; формировать навыки комплексного анализа лирического произведения. Оборудование: портреты поэта, иллюстрации, репродукции картин художников Б. Щербакова, Ю. Кугача, А. Рылова, Н. Ромадина, И. Остроухова. На доске высказывания М. Горького, Е. Евтушенко, С. Есенина.
I. Слово учителя. Беседа с учащимися.Вся поэзия С. Есенина – это признание в любви родному краю, родной земле, Родине.
А что же включает в это понятие - Родина – поэт? Сергей Есенин говорил, что “чувство Родины” – основное в его творчестве. М. Горький и Е. Евтушенко выделили то “основное”, что почувствовали в его лирике. Прочитайте их высказывания и назовите ключевые слова. “Поля и леса”, “деревенское небо”, “животные и цветы”, “печаль полей”, “любовь ко всему живому”, “милосердие”, “нежность к берёзкам и лугам, к зверью и людям” - это “одна большая любовь, любовь к Родине” Сергея Есенина. А. Блок тоже писал о Родине: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь”. Но в чём различие между поэтами? Учащиеся отмечают, что А. Блок только в стихах III этапа процесса “вочеловечивания” обрёл новые ценности – Родину, а С. Есенин сделал эту тему в лирике центральной. II.
Природа и Родина… для Есенина эти слова – синонимы. А берёзка – извечный символ России Слово предоставляется учащимся 1 группы, которые готовили сообщение “Берёза – символ Родины в лирике Есенина”. “Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел…” - доносится из приёмника. И от пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда - то побежать, обнять кого – нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце, и ту, что пребудет ещё в нём. Голосистые женщины с тихим вздохом ведут и ведут про месяц за окошком, про тальянку, что плачет за околицей, и песнопевиц этих тоже жалко, хочется утешить их, пожалеть, обнадёжить. Какая очищающая скорбь! … На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озёр, с умолкшей церковью посередине, оплаканная русским певцом Россия. Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!
Звучит песня на стихи Есенина “Над окошком месяц, Под окошком ветер…” Учащиеся имеют текст стихотворения перед собой.
А ведь на Руси для поэта дать песню – заслужить высшее признание. Звучит романс “Отговорила роща золотая”… Единство человека и природы. Вслед за Лермонтовым (стихи “Тучи”, “Утёс”, “На севере диком”, “Листок”) С. Есенин “очеловечивает” природу, а человека “растворяет” в природе, используя основной приём – олицетворение. Слово учащимся 2-й группы, которые выбирали примеры из стихотворений.
III. А люди разве не цветы?”С образом Родины у Есенина слился образ самого дорогого человека – матери. Комплексный анализ стихотворения “Письмо матери”. (Индивидуальное задание) Любовная лирика в творчестве Есенина занимает значительное место. Замечателен цикл стихов “Персидские мотивы”, где тема любви сближается с темой Родины.
Комплексный анализ стихотворений “Шаганэ ты моя, Шаганэ” и “Я спросил сегодня у менялы…” (Индивидуальные задания) И в философских стихах – раздумьях лирический герой, принимая и благословляя жизнь и смерть, выражает огромную любовь к людям, которые живут рядом с ним на дорогой, милой ему земле. Комплексный анализ стихотворения “Мы теперь уходим понемногу…” (Индивидуальное задание) IV.
Великий гуманист С. Есенин животным посвятил ряд стихотворений: “Песнь о собаке”, “Собаке Качалова”, “Лисица” и т.д. Комплексный анализ стихотворения “Собаке Качалова”. (Индивидуальное задание) V. “Я последний поэт деревни…”Неразделимы для С.Есенина понятия Родина и деревня, поэтому так много строк посвящено крестьянской России. Выразительное чтение стихотворения “Русь советская” и беседа с классом. VI.
Неоднозначно воспринимал поэт происходящее в дорогой его сердцу России. В 1920 году он написал Е.И.Лившиц:
А в 1924 году пишет стихотворение “Письмо к женщине”. Выразительное чтение стихотворения и его анализ (Индивидуальное задание) VII. “Никому не уйти из – под очаровывающей власти его таланта”. Ю. Бондарев
Слушаем романс “Забава” (стихи С. Есенина) в исполнении Александра Малинина. И как обобщение звучат слова С. Кошечкина:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |