ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Не с причастиями.

Добавлено: 2020.03.23
Просмотров: 4

Марчевская Надежда Абдлязисовна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • Образовательные:
    • закрепить навыки слитного и раздельного написания не с причастиями;
    • повторить правописание НЕ с разными частями речи.
  • Развивающие:
    • способствовать развитию активной мыслительной деятельности;
    • развивать устную и письменную речь учащихся как форму мышления, наблюдения, обобщения.
  • Воспитательные:
    • формировать коммуникативные навыки, сплоченность, активное желание вместе учиться в группах, помогая друг другу.

Наглядность: раздаточный материал, таблица « Не с причастиями», распечатанное задание для каждой группы, использование ИКТ.

Технология: «Обучение в сотрудничестве»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент, подготовка к уроку, сообщение темы, цели

2. Слово учителя: „Сегодня нам предстоит вновь поработать в группах по хорошо знакомой нам технологии „Обучение в сотрудничестве". Напоминаю, что, работая в группах, вы должны обучать друг друга, вместе решать любые проблемы, быть терпимыми к медлительности своего товарища, радуйтесь каждому правильному решению. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а непросто что-то выполнять вместе. Надеюсь, что урок сегодня пройдет в атмосфере взаимопонимания. А сейчас, ребята, предлагаю вам вспомнить основные положения нашей технологии (на экране проецируется Памятка № 1).

Памятка №1
  • Обучение в сотрудничестве – это работа в группе.
  • Работать надо активно, серьёзно относясь к порученному заданию
  • Вежливо и доброжелательно общайтесь с партнёрами
  • Испытывайте чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи партнёров, всего класса
  • Вы должны осознать, что совместная работа в группах – это серьёзный и ответственный труд
  • Каждый ученик группы владеет только частью общей информации, которая необходима для решения поставленной общей задачи
  • Каждый должен внести свой вклад в решение общей задачи. Данная зависимость может быть организована на уровне разделения труда, ролевых функций
  • На всех учащихся группы дан один комплект оборудования: один экземпляр текста, один лист бумаги
  • Все члены команды поощряются одинаково либо – никак

3. Актуализация знаний

Напоминание группам, что каждый правильный ответ оценивается жетоном, ученики могут дополнять ответы своих товарищей.

– Вспомните, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке…
– Расскажите о слитном написании НЕ с причастиями
– В каких случаях не с причастиями пишется раздельно

(Учащиеся приводят примеры, используя материал домашнего задания, аргументируют свои ответы, опираясь на таблицу «НЕ с причастиями»)

4. Работа по учебнику

Учитель предлагает обратиться к упр. 136, распределить роли, задания, выбрать редактора группы. Каждая группа имеет свое задание к этому упражнению, обращаясь к Памятке № 2 (проецируется на экране).

Памятка №2
  • При работе в малых группах, при совместной деятельности вы обмениваетесь информацией. В случае необходимости обращайтесь за помощью и к учителю
  • Учитесь сами видеть проблемы и находите способы их решения
  • Каждый должен понимать, что успех группы зависит не только от запоминания готовых заданий, данных в учебнике, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умения.
  • Формируйте собственную точку зрения, учитесь её аргументировать отстаивайте своё мнение
  • Учитесь общаться между собой, с учителями, овладевая коммуникативными умениями
  • Развивайте чувства товарищества, взаимопомощи

Учитель читает задание к тексту (упр.136), затем предлагает обратиться к его выполнению.

Прочитайте, передавая голосом состояние страха, которое ощущали жители дома от грозы в деревне. Озаглавьте текст. Какого он стиля? Какова его основная мысль? Разделите текст на абзацы. Какие из синонимов к выделенному слову были бы уместны в тексте?

(Не) забываемое вп..чатление остав..ла гроза в деревне. Нач..лась она вечером. Светлая з..ря еще (не) закрытая черной приближающ..ся тучей оз..ряла розовым светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь (не) прекращавш..йся в течение целого часа. Сквозь (не) занавеш..нные окна постоянно видна была молния. (Не) смолкавшие ни на м..нуту раскаты грома сковали нас и держали в состоян.. (не) прекращавш..гося страха. Казалось, что какая (то) сила сн..сет наш домик стоящий на высоком берегу реки.

(С.Аксаков)

Страшный, устрашающий, ужасающий, ужасный, чудовищный, жуткий, зловещий, грозный

I ГРУППА определяет стиль текста, тип речи, его основную мысль; обращается к словам синонимам на стр. 67, записывает их в тетради, составляет словосочетания, чтобы расширить состояние страха, которое ощутили жители дома от грозы.
II ГРУППА выписывает в тетрадь слова с пропущенными орфограммами (кроме не), объясняя условия выбора.
III ГРУППА выписывает примеры НЕ со словами, объясняя условия выбора.
IV ГРУППА находит и объясняет предложение с причастным оборотом.
V ГРУППА производит морфологический разбор причастия непрекращавшегося страха

Заслушиваются ответы групп, за правильные ответы группа получает жетоны. Вывод по заданию.

5. Найдите соответствие «Не с разными частями речи»

(Группы вспоминают правописание НЕ с разными частями речи, используя распечатанные задания)

Задание выполняется учениками «по вертушке»

а) слитное написание существительного ____________________________________________
б) слитное написание прилагательного ____________________________________________
в) раздельное написание прилагательного ____________________________________________
г) краткое прилагательное _______________________________________________________
д) раздельное написание причастий _________________________________________________
е) слитное написание причастий ____________________________________________________
ж) слитное написание глагола ______________________________________________________
з) краткое причастие _____________________________________________________________

Набор: до конца (не) изученный; (не) обыкновенный случай; зачем его (не) волить; проблема (не) решена; рассказывать (не) былицы; проблема (не) решена; взгляд (не) добрый, а злой; небо здесь (не) южное; (не) возвращенная рукопись; цитаты (не) проверены; река (не) глубока; (не) высокий дом.

Правильный ответ оценивается жетоном. Учитель обращает внимание учеников на раздельное написание НЕ с краткими прилагательными: не должен, не рад, не готов, не обязан, не согласен, не способен. От каждой группы приводятся примеры словосочетаний с данными прилагательными.

6. Лексическая разминка (проецируется на экране)

Группам по очереди предлагается определить соответствующий синоним, если группа затрудняется с ответом, отвечают остальные, получая дополнительные жетоны.

  • Безграничный, безмерный (неисчерпаемый)
  • Постоянно светящийся, не утрачивающий своей силы, своего значения (немеркнущий)
  • Не знающий жизни, не имеющий опыта (неоперившийся)
  • То, что трудно описать словами (неописуемый)
  • Лишённый покрытия, кровли (непокрытый)
  • Запрещённый, недозволенный (неразрешённый)
  • Огнеупорный (несгораемый)
  • Поддерживающий собой что – либо неподвижное, служащий опорой чему – либо (несущий)
  • Имеющий плохую успеваемость, отстающий в занятиях (неуспевающий)
  • Постоянно бодрый и жизнерадостный (неунывающий)

Вывод по заданию (закрепляется навык правописания НЕ с причастиями)

– А когда данные причастия будут писаться раздельно? (ответы групп)

7. Контрольный срез. Буквенный диктант

1. невзрачный вид (с)
2. мед не липовый (р)
3. нетрудная задача (с)
4. не посеянный в срок (р)
5. работа не выполнена (р)
6. не надеялся (р)
7. полная неразбериха (с)
8. не готов к ответу (р)
9. невстреченный гость (с)
10. вовсе не интересный фильм (р)

8. Итог урока

Ученики дают оценку своей работе в группе.
Оценки за урок: общая оценка группе дается по количеству жетонов, индивидуальная – за контрольный срез.

9. Домашнее задание: параграф 24 упр. 135-137.