ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Проект урока русского языка "Анализ текста" в 11-м классе

Добавлено: 2020.05.17
Просмотров: 5

Шувалова Зульфия Габдуллаевна, учитель

Лексическая тема: семья, экология души.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя, в котором он формулирует цели и задачи урока.

3. Проверка домашнего задания.

1 группа. Найти стихотворение о семье. Предоставить материал другим группам.

Как появилось слово семья?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
– Сейчас я тебе 7 вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: – Я.
– Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос мне, подруга моя.
– Я, я, я… – Ева молвила. – Я.
Сказала она знаменитых семь «я»,
Так на земле появилась семья.

Стихотворение Ларисы Рубальской показалось нам интересным, потому что с тонкой иронией говорит о серьезных вещах. Поражает смирение, с которым Ева решила взвалить на своей плечи все тяготы семейной жизни. Интересно обыгрывание слов: числительного семь и личного местоимения я.

2 группа. Подобрать высказывания на тему семья.

Женщина создана из ребра. Если ты будешь стараться выпрямить эту кривую кость, то поломаешь ее, поэтому лучше обходиться с женщиной мягко.

Мы выбрали это выражение, потому что оно с юмором говорит о серьезных вещах. От него веет житейской мудростью. Еще оно интересно тем, что основано на сюжете Евангелие. С лексической точки зрения оно интересно таким языковым средством выразительности как перифраз кривая кость.

Предлагаем эту цитату в персональную папку других групп.

Коли мы заговорили о религиозных мотивах, предоставим слово третьей группе, которая раскрывала проблему семьи в Исламе.

– Мы взяли за основу хадисы. Особо заинтересовали нас два хадиса, которые были для нас открытием. Бытует мнение, что у мусульман женщина – бесправное существо. Однако эти хадисы опровергают заблуждение: «Рай находится под ногами ваших матерей» и «Если одновременно позовут тебя отец и мать, то прежде подойди к матери» Мы предлагаем взять их на вооружение другим группам. Но не ограничиваемся этим. Запомните и следующие: «Если добрыми делами угодишь родителям, то угодишь и Богу», «Заботьтесь о своих родителях, тогда ваши дети позаботятся о вас», «Цените воспитание, полученное от ваших родителей, выполняйте их заветы».

– А теперь слово четвертой группе.

Мы подобрали русские пословицы о семье: Дом вести – не рукавом трясти; Когда семья вместе, и семья на месте; Дети не в тягость, а в радость; Семейные нелады доведут до беды; В дружной семье и каша гуще. Думаем, что эти пословицы и поговорки не нуждаются в комментариях. Они являются воплощением народной мудрости. Звучат лаконично, вместе с тем они очень емкие по содержанию.

Пятая группа должна была подготовить аннотации на прочитанные произведения, в которых затрагивается тема семьи.

Тему семьи поднимает во многих своих произведениях Альберт Лиханов. Это «Солнечное затмение», «Чистые камушки», «Обман», «Лабиринт». Последние три объединены в трилогию «Семейные обстоятельства». Роман «Никто» затрагивает проблему современности – сиротство. 700 000 искалеченных судеб, вынужденных ради того, чтобы выжить идти на преступления. Это произведение об ответственности взрослых перед теми, кому дали жизнь. Книга полезна для молодых людей, которые торопятся вступить во взрослую жизнь, не думая о последствиях.

– Рассказ Улицкой «… и умерли в один день» – апофеоз любви, гармонии семейных отношений. Сын и дочь сыграли для своих родителей золотую свадьбу. Через год мать- Алла Аркадиевна- заболела. Роман Борисович трогательно ухаживал за ней. Однажды он в больнице нагнулся, чтобы надеть бахилы, но замертво упал, так и не узнав, что его жена умерла в этот день. Рассказ учит преданности, лебединой верности.

– Серьезные проблемы поднимаются в рассказе Романа Солнцева «Старица». На первый взгляд, это произведение затрагивает только экологическую тему – гибель речки Старицы. Но речь в нем идет больше об экологии души. Проблема намного шире. Порвалось звено, связующее нить в цепи человеческой жизни – сын и мать перестали понимать друг друга из-за языкового барьера. Он забыл родной язык – татарский. Мать не может говорить на русском. А люди перестали понимать свою прародительницу – природу. Гибель Старицы – начало глубокой катастрофы.

– Список произведений можно было продолжить, так как тема семьи является одной из самых злободневных. Тем более, что общество наконец-то осознало, какое огромное значение имеет семья в жизни каждого человека, в становлении личности. Но мы передаем слово шестой группе. Они должны были показать, как эта тема раскрывается в притчах, сказках.

– Мы не будем перечислять сказки, в которых звучит эта тема. Гораздо интереснее нам показалось ее отражение в современных прозаических произведениях. Для этого решили обратиться к творчеству Чингиза Айтматова. Включение в канву произведения притч, легенд – один из излюбленных приемов этого писателя. Читая « Белый пароход», мы познакомились с историей о матери – оленихе, которая спасла девочку и мальчика от смерти, когда враги истребили все их племя. Тем самым род людской не прервался. Тогда люди поклялись не уничтожать оленят. Но потом они нарушили эту клятву. И стали убивать их не только ради того, чтобы прокормить свою семью, но и просто из-за охотничьего азарта. Олени обиделись и ушли из этих краев. Но потом они сами решили вернуться. Здесь-то сказка прерывается. Мать – олениху убивают праздные охотники. Герой произведения - маленький мальчик, не знавший своего отца умирает, не вынеся всей жестокости содеянного. Знаменательна связь между легендой и канвой произведения. Люди не помнят. Чем обязаны матери – оленихе. Они истребляют своих молочных братьев. Порвалась «цепь великая». Отец не хочет признавать сына. Тот растет чистым, честным, но незащищенным, так как и мать не принимает участия в его воспитании. Мальчик умирает. Нет детей и у егеря, по вине которого жена потеряла еще не родившегося ребенка.

– Убивает собственного ребенка и егерь из романа «Плаха». У волчицы Акбары дважды погибают волчата. Один раз она оставила их в норе одних, чтобы добыть корм, а в это время перепахивали землю. Волчата были заживо погребены под землей.

– Второй выводок погиб по вине жестокого человека, который убил и подкинул волчат егерю. Приняв его сына за своего, Акбара похитила его. Желая спасти сына, безутешный отец выстрелил, но промахнулся.

– В романе «Буранный полустанок» (второе название « И дольше века длится день») Айтматов поведал о печальной судьбе женщины, сын которой попал в плен, где его превратили в манкурта, раба, не помнящего родства. Жоламан убивает мать. Романы этого великого писателя заставляют задуматься над глобальными проблемами современности.

4. Изучение новой темы.

Весь этот материал вы можете использовать при выполнении части С на ЕГЭ. А сейчас непосредственно поработаем над текстом.

(1) Под вечер приехал Павел. (2) В этом году по весне, незадолго до Пасхи, ему сровнялось пятьдесят – был он у Даши теперь старшим, а по порядку вторым сыном, первого прибрала война. (3) И еще одного сына лишилась она в войну, тот…нашел смерть на лесоповале. (4)…из трёх похороненных Дарьей детей все трое успели вырасти и войти в жизнь – один годился для войны, другой для работы, третья – старшая дочь, скончавшаяся в Подволочной при вторых уже родах, жила своей семьёй.

(5) И столько же, трое, осталось у Дарьи в живых: дочь в Иркутске, сын из старого, дальнего леспромхоза переехал недавно в новый, только открытый, поближе к Матёре, и вот Павел.(6) Жаловаться на них грех, все, пожалуй что, чтут мать: те, что на стороне, пишут и зовут в гости. (7) Павел сам грубого слова с ней не знает и жене не велит знать. (8) Не всякому удаётся на старости такая судьба. (9) Голодом-холодом теперь никто не сидит, и оно, отношение от родных к старикам ,- самая первая для них важность…

– (10) Ну что, мать,– ещё дома сказал ей Павел, – может, и тебя сразу соберём? (11)Больше как будто тут делать нечего.

– (12) Нет, – твёрдо отказалась Дарья. (13) Меня уж ты покуль не трогай. (14)Я не корова, чтоб просто так с Матёры съехать…

– (15) Подожгут скоро, мать…

– (16) Пущай поджигают.

(17) И не сдерживаясь, с упрёком и обидой спросила, зная, что поздно и ни к чему спрашивать:

– (18) Могилки, значится, так и оставим? (19) Могилки наши, изродные? (20) Под воду?

(21) Павел сник, на него было жалко смотреть.

(22) – Ежели мы кинули, нас с тобой не задумаются кинут,– предрекла она…

(23) Когда Павел уехал, она пошла, ещё не остыв, не успокоившись после этого разговора, на кладбище.

(24) Воротца на кладбище были распахнуты, а сразу за воротцами, на первой же полянке, чернела большим пятном выжженная земля.(25) Дарья вскинула голову и не увидела на могилках ни крестов, ни тумбочек, ни оградок…

(26) Она повернула влево и отыскала в глубине леса холмик, под которым лежали отец и мать, те, кто дал ей жизнь. (27) Холмик был запачкан землёй от вывернутого креста. (28) Слева, её клали первой, покоилась мать, справа отец…

(29) А Дарья всё спрашивала себя, всё тщилась отвечать и не могла ответить.(30) Да и кто, какой ум ответит? (31) Человек приходит в мир и , пожив, устав от жизни, как теперь она, Дарья, а когда и не устав, неминуемо уходит обратно. (32) Вон сколько их было, прежде чем дошло до неё, и сколько будет после неё! (33) Она находится сейчас на самом сгибе: одна половина есть и будет, другая была, но вот-вот продёрнется вниз, а на сгиб встанет новое кольцо. (34) Где же их больше – впереди или позади? (35) И кто знает правду о человеке: зачем он живёт? (36) Ради жизни самой, ради детей, чтобы и дети оставили детей, и дети детей оставили детей, или ради чего-то ещё? (37) Вечным ли будет это движение? (38) И если ради детей, ради движения, ради этого беспрерывного передёргивания – зачем тогда приходить на эти могилы? (39) Вот они лежат здесь полной материнской ратью, молчат, отдав всё свое для неё, для Дарьи, и для таких, как она, и что из этого получается? ( 40)Что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения? (41)Ничего он не чувствует. (42) Ничего не понимает. (43) И ведёт себя так, будто с него с первого и началась жизнь и им она навсегда закончится. (44) Вы, мёртвые, скажите: узнали, нет вы всю правду там, за этой чертой? (45)Для чего вы были?

Работа над текстом.

  1. Определите стиль и тип речи текста. (Художественный стиль; повествование и рассуждение.)
  2. Какая тема звучит в этом тексте? (Философская тема о сущности бытия, о связи поколений.)
  3. Какова основная мысль? ( Человек – связующее звено между прошлым и будущим, предками и потомками.)
  4. Озаглавьте текст. (Дарья на кладбище. Жизнь – это миг между прошлым и будущим. На сгибе.)
  5. В чем видят смысл жизни Дарья и сам писатель?
  6. Можно ли этот отрывок из18 главы повести В.Распутина «Прощание с Матёрой» считать текстом? Докажите.
  7. Какие виды синтаксических конструкций встречаются в данном отрывке?
  8. В каких предложениях есть вводные слова?
  9. В каких предложениях есть обращения? Обособленные члены предложения? Уточняющие члены предложения?
  10. Какие предложения являются односоставными?
  11. Назовите номера сложноподчинённых предложений.
  12. Определите их вид.
  13. Объясните постановку двоеточий в бессоюзных сложных предложениях.
  14. Какие члены предложения по цели высказывания встречаются в данном тексте?

V. Задание на дом.

Напишите сочинение на одну из тем: «В чем видит смысл жизни Дарья?», «Согласен ли автор с позицией Дарьи?», «Как жить, чтобы совесть иметь и от совести не терпеть?». Раскройте смысл размышлений Дарьи о человеке, его жизни и его месте на земле.