ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Литературная игра "Карающий смех Гоголя" по комедии "Ревизор"

Добавлено: 2020.05.13
Просмотров: 6

Левандовская Ольга Егоровна, учитель русского языка и литературы, МХК

1. Разминка капитанов

1. Кто из героев Гоголя...

1. ... превыше всего ценил товарищество? (Тарас Бульба)

2. ...брал взятки борзыми щенками? (судья Ляпкин-Тяпкин)

3. ... носил шаровары в таких глубоких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбарами и строениями и любил пить чай, забравшись в реку? (Иван Никифорович)

4. Кто нашел в горячем хлебе... нос? (цирюльник Иван Яковлевич)

5.У каких двух героев головы были похожи: у одного на редьку хвостом вниз, у другого - на редьку хвостом вверх? (Иван Иванович и Иван Никифорович)

6.Кто положительный герой комедии "Ревизор"? (Смех)

2. Теория литературы. Драматические произведения.

1. Трагедия (драматическое произведение, писатель показывает героев в напряженной борьбе с непреодолимыми препятствиями, обрекающими их на гибель )

2. Драма (драматическое произведение, препятствия. могут быть преодолены, герои не всегда погибают)

3. Сюжет (Цепь взаимосвязанных и последовательно развивающихся событий)

4.Экспозиция (Вступительная часть сюжета, показывающая обстановку, в которой будет происходить действие, рисующая положение и характеры действующих лиц)

5.Завязка (Событие, с которого начинается действие )

6. Кульминация (Высшая. точка. в развитии действия)

7. Развитие действия (Часть сюжета между завязкой и развязкой)

8. Ремарка (Замечания для господ актеров)

9. Реплика (Замечания одного собеседника на слова другого)

10. Развязка (Событие, завершающее действие)

3. Выразительное чтение эпизодов пьесы)

4. Устаревшие слова, их лексическое значение

1. Богоугодные заведения

2. Присутственное место (казенное учреждение, здесь суд)

3. "Московские ведомости" (газета, издававшаяся Московским университетом)

4. Партикулярный (штатский, невоенный)

5. Габерсуп (овсяный суп )

6. Елистратишко (искаженное регистратор. Коллежский регистратор - низший гражданский чин в царской России - 14 класс)

7. Владимир. в петлице - орден Владимира 4 - й степени, который носили на груди

8. Щелкопер (устар.) - бумагомаратель. писака, враль

5. Сатирические приемы, которые использует Гоголь

1. Алогизм (отсутствие в речи действующих лиц достаточной логики в изложении ими своих мыслей: судья говорит в связи с приездом ревизора: "Это значит вот что: Россия хочет вести войну, и министерия -то... подослала

чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены"

2. Соседство серьезного с мелким, незначительным: важно не то, как лечат больных, а что они "ходят в грязных колпаках и курят крепкий табак"

3. Приписывание людям случайного качества: городничий говорит об учителях, что они "имеют очень странные поступки, неразлучные с ученым званием" - один делает гримасы, другой стулья ломает

4. Неожиданность ситуаций и мыслей, выводов действующих лиц: сватовство Хлестакова или унтер-офицерская жена "сама себя высекла"

5. Комический прием вранья, расхождение слов с делом: вранье Хлестакова или городничего, расписывающегосвое старание: "Даже когда ложишься спать, все думаешь: господи Боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно"

6. Диалог в разных смысловых планах, например, городничего с Хлестаковым (д.2, явл.8)

7. Реплики в сторону

8. Зеркальное отражение

8. Что слышится в смехе Гоголя? (не только одно развлечение, веселость, но и "мщение за униженное человеческое достоинство" (Белинский В.Г.)

6. Хлестаков и хлестаковщина

1. Хлестаков не сразу получил свою фамилию. Назовите первоначальные фамилии этого персонажа (Скакунов, Хласков, Перепелкин)

2. Что вас особенно поразило в "сцене вранья" (Д.3, явл.6)?

3. Как россказни Хлестакова о петербургской жизни связаны с его желанием играть роль значительного лица (Д.2, явл.5)?

4. Почему Хлестаков не пользуется репликами "в сторону"? (Как заметил литературовед Ю.В. Манн, "такие реплики служили драматургу для передачи внутренней речи персонажа, его тайных намерений. По отношению к Хлестакову этого не требовалось: у него что на уме, то и на языке".

5. Проанализируйте реплики Анны Андреевны и определите их роль в этой сцене ( любопытство и кокетничание Анны Андреевны с Хлестаковым, ее реплики как бы направляют течение его вранья по нужному руслу. Поэтому Хлестаков на время становится и литератором, и любителем балов, и важным чиновником. Анна. Андреевна как бы подсказывает ему темы. Опьянение не дало Хлестакову возможности стать в глазах чиновников фельдмаршалом - его увели в другую комнату)

6. Почему чиновники города верят пьяной болтовне Хлестакова? (Чиновники в этой "пигалице" прежде всего видят "государственного человека", а потому все, что говорит Хлестаков, оценивают с этих позиций. "Не генерал, а не уступит генералу. Такое образование и важные поступки-с", - подчеркивает Добчинский. Подобное же отмечает и Анна Андреевна: "Какое тонкое обращение! Сейчас можно увидеть столичную штучку. Приемы и все это такое..." События освещены с высоты того положения, которое занимает Хлестаков, в воображении городничего и чиновников, в Петербурге. И это увеличивает значимость образа. В России тех времен существовала такая неразбериха, что кого угодно могли принять за важного человека)

7. Почему Хлестакова нельзя назвать плутом или хитрым лгуном? (Хлестаков. врет не преднамеренно, не для выгоды - это простодушный, ничтожный обманщик. Здесь проявилось новаторство Гоголя по сравнению с предшественниками и современниками. Тип лгуна не нов в литературе. однако в других произведениях авторы заведомо награждали таких персонажей корыстливой чертой. Интересно мнение современника писателя Аполлона Григорьева: "Хлестаков, как мыльный пузырь, надувается под влиянием благоприятных обстоятельств, растет в собственных глазах и в глазах чиновников, становится все смелее и смелее в хвастовстве... Но придайте Хлестакову хоть немного расчета в хвастовстве, - и он перестанет уже быть Хлестаковым... Ему все нипочем, все трын- трава"

8. Только ли Хлестаков комичен в этой сцене? (Комичны и городничий, и чиновники. Литературовед Ю. Манн утверждал, что "страх входит заметной краской во все чувства, во все переживания городничего и его приближенных. Словно они идут по высоко натянутому канату, рискуя каждый миг сорваться". Страх у чиновников возрастает от необычности противника. "Чудно все завелось теперь на свете,- жалуется городничий в третьем действии,- хоть бы народ -то уж был видный, а то худенький, тоненький, - как его узнаешь, кто он?"

9. Типичен ли образ Хлестакова? (Гоголь указывал в "Отрывке из письма...", что Хлестаков - тип "много разбросанного в разных русских характерах... Всякий хоть на минуту делался и делается Хлестаковым. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат, грешный литератор, окажется иногда Хлестаковым".)

10. Что же такое хлестаковщина? ( Тип карьериста, когда человек выдает себя за того, кем он хочет быть, но кем не является и не может быть. Хлестаковщина означает беззастенчивое, безудержное хвастовство, вранье, крайнюю несерьезность, ложь, фразерство)

7. Образ городничего

1. Что вы помните из афиши о городничем? ( "Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник,однако ведет себя очень. солидно; довольно серьезен... Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов.Переход отстраха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души".

Перед нами бывалый человексо своим жизненным опытом, хваткой. Он гордится тем, что раньше "мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать". За ним, как и за другими чиновниками водятся "грешки", так как по словам из письма его друга, он "человек умный" и не любит "пропускать того, что плывет в руки".

2. Какие "блестящие" дела городничего вы можете припомнить? (Это присвоение денег, которые были отпущены пять лет назад на строительство церкви при богоугодном заведении. Начальству же он доложил, что церковь "начала строиться, но сгорела".

3. Хотя и боится городничий своих грешков, но ведет себя солидно, почему? (Он ведет себя так, потому что убежден, в том, что нет безгрешных людей, он убежден в своей правоте)

4. Какой характер носят меры, предпринятые городничим, перед приездом ревизора? (Распоряжения городничего деловые, практичные, отличаются разумностью. В подобной ситуации большего и не сделаешь, хотя все его меры имеют чисто внешний, показушный характер.)