ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок по русскому языку в 4-м классе с использованием интерактивных методов обучения на тему "Прямая речь. Постановка знаков препинания при прямой речи"

Добавлено: 2020.05.12
Просмотров: 5

Гетман Людмила Васильевна, учитель начальных классов, заместитель директора по УВР

Тема урока: Прямая речь. Постановка знаков препинания при прямой речи.

Тип урока: Урок взаимного обучения.

Форма урока: Деловая игра.

Форма организации урока: Работа в группах.

Цели урока:

  1. Закрепить умение расставлять знаки препинания при написании прямой речи.
  2. Развивать логическое мышление.
  3. Расширять кругозор учащихся.

Этапы урока:

  1. Организационный (сообщение темы и цели урока).
  2. Ассоциативный (актуализация знаний учащихся).
  3. Сопоставительный (постановка проблемы).
  4. Деятельностный (процесс закрепления и проработки знаний – выбор использования задания, с которым ребёнку работать легче и успешнее).
  5. Аналитический (подведение итогов).
  6. Домашнее задание (вариативное, дозированное).

Оборудование:
Законы урока, разминка, перфокарты, учебники, художественные тексты, деформированные тексты на карточках, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, исторические сведения (выступление учащихся), физминутка, «секрет» учителя, карточки само- и взаимооценивания. Презентация урока - приложение 1.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.
- Прочитайте тему урока. (Слайд 1)
- Прямая речь. Постановка знаков препинания при прямой речи.
- Попробуйте определить цели урока – то есть действия, которые будете совершать. (Слайд 2)
- Цель урока – правильно записывать, оформлять предложения с прямой речью, расставлять знаки препинания при прямой речи.
- Сегодня у нас необычный урок. Если вы посмотрите на наш план, то увидите, что он отличается от предыдущих уроков. Так ли это? Сегодня у нас деловая игра, по окончании которой вы сами подведёте итоги своей деятельности.
- Вспомните правила совместной деятельности.

Законы урока: (Слайд 3)

  • Говори тогда, когда дадут слово.
  • Высказывай любые идеи, чем больше предложений, тем лучше.
  • Развивайте идеи, выдвинутые другими участниками.
  • Продолжайте думать даже тогда, когда ваша фантазия уже истощилась.

II. Актуализация опорных знаний.

- Начнём урок с разминки…

  1. Чистописание. Индивидуальная работа.
  2. - Прочитайте четверостишие, перепишите, вставьте нужные буквы. (Слайд 4)

    Л . сной, р . чной, г . ристый,
    М . рской, р . дной, л . систый.
    Проверь слова, да не спеши,
    Красиво, грамотно сп . ши.

    - Что общего в словах с пропущенными буквами? (Безударные гласные в корне слов, проверяемые ударением).
    - Подберите к ним проверочные слова.

    Проверка. (Слайд 5). Самопроверка - сверка с компьютером.

  3. Словарно-орфографическая работа. Работа в парах с перфокартой:


  4. Фамилии учащихся:_______________________________

    Агр ном

    вит рина

    к нституция

    м лоток

    м ляр

    кр вать

    к талог

    гр жданин

    сн гирь

    ур ган

    рев люция

    эк паж

    с лдат

    св бода

    Проверка - сверка с компьютером. (Слайд 6)

III. Постановка проблемы.

- Прочитайте текст. (Слайд 7)

Говорит подруге Натка:
- Не люблю я беспорядка.
Если в доме насорю,
Сразу маме говорю.
В. Бирюков

- О чём это стихотворение? Считаете ли вы девочку трудолюбивой?
- С кем разговаривает Ната? ( С подругой.)
- Где слова Наты? Что это такое?
- Что называется прямой речью?
- Чужая речь, которая передаётся другим лицом без изменений, называется прямой речью. (Слайд 8)
- Как вы думаете, в чём проблема?
- Научиться правильно, записывать такие предложения, то есть выделять прямую речь на письме. Чем сегодня мы и будем заниматься.

IV. Деловая игра (учебно-поисковая деятельность).

  1. Работа по теме урока.
  2. - Прочитайте предложение.
    Приплыла к нему рыбка, спросила: Чего тебе надобно, старче? (Слайд 9)
    - Как вы думаете, здесь есть прямая речь?
    - Зачитайте. Чьи это слова? (Слова рыбки.)
    - Как вы это узнали? (Есть слова, которые на это указывают.)
    - Чьи это слова? (Слова автора.)
    - Где стоят слова автора? (В начале предложения.)
    - А прямая речь? Как оформлена прямая речь? Ловушка.
    - Пропущены кавычки, пишется с большой буквы, после слов автора – двоеточие.
    - А что это за слово «старче»? (Старик – устаревшее уважительное обращение к старому человеку.)

  3. Перенесёмся в старину. (Сообщение ученика 1.)
  4. - Раньше в древнерусском языке, помимо известных вам падежей, был ещё один, он назывался звательный. Как вы думаете, почему такое название? (Звать кого-либо.)
    Слово «старче» в данном случае стоит в звательном падеже.
    (Сообщение ученика 2.)
    - Но сейчас такого падежа нет, а когда мы зовём кого-либо, спрашиваем, обращаемся к кому-либо, это называется обращением (оно не является членом предложения).
    (Сообщение ученика 3.)
    - Обратите внимание, как на письме выделяется обращение? (Запятыми.)
    Чего, старче, тебе надобно?

  5. Обобщение.
  6. - Давайте обобщим, что же мы узнали о предложениях с прямой речью.

    • Две части (слова автора, прямая речь).
    • Прямая речь пишется с большой буквы, где бы ни стояла.
    • Заключается в кавычки.
    • После слов автора – двоеточие. (Слайд 10)

    Физминутка. (Слайд 11)
    - Хлопок-перестроение по 1, 2, 3, 4, 5, 6 (быстро!)
    - Быстро встаньте: человек к человеку, затылок к затылку, лоб ко лбу, правая щека к левому уху, левая ступня к правой коленке – 1, 2, 3 – замри!
    - Кто отстает?

  7. Закрепление и проработка знаний.
  8. Работа с текстом. Работа в группах (5 групп). (Слайд 12)
    - У вас на партах лежат карточки с текстом, в котором вы должны найти и исправить ошибки, работая дружно в группе, помня законы урока.
    - Если вы выполнили работу, то вы можете открыть учебник на стр. 110 № 405 и свериться с учебником.
    - А в тетрадь запишите 3 любых предложения с прямой речью из этого упражнения.
    Посоревнуйтесь, кто напишет в тетрадь предложения красиво и без ошибок!
    Орешник. - Это слово разберите по составу (дополнительно).

    Взаимопроверка.
    - Проверьте предложения в парах друг у друга, исправьте ошибки аккуратно простым карандашом, поставьте оценку тоже карандашом.

  9. Творческая работа в группе. (Слайд 13)

  10. - Из художественных текстов, лежащих на партах найдите и выпишите по 2 предложения с прямой речью. Разрешается взаимопомощь, если кто-то затруднится.
    Самопроверка.

V. Домашнее задание: «секрет» учителя

(Слайд 14): выпишите предложения с прямой речью из художественных книг. Сколько выпишем? Давайте договоримся…(4-5)

VI. Подведение итогов. Вопрос-провокатор. Самооценка и взаимооценка.

(Слайд 15)
- Как вы считаете, мы сегодня хорошо потрудились?
- Тогда скажите, какие знаки препинания ставятся, если предложение содержит
прямую речь?
- Хорошо, тогда расставьте знаки препинания в таком предложении:
Внук спрашивает у деда который час.

Проверка:
Внук спрашивает у деда: «Который час?»
- Сделайте вывод?..

- План самооценивания предлагаю провести по карточке (Слайд 16):

Направления самооценивания

Ф.И.О.

Ф.И.О.

Ф.И.О.

Ф.И.О.

Я сотрудничал?

Усердно работал?

Высказывал идеи?

Вносил предложения?

Подбадривал остальных?

Перфокарта:

Фамилии учащихся:_______________________________

Агр ном

вит рина

к нституция

м лоток

м ляр

кр вать

к талог

гр жданин

сн гирь

ур ган

рев люция

эк паж

с лдат

св бода

Текст Упр. № 405.
Старый дуб уронил жёлудь под куст орешника. Орешник сказал дубу: Разве мало простора под твоими сучьями? Ты бы ронял свои жёлуди на чистое место. Здесь мне самому тесно. На это дуб ответил Я живу двести лет, и дубок из этого жёлудя проживёт столько же. Тогда орешник рассердился и сказал: «так я заглушу твой дубок, и он не проживёт и трёх дней». Дуб ничего не ответил, а велел расти своему сыну из жёлудя. Прошло сто лет. Орешник давно засох, а дуб поднялся до неба и раскинул шатёр на все стороны.

Карточки – роли:

Командир
Помощник
Умелец
Наблюдатель
Советчик

Примечание:
Карточку самооценивания, перфокарту, текст и карточки-роли размножить на необходимое количество групп (учащихся).