ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Методические разработки к урокам в 10-м классе по теме "Своеобразие лирики Ф.И. Тютчева"

Добавлено: 2020.05.12
Просмотров: 6

Першагина Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Творчество Ф.И.Тютчева представляет романтическое течение в русской литературе и развивается в параллели с реалистической поэзией Н.А.Некрасова, имея внутренний реалистический потенциал. Это "соединительное звено" между А.С.Пушкиным (поэзией "золотого века") и А.Блоком (поэзией "серебряного века"). При всей внешней несхожести с Пушкиным, Тютчев-поэт близок ему глубиной постижения жизни. В поэзии Тютчева ощутимы также переклички с поэзией "любомудров": интерес к творчеству немецких романтиков, философичность и некоторая дидактичность поэзии.

Необычна биография Тютчева. Окончив университет в 1821 году, он был направлен на дипломатическую службу в Мюнхен, где прожил с 1822 по 1844 год, был свидетелем двух французских революций, которые оказали на него сильное воздействие и послужили причиной резких перемен в творчестве (1830 и 1848 гг.). Начав писать в 20-е годы, настоящее признание получил только в 1836 г., когда копии его стихов попали к Пушкину и он опубликовал их в "Современнике". Был мало связан с литературным процессом в России, но художественное мышление его оставалось русским, хотя и охватывало общеевропейские проблемы.

Мировоззрение Тютчева складывалось под влиянием различных философских течений. У Шеллинга его привлекала идея "универсальной воли" в противовес "эгоистической воле". В натурфилософии - пантеизм, понимание природы как живой души, созвучной божественному началу в человеке. В славянофильстве - идея "соборного начала", объединяющего русское общество.

Мировоззрению Тютчева свойственна двойственность взглядов, великолепно выраженная в строках:

О вещая душа моя...
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия.
Двойственность эта многоаспектна.

В социально-политическом плане - это интерес к политике и отвращение к ней, обличение самодержавия и мысли о необходимости твердой власти для нормального развития общества.

В понимании человеческой жизни - мысль о том, что человек живет в заботах "суетного света", но душой тянется к небу, не принадлежа полностью ни небу, ни земле.

В понимании природы - тезис о том, что человек - это часть природы, но ему враждебен природный хаос.

Своеобразен и эстетический идеал поэта, в структуре которого все компоненты имеют двойную детерминированность:

- социальный: в "прямом движении" проводится мысль о губительном влиянии общества на человека (романтическая детерминанта), в "обратном движении" намечается положительный план, поскольку Тютчев не может не признать причастности человека обществу и интуитивно догадывается о социальных законах (реалистическая детерминанта);
- антропологический: романтический контраст человека и природы, в связи с чем у лирического героя обостряется чувство "поломанности" своей судьбы при встрече с прекрасной и гармоничной природой, но в реалистическом подтексте этот контраст скрадывается и даже снимается, заменяется идеей мужественного сопротивления препятствиям;
- просветительский: признание трагической предопределенности человеческой жизни и вместе с тем нежелание смириться, противостояние судьбе (в духе лермонтовского "фатализма").

Вот почему Тютчев стремится исследовать момент перехода в различных его проявлениях: природа, человеческая душа, история. Он воссоздает романтический контраст, за которым скрывается мысль о глубинных связях выявленных противоречий. Наиболее ярко это взаимодействие романтического и реалистического начала отражено в центральном образе тютчевской лирики - в образе Хаоса ночи. Продолжая развивать романтическую концепцию Хаоса как торжества стихии космического масштаба, Тютчев наполняет этот образ новым (реалистическим) содержанием: именно ночью человек отчетливее чувствует свое родство с Хаосом, человеческая мысль пытается проникнуть в Хаос и нащупать связи с ним, понять свою причастность Хаосу (см. развернутый анализ этого образа в стихотворении "День и ночь").

Тютчев - непревзойденный мастер лирической миниатюры, лирик по самой сути своего творчества. Тургенев писал о творческом процессе Тютчева: "...каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого ... мысль Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы..."

Любое стихотворение Тютчева - это всегда выражение внутренних эмоций и переживаний автора, вызванных явлениями внешнего мира или движением его собственной мысли, души, сердца.

Пейзажная лирика запечатлевает различные состояния природы, чаще всего еле уловимые изменения в пейзаже, весну, осень, "волшебные" зимние картины, одухотворенность природы. Любовная лирика раскрывает яркость чувств, свет любви, но всегда с тем ощущением трагизма, которое несет в себе истинная любовь. Гражданско-политическая лирика передает ощущение надвигающихся перемен, показывает историю и современность в их взаимосвязи, судьбу России и русского народа, освещает проблемы свободы, чести, достоинства, помогает понять место человека в истории, его назначение на земле. Философская лирика (а точнее, философские мотивы, пронизывающие все творчество Тютчева) призвана передать ощущение непрочности окружающей действительности, раскрыть вечные проблемы человеческого бытия, взаимоотношений человека и природы, противоречивость человеческого сознания, бездонность человеческой души, приблизиться к ответу на вопрос о смысле жизни.

Несмотря на сложность и глубину проблематики, лирика Тютчева вызывает ощущение классической ясности, простоты, доступности и художественного мастерства, поскольку поэт использует все богатство поэтической речи.

Практическая работа:

  1. Найдите примеры звукописи в стихах "Весенняя гроза", "О чем ты воешь, ветр ночной...", "Певучесть есть в морских волнах..." С какой целью он использован поэтом?
  2. Определите стихотворный размер в стихах "Есть в осени первоначальной...", "Осенний вечер", "Последняя любовь". Какие метрические приемы создают эффект "замедленного" ритма?
  3. Определите стихотворный размер и охарактеризуйте строфу и способ рифмовки в стихах "Чародейкою Зимою", "Осенний вечер", "Слезы людские, о слезы людские...", "День и ночь".
  4. За счет чего создается антитеза в стихотворении "День и ночь"? Какую роль она играет?
  5. Найдите прием повтора в стихах "О, как убийственно мы любим...", "Последняя любовь", "Я встретил вас...", "Накануне годовщины 4 августа 1864 г.". С какой целью он использован?
  6. Найдите примеры инверсии в стихах "Осенний вечер", "О, как убийственно мы любим...", "Я встретил вас...", "Накануне годовщины 4 августа 1864 г.". Какова ее роль?
  7. С какой целью использована гипербола в стихотворении "Последняя любовь"? Какие еще тропы использует поэт и с какой целью?
  8. Найдите эпитеты и метафоры в стихах "Есть в осени первоначальной...", "Чародейкою Зимою", "Осенний вечер", "День и ночь". Какова их роль в каждом стихотворении?
  9. Найдите олицетворения и сравнения в вышеперечисленных стихах. Какова их роль в каждом стихотворении?
  10. Определите стихотворный размер стихотворения "Что ты клонишь над водами...", За счет чего в нем создается песенный ритм? Какие еще образные средства сближают стихотворение с народной песней?

Стиховедческий анализ стихотворения.
Ф.И.Тютчев. "Я встретил вас..."

Стихотворение посвящено баронессе Амалии Крюденер, с которой Ф.И.Тютчев познакомился, когда ей было 14 лет. Пораженный ее красотой, он почувствовал себя околдованным и влюбленным. Впечатления от этой встречи легли в основу стихотворения "Я помню время золотое..." Последняя встреча с Амалией Крюденер в 1870 г. вызвала в душе поэта не только светлые воспоминания о прошлом, но и потребность излить свои чувства в новом стихотворении, которое было написано "на одном дыхании" 26 июля 1870 г.

Как в свое время А.С.Пушкин (вспомним его "Я помню чудное мгновенье..."), Ф.И.Тютчев выбирает форму обращения к любимому и дорогому другу, которого автор уже давно не видел и встреча с которым пробуждает в нем нежные, светлые, радостные чувства, память о давно ушедших "золотых днях" его молодости. Все это создает особую доверительность повествования, придает спокойное, размеренное звучание всему стихотворению, что поддерживается и ритмической, и звуковой, и образной организацией стиха.

Так, поэт использует обилие гласных в сочетании с согласными "л", "н", "р". Четырехстопный ямб с многочисленными пиррихиями, приближающий стихотворение к прозаической речи, традиционные четырехстрочники с перекрестной рифмовкой, точная рифма, свойственная классической русской поэзии, - все это делает стихотворение простым и ясным по форме.

Мотивы нежной и радостной памяти вырастают из настойчивых инверсий: "как поздней осени порою", "когда повеет вдруг весною", "с давно забытым упоеньем смотрю на милые черты", "я вспомнил время золотое" - которые усиливают образную выразительность наиболее значимых слов.

С помощью повторов в заключительной строфе усиливается эмоциональность стихотворения, ощущение радости от встречи с давно знакомым другом. Именно к этой женщине он обращается в своей памяти, с ней связывает наиболее замечательное время в своей молодости. Поэтому в стихотворении большую роль играют эпитеты ("золотое время", "отжившее сердце") и гипербола ("вековая разлука"), которые помогают почувствовать настроение внутренней приподнятости, радости, приятного возбуждения от встречи с любимым человеком. Это настроение передается также с помощью метафорического сравнения пробудившихся чувств с весенним дуновением посреди поздней осени (2-3 строфы).

Третья строфа заканчивается смысловым фокусом стихотворения: "С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты..." Эта ключевая фраза помогает понять художественную идею стихотворения: значимость новой встречи, которая пробудила в человеке прежние чувства, напомнила о "золотом" времени молодости и любви.

Многоточие в конце этой и других строф выполняет роль функциональной паузы, отражающей избыток чувств и эмоций в душе поэта. Интонационный фокус в заключительной строфе ("И то же в вас очарованье, и та ж в душе моей любовь!.."), оформленный восклицательным знаком с многоточием, передает ощущение "невысказанности", поскольку все, что переполняет душу поэта, невозможно передать словами.

Это стихотворение - подлинный шедевр любовной лирики Ф.И.Тютчева, не только свидетельствующий о художественном мастерстве поэта, но и позволяющий понять, что "любви все возрасты покорны", что и в 67 лет можно испытать такие же пылкие чувства, что и в 20...

Целостный анализ стихотворения с опорой на картограмму.
Ф.И.Тютчев. Silentium!

Картограмма стихотворения

Стихотворение представляет собой образец философской лирики Тютчева, раскрывающей проблему человеческого взаимопонимания (или непонимания?).

Смысловой фокус стихотворения - афористическое выражение философской мысли, познанной поэтом истины: "Мысль изреченная есть ложь". Фокус основан на тематическом образе молчания, вынесенном и в заглавие. Им начинается и завершается стихотворение: "молчанием" лирический герой стремится "окольцевать" богатый мир души - рвущихся наружу, стремящихся к сердцу "другого" чувств, мыслей, мечтаний. Образ молчания символизирует психологический заслон, которым человек должен, якобы, оградить свой внутренний мир и от непонимания близких, и от "наружного шума", "дневной" суеты, прозы жизни.

Однако в интонационном плане образ молчания, основанный на интонации восклицания, находится в развитии. От строфы к строфе постепенно усиливается лирическое напряжение, которое в конце стихотворения воплощается в интонационном фокусе. Мелодический пик фокуса - интонация заклинания ("- и молчи!.."), продленная, усиленная функциональной паузой, начинает восприниматься в противоположном смысле (не молчи!). В свете интонационного фокуса новые оттенки значений появляются и в вопросах, предшествующих смысловому фокусу и подготавливающих его: "Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь?" В прямом движении к фокусу они "должны" подтвердить истинность высказанного изречения. В обратной связи от интонационного фокуса они осмысливаются в противоположном плане - как поиск способов передать свои чувства и мысли "другому".

Но этим переосмыслением не ограничивается содержание философской мысли Тютчева. Ключевое слово "молчание", являясь знаковым фокусом, перерастает в масштабный образ молчания. Через поэтическую ассоциацию (безмолвие чувств и мыслей сравнивается в первой строфе с безмолвными ночными звездами) образ молчания приобретает вселенские масштабы, осмысливается в свете космических законов бытия, одним из важнейших среди которых, по мнению поэта, является единство души человека и Вселенной.

Целостный анализ стихотворения с опорой на картограмму.
Ф.И.Тютчев. День и ночь.

В основе стихотворения - развернутая антитеза, противопоставление двух центральных образов - дня и ночи, олицетворяющих собой два состояния человеческой души.

Оба образа воссоздаются через последовательный ряд эпитетов (поэтических ассоциаций). День – "златотканый покров", "блистательный покров", "земнородных оживленье", "души болящей исцеленье", "друг человеков и богов", т.е. воплощает в себе радость. и свет.. Ночь. – "бездна с своими страхами и мглами", "мир роковой", "бездна безымянная", "мир таинственных духов", т.е. воплощает в себе страх и тьму.

Поэтому смена дня и ночи ("Но меркнет день - настала ночь") первоначально воспринимается как момент разрушения душевного спокойствия, поскольку ночь - это источник неприятных тревог и переживаний: "Вот отчего нам ночь страшна!"

Однако этот смысловой фокус, завершающий стихотворение, дополняется интонационным, выраженным с помощью функциональной паузы в конце строки "Сорвав, отбрасывает прочь...". Пауза в данном случае не только ритмически передает мгновенность смены дня и ночи, но и переводит антитезу в иной план, влечет за собой переосмысление основного вывода.

Ночь "срывает покров" дня, "обнажает" сокрытую от наших глаз "бездну", т.е. делает тайное, невидимое, нежеланное - явным, видимым, неизбежным. В итоге становится ясным второй смысл антитезы: день - это обман, а ночь - момент истины, она страшна именно потому, что ночью "нет преград" между человеческой душой и безграничностью, "бездной" мироздания. Ночью человек не может спрятаться от собственных тревог и переживаний; дневная суета отброшена - он остается один на один с собственной душой, один на один со Вселенной. По-видимому, не каждый способен справиться с этим состоянием без страха.

Однако это состояние не страшит того, чья душа соизмерима с безграничностью жизни, чья душа стремится к познанию Истины. Для таких душ "другом" служит не обманчивый свет дня, а глубокая темнота ночи.

Картограмма стихотворения

Приложение 1

Приложение 2