ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы в 11-м классе по теме: "Христианские мотивы в рассказе А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Добавлено: 2020.04.30
Просмотров: 10

Плискановская Лилия Николаевна, учитель русского языка и литературы

Предмет: литература в 11 классе, урок-исследование.

Тема урока: Христианские мотивы в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

Продолжительность: 2 урока по 40 минут.

Класс: 11 класс

Место занятия в учебном процессе: урок №5 в разделе «Литературный процесс 60-х годов», урок №2 по теме: «А.И.Солженицын» (по учебнику «Русская литература XX века. 11 класс» (Под редакцией В.В.Агеносова. – М.: Дрофа, 2006год).

Конспект урока

Тема урока: Христианские мотивы в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

Цель урока: всесторонне раскрыть художественный мир и нравственную позицию писателя через постижение внутреннего мира главной героини рассказа.

Задачи урока: развивать умения и навыки самостоятельного анализа прозаического произведения, воспитывать  вдумчивого читателя, осмыслить авторскую позицию по отношению к лицемерию, злу, развивать умение видеть приёмы актуализации художественного слова.

Обоснование использования ИКТ: использование информационных технологий позволяет активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся при изучении произведения А.И.Солженицына; сделать наглядным движение мысли писателя,  значительно повысить темп урока, помогает усвоить логику рассуждений. Применение компьютерных технологий уплотняет урок без ущерба качеству усвоения произведения, вызывает учащихся на участие в дискуссии.

Методы, использованные на уроке: исследовательский, эвристический, творческое чтение; анализ текста; аналитическая беседа; дискуссия; задание исследовательского характера; рефлексия деятельности; групповая работа; создание ассоциативных рядов словосочетаний.

Оборудование урока: презентация, тексты прозаического произведения А.И.Солженицына, толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, этимологический словарь русского языка М.Фасмера, карточки индивидуального характера.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя (слайд 1).

Период «оттепели» 50-х годов – это дорога к правде. Правда в искусстве есть правда о человеке. О том «простом» человеке, к постижению жизни и души которого стремилась классическая русская  литература. Не случайно вышла она – в самых блистательных образцах своих – из гоголевской «Шинели». В этом признавался великий писатель-философ Ф.М.Достоевский.
«Не стоит село без праведника» - таково исходное авторское название небольшого рассказа А.И.Солженицына. Уже само название содержит в себе идею рассказа. При публикации его в «Новом мире» Солженицын согласился с предложением главного редактора дать нейтральное название – «Матрёнин двор»

Как вы думаете, почему это название точнее? Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены так, как были. Истинное название деревни – Мильцево Купловского района Владимирской области.
Чтобы понять художественный мир писателя, постигнуть правду о героине, необходимо выяснить, какие истоки питают их.

1. Мотивация.

Чтение стихотворения поэта В.Бокова учителем (слайд 2).

Свет истины далёк, как свет звезды,
Не каждого к себе он приближает.
Сквозь снег видны намёки борозды,
Земля стыдливо плечи обнажает.
А истина итак всегда нага,
И непритворна, и прекрасна,
Кому-то до неё лишь два шага,
Кому-то бесконечное пространство.

II. Интерпретация рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

1. Целеполагание.

Учитель:

В чём связь данного стихотворения и рассказа А.Солженицына?

(Предполагаемые рассуждения учащихся)

Свет истины, действительно, далёк, как свет звезды. Правда настолько проста, что люди порой её не замечают; чтобы постичь глубину истины, нужно сделать всего два шага, но не все понимают это. Человек сам делает выбор между добром и злом.

Сформулируйте тему урока и основные проблемы, которые затрагивает писатель в произведении.

Сообщение №1 учащихся по группам (домашнее задание: Какова основная тема творчества писателя).

Вывод: главной темой творчества писателя является борьба добра со злом – вечная тема мирового искусства.

Следовательно, проза Солженицына выросла на художественно-стилевом, духовно-нравственном, граждански-публицистическом фундаменте древнерусского христианского искусства.

Сообщение №2 учащихся по группам (см. приложение: Каков принцип построения модели мира у христиан).

Вывод: близость прозы современного автора и древнерусского искусства обуславливается сходными принципами художественного построения модели мира. О том, как представляли себе устройство мира художники Древней Руси, нагляднее всего можно судить по образцам старорусской иконописи. Действительно, композиционно это выглядело следующим образом: в верхней части иконы изображались пребывающие на небе Господь Вседержитель, Святой Дух в виде белого голубя, Иисус-Христос, Богородица или благословляющая Божья десница; в центральной части обычно располагались покровители русских крестьян – пророк Илья, Георгий Победоносец, святые угодники Николай, Флор и Лавр. Русские живописцы располагали в нижней части иконы чёрный провал, бездну, из которой выползал змей – главный враг христианства.

Сообщение №3 учащихся по группам (см. приложение: Что волнует автора?):

Вывод: художественное пространство прозы Солженицына представляет собой соединение трёх миров. Мир идеального (Божественного), реального (земного) и инфернального (адского, дьявольского). Автора волнует, почему человек теряет границу между добром и злом.

Учитель:

Следовательно, мы на уроке попытаемся понять нравственные принципы, по которым живут герои рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор». Само название рассказа уже несет посылки к читательскому размышлению.

2. Задания исследовательского характера по толковому словарю

Как начинается рассказ «Матрёнин двор»?
Почему рассказчик просит, чтобы его «определили подальше от железной дороги»? (слайд 3)

Предполагаемые рассуждения учащихся:

Во-первых, рассказчик, Игнатич, вернулся из азиатской глуши после десяти лет лагерей, просит, чтобы его определили «подальше от железной дороги» вглубь, именно в «нутряную» Россию, «кондовую» Русь. Если обратиться к Толковому словарю, то «НУТРЯНАЯ РОССИЯ» - далеко внутри, а выражение «Кондовая Русь» означает – «крепкий, прочный, исконный, сохранивший старые обычаи, устои». Понятно, что Игнатич ищет самого себя, здесь он пытается обрести внутреннюю устойчивость, духовно-нравственную опору.

Во-вторых, образ пути, дороги многозначен: дорога – жизненный путь человека, страны. Мотив пути заключает в себе метафорический смысл движения человеческой души (Евангелие, жития святых и хождения).

3. Актуализация знаний учащихся. Выдвижение гипотезы.

Учитель:

Обратимся к словам А.И.Солженицына:

«Все мы жили с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город. Ни вся земля наша» (Слайд 5)

На слайде вы видите фотографию Матрёны Васильевны, сделанную самим автором.

Кого можно назвать праведником? Какие ассоциации у вас возникают при этом слове?

Учащиеся составляют ассоциативный ряд слова праведник.

Праведник – правда, свет, душа, мир, согласие, мораль, нравственность, Бог.

Вывод:
«Праведник – человек, который живёт праведной жизнью, ни в чём не погрешающий против правил нравственности». (С.И.Ожегов. Словарь русского языка)

4. Объяснение нового материала. Анализ ситуации.

Учитель:

О чём рассуждает автор?
Как устроена душа русского человека?
Каков идеал у русского народа? (слайд 5).

«Идеал у русского народа Христос, иного у него нет. И когда по грехам и слабости своей он об этом забывает, то сразу оказывается зверем». С.Н.Булгаков.

Слова С.Н.Булгакова объясняют высокие взлёты и глубокие падения русского народа, почти полное отсутствие в истории России периодов плавного эволюционного развития. Устройство души русского человека соответствует строению мира. Она трехсоставна и представляет собой сочетание нескольких начал: святого, человеческого и звериного.

Учитель:

Что представляет собой дьявольский антимир? Как можно его изобразить? Какие ключевые слова можно выбрать, чтобы его представить? (слайд 6).

Учащиеся составляют ассоциативный ряд словосочетания дьявольский антимир.

Предполагаемые ответы учащихся:

Прежде всего, это царство эгоизма, власть грубой силы, торжество корысти и отрицание ценностей. Идёт борьба за материальные вещи (сиюминутное, бренное), а чувство чистое и высокое теряется. С дьявольским антимиром читатель рассказа сталкивается уже в самом начале повествования. «Божественное» борется с «Дьявольским».

5. Практическая работа. Работа с текстом рассказа.

Учитель

Какое художественное средство использует писатель в названии посёлка, куда отправляется наш герой?
Работа со слайдами (слайд 7, 8).

Слайд 7

«Высокое Поле. Само название не лгало. На взгорке между ложков, а потом других взгорков, с прудом и плотинкой, Высокое Поле было тем самым местом, где не обидно бы жить и умереть».

Предполагаемые ответы учащихся:

Весь рассказ построен на антитезе. Герой находится на распутье: он ищет идеального, но ещё не в состоянии преодолеть инерцию реального. Посёлок Высокое Поле олицетворяет собой высокое духовное начало, которого рассказчик ещё не достиг. «Там не пекли хлеба, там не торговали ничем съестным», - словно оправдывается Игнатич.

Слайд 8

Посёлок Торфопродукт. Докажите текстом, что это место можно назвать «преисподней». Сделайте свои  выводы.

Действительно, описание посёлка Торфопродукт напоминает подземное  царство дьявола: «Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался посёлок – однообразные худо оштукатуренные бараки… Над посёлком дымила фабричная труба…паровозики, тоже густо-дымящие, пронзительно свистя, таскали…поезда с бурым торфом… Рычали кругом экскаваторы на болотах…». Цветовая гамма здесь соответствующая – преобладают серые, мрачные тона. Звуки напоминают адские визги и вопли. Принадлежность посёлка к дьявольскому миру не вызывает сомнения: торф добывается из чрева земли, по народным поверьям, болото населяют черти и темные силы.

Учитель:

В какой деревне поселяется рассказчик? Какой смысл заключён в названии посёлка? (слайд 9).

Найдите описание дома Матрёны Васильевны. Что особенного в нём? Как тема дома, семьи, рода звучит в рассказе?

Сделайте выводы.

Итак, Игнатич на время поселяется в деревне Тальново – не в Высоком Поле и не в Торфопродукте, а где-то между ними. Окончательный выбор ему ещё предстоит сделать.
Дом Матрёны Васильевны – не убогое крестьянское жилище, а основа национального мироздания, патриархальная вселенная, космос. Несмотря на жизнь, полную страданий и несправедливостей, несмотря на бесчисленные удары судьбы, она осталась человеком с душой и сердцем, бескорыстным и отзывчивым, не озлобилась и не отчаялась. В её доме не властвуют звериные законы «антимира», здесь живут по морали, завещанной Христом. Матрёнин двор – это некий остров посреди океана лжи, который хранит сокровища народного духа. В слове двор ощущается нечто прочное, основательное. Гибель Матрёны, разрушение её двора и избы – грозное предупреждение о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры. «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь», - сказал Юрий Лотман.

Словарная работа.

Сообщение №4 (Опережающее домашнее задание).

Давайте выясним, какое значение для Матрёны Васильевны играет горница?
Какой ещё герой связан с этим словом?

Горница для Матрёны – это вся её жизнь, ведь она прожила здесь около 40 лет, но она отдаёт горницу для нуждающейся в ней Киры, тем самым обрекая себя на гибель, но по-другому она поступить не может. Зловещий чёрный старик Фаддей сразу понял, как можно сломить Матрёну. В этом есть какой-то мистический смысл, когда старик покушается именно на горницу.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля слово «горница» и «горний» рассматриваются как однокоренные, причём слово «горний» определяется как «высший, небесный, до мира духовного относящийся». Таким образом, захват горницы Матрёны можно расценить как посягательство на веру в небесное героини.

С каким русским святым схожа героиня? (слайд 10).

Героиня А.Солженицына схожа со многими русскими святыми, но прежде всего - с Сергием Радонежским. Все качества характера святого не только христианские, но и национальные: «труды телесные, память о смерти, терпение, спокойствие, кротость, молчаливость, смирение, простота без ухищрений. Он никогда не впадал в ярость, не препирался, не обижался…»
Именно этот сплав черт характера русского простого человека автор увидел в своей героине.

Что значит жить по морали? Почему автор почти не описывает внешность Матрёны Васильевны? Сделайте выводы об авторском приёме отсутствия документализма в портрете.

Через улыбку героини автор пытается разгадать русскую душу. Красота ликов древнерусских иконописцев – красота внутренняя, духовная. Солженицын – верный последователь художников иконописи. Свою душу Матрёна распахивает, когда слушает музыку Михаила Глинки. Именно в музыке она видит прежде всего правду и искренность. Романсы производят на неё необыкновенное воздействие. «А вот это - по-нашему…», - прошептала она, выйдя «из-за перегородки растеплённая, с пеленой слезы в неярких своих глазах». В музыке, подобно молитве, совершается таинство соприкосновения с Богом.

Как слуги антимира стараются побороть Матрёну? Найдите в тексте.
Как Матрёна начинает своё восхождение на Голгофу? Сопоставьте с эпизодом из романа М,Булгакова «Мастер и Маргарита».
Как природа препятствует этому?

Найдите в тексте эпизод разбушевавшейся метели. Как природа помогает понять внутреннее состояние героини?
«Она крутила и кружила двое суток и замела дорогу непомерными сугробами. Затем внезапно потеплело, и раскисший снег вновь сделал дорогу неприступной». «Две недели не давалась трактору разломанная горница! Эти две недели Матрёна ходила как потерянная». «Все работали, как безумные, в ожесточении. Кричали друг на друга, спорили». На Тальново опускается тьма, подобная той, которая накрыла землю во время казни Христа.

Сообщение №5 (Опережающее домашнее задание: работа с этимологическим словарём ).

Какой символический смысл имеет гибель Матрёны Васильевны под покровом ночного мрака?

У наших предков понятие о ночной тьме («мрак») сближалось с идеей смерти; слово «мрак» было родственно по корню со словом «мор». Именно из ночного мрака выныривает страшное в своей безжалостности существо – паровоз, поезд, которого Матрёна очень боится. Образ паровоза имеет символический смысл. Его можно рассматривать по-разному: это и технический прогресс, который прошелся по России, это и символ коммунизма, промчавшийся через христианскую жизнь миллионов покалеченных судеб русского народа.

6. Закрепление полученных знаний.

Работа по слайду 11.

Учитель:

Но даже смерть не исказила светлого лица Матрёны: «А в гробу лежала Матрёна. Чистой простыней было покрыто её отсутствующее изуродованное тело, и голова охвачена белым платком, - а лицо осталось целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое». По словам автора «Жития  Сергия Радонежского», после смерти преподобного лицо его «было светлым, как снег», показывая этим душевную чистоту его.

Как вы объясните появление таинственной старухи «из угла»? Почему пространственно она приподнята надо всеми – сидит «высоко, смотрит сверху»? Отчего, наконец, она «молчаливая», а взгляд у неё «строгий», «осуждающий»?

Сделайте выводы.

В древнерусской мифологии мы найдём такие детали, которые несут большую смысловую нагрузку. Окно, порог, печь, угол с божницей являются символами связи «земли» и «небесного». Хоронили Матрёну Васильевну в воскресенье не случайно, в этой детали есть некий высший смысл и предопределённость.
Как вы можете объяснить слова: «Две загадки в мире есть: как родился – не помню, как умру, не знаю».

7.Рефлексия. Ответ на проблемный вопрос.

Работа по слайду 12.

Учитель:

А.И.Солженицын назвал свою героиню праведником, какой смысл в него вкладывал писатель? Каков земной путь праведника?

Матрёна Васильевна – человек, живущий по законам Христа, бескорыстный, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических жизненных обстоятельствах. Главная заслуга «праведников» заключается в том, что они сберегают духовность народа, которая оказалась в России ХХ столетия «анахронизмом», но которая, несомненно, будет востребована в будущем. Русь православная находит силы выстоять.

III.Подведение итогов урока:

Чем является Матрёна Васильевна для автора и для вас?

Матрёна у Солженицына – воплощение идеала русской крестьянки. Её облик подобен иконе, а жизнь – житию святой. Только после смерти героини становится ясно, что Матрёна и была тем праведником, без которого морально беднеют люди, не стоит ни село, «ни город, ни вся наша земля». Источник жизнестойкости России Солженицын видит в простых сердцах одиноких праведников, противостоящих миру лжи. Матрёнин двор – Матрёнин мир – особый мир праведника. Это мир духовности, добра и милосердия. О таком мире писали Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский.

IV. Домашнее задание:

ответить письменно на вопрос: «Жизнеспособны ли, по вашему мнению, сегодня нравственные принципы, утверждаемые автором?», прочитать рассказ А.И.Солженицына «Захар-Калита», 2 карточки индивидуального характера.

Приложение